Общие положения

06.03.2022

Заболевание алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией существенно ограничивает права больного. Из  этого следует, что оказание наркологической помощи, одним из элементов которой является установление диагноза наркологического заболевания, должно иметь четкое нормативно-правовое регулирование, в том числе, на уровне федерального законодательства. Согласно ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации об  охране здоровья граждан (далее Основы законодательства о здравоохранении; Закон РФ от 22 июля 1993 г. № 5487–1) задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

• правовое регулирование деятельности в  области охраны здоровья граждан предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;
• определение прав граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья;
• определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских работников.

Значимость нормативно-правового регулирования оказания наркологической помощи формально подтверждается тем, что в уставах всех лечебно-профилактических учреждений констатируется обязательность соблюдения требований действующего законодательства. Однако формальный, декларативный характер этих положений уставов становится очевидным, стоит лишь задуматься над вопросом, каким Федеральным законом должно регулироваться оказание наркологической помощи?

В период с  1992  по  1999  гг. в  Российской Федерации были приняты федеральные законы, создавшие основу правового регулирования тех специфических общественных отношений, которые возникают при оказании медицинской помощи. Базовым нормативным актом в  области медицинского права стали Основы законодательства Российской Федерации об  охране здоровья. Основы закрепили важнейшие положения: принципы организации охраны здоровья граждан; права граждан при оказании медицинской помощи, включая положение о добровольности ее оказания (правовым основанием для медицинского вмешательства является добровольное информированное согласие гражданина или его законного представителя). С  учетом особенностей ряда заболеваний, требующих специального правового регулирования, (прежде всего необходимости недобровольного медицинского вмешательства в целях защиты интересов самого больного и других граждан) положения Основ о  недобровольном медицинском вмешательстве получили развитие в Законе РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее Закон о психиатрической помощи), а также в Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 

«Специальные» законодательные акты в  области охраны здоровья граждан появлялись в тех случаях, когда возникала необходимость дополнительного правового регулирования вследствие специфического характера правоотношений или особой социальной значимости заболевания. Наркологические заболевания имеют чрезвычайную социальную значимость. Специфический характер правоотношений, возникающих при оказании наркологической помощи, обусловлен изменениями личности и  нарушениями поведения, характерных для этих больных, что ограничивает способность их осознанно руководить своим поведением при принятии решения о медицинском вмешательстве, а также опасностью указанных больных для окружающих вследствие их высокой криминальной активности. Сходные особенности имеют и психические расстройства. В связи с этим для права ключевое значение имеет вопрос, имеющий скорее медицинский, чем правовой характер,— возможно ли для оказания наркологической помощи использовать Закон РФ «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», или необходима разработка специального закона?