Организация оказания помощи гражданам, находящимся в опьянении в общественных местах

08.02.2021

Многочисленные факты нарушения прав граждан в существовавших в системе МВД медицинских вытрезвителях, их неясный правовой статус, неопределенность и неочевидность в современных условиях их функций, заставляет неотлагательно обсуждать данную проблему.

Необходимо разделить функцию доставки данных граждан в  специализированные учреждения и  функцию оказания профессиональной помощи данным гражданам. Смешение этих функций в системе медвытрезвителей является очевидной предпосылкой для нарушения законных прав и интересов граждан. Известны многочисленные факты, когда в медицинские вытрезвители доставлялись граждане не по признаку необходимости оказания помощи, а в силу совершенно иных, зачастую носивших преступный характер соображений сотрудников данной системы.

Функцию доставки граждан, находящихся в опьянении, нужно доверить службам, имеющим необходимые кадровые и транспортные ресурсы, как различной ведомственной подчиненности, так и общественным формированиям.

Возможны три варианта доставки лиц, находящихся в  состоянии опьянения, в зависимости от их состояния и поведения:

• В случае если состояние здоровья гражданина и его поведение не требует профессионального вмешательства органов здравоохранения или правоохранительных органов, гражданин должен доставляться по месту жительства.
• В случае если гражданин нарушает общественный порядок, он должен доставляться в территориальный орган внутренних дел и при наличии оснований привлекаться к установленной законом ответственности. При необходимости правоохранительные органы могут принимать участие в процессе этой доставки.
• В случае если состояние здоровья гражданина, находящегося в опьянении, требует оказания ему медицинской помощи, гражданин должен доставляться в отделение неотложной наркологической помощи или иное медицинское учреждение. При необходимости служба скорой медицинской помощи может принимать участие в доставке в медицинские учреждения.

При выявлении находящихся в состоянии опьянения несовершеннолетних или беременных женщин надо исключить их доставление в органы внутренних дел и, при необходимости, направлять их исключительно в отделения неотложной наркологической помощи или иные учреждения системы здравоохранения.

Отделения неотложной наркологической помощи должны полностью заменить существующие медицинские вытрезвители. Наиболее целесообразно развертывать данные отделения при многопрофильных больницах, что позволит, при необходимости, оказывать квалифицированную медицинскую помощь. У этих отделений должна быть усилена составляющая, обеспечивающая поддержание порядка. Известно, что значительная часть профильного наркологического контингента заполняет койки травматологических, хирургических и иных отделений многопрофильных больниц. В случае развертывания отделений неотложной наркологической помощи при многопрофильных больницах этот профильный контингент, в ряде случаев, когда это возможно, может находиться не  в  отделениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, а в данных отделениях.

При развертывании отделений неотложной наркологической помощи в значительных масштабах возможна постановка вопроса об использовании данных отделений для лечения наркологического контингента больных в случае, если пациент «опасен для себя или окружающих», что соответствует ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Тогда, возможно, дискуссия о необходимости использования принудительных форм лечения алкоголизма и наркомании сможет перейти в плоскость практических действий.