Обеспечение осуществления положений международных договоров о контроле над наркотиками

03.01.2022

1. Предупреждение утечки контролируемых веществ

164. Одной из основных целей международного режима контроля над наркотиками является предупреждение утечки контролируемых веществ в каналы незаконного оборота для дальнейшего сбыта потребителям наркотиков или, в случае химических веществ – прекурсоров, использования для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ. В течение многих лет наркоторговцам удавалось осуществлять утечку контролируемых веществ, пользуясь пробелами в осуществлении режима контроля, а после того как эти пробелы были обнаружены, Экономическому и Социальному Совету и Комиссии по наркотическим средствам пришлось принять дополнительные меры контроля для их устранения. В настоящем разделе рассматриваются меры, принимаемые правительствами для предупреждения утечки контролируемых веществ в соответствии с положениями договоров и резолюциями Совета и Комиссии, анализируются сохраняющиеся проблемы в области предупреждения утечки и даются конкретные рекомендации по их решению.

а) Законодательная и административная база

165. Правительствам надлежит следить за тем, чтобы внутреннее законодательство их стран соответствовало положениям международных договоров о контроле над наркотиками. Они также обязаны вносить изменения в перечни веществ, подлежащих контролю на национальном уровне, в случаях, когда какое-либо вещество включается в списки международных договоров о контроле над наркотиками или переносится из одного списка в другой. Несовершенство механизмов принятия законодательства и контроля за его исполнением на национальном уровне, а также задержки с внесением изменений в национальные перечни контролируемых веществ для приведения их в соответствие со списками международных договоров о контроле над наркотиками ведут к тому, что вещества, подлежащие международному контролю, на национальном уровне должным образом не контролируются, что может приводить к их утечке в каналы незаконного оборота.

166. Некоторые правительства испытывают трудности с решением проблемы несоблюдения их национальными структурами различных мер контроля, направленных на предупреждение утечки контролируемых веществ из каналов внутреннего распределения, в частности требований о рецептурном отпуске наркотических средств и психотропных веществ и безопасном хранении контролируемых веществ для предотвращения их хищений. Меры наказания за халатность и неэтичное поведение, применимые к физическим лицам или компаниям, нередко бывают недостаточно суровыми и не удерживают людей от сотрудничества с наркоторговцами с целью организации утечки. Комитет призывает все правительства рассмотреть вопрос о том, обладают ли меры наказания, предусмотренные внутренним законодательством о контроле над наркотиками, достаточным сдерживающим эффектом, и при необходимости внести в законодательство соответствующие изменения.

167. Комитет с удовлетворением отмечает, что правительства продолжают расширять сферу применения законодательства о прекурсорах за пределы минимальных требований, предусмотренных Конвенцией 1988 года и последующими резолюциями Комиссии по наркотическим средствам, с целью лишения наркоторговцев доступа к химическим веществам-прекурсорам, необходимым для незаконного изготовления наркотиков. В 2011 году многие страны, включая Гватемалу, Никарагуа и Сальвадор, распространили действие мер контроля на производные фенилуксусной кислоты, не подлежащие контролю на международном уровне, и отразили в своем внутреннем законодательстве недавний перенос фенилуксусной кислоты из Таблицы I в Таблицу II. Канада также распространила действие своего законодательства на ряд веществ, которые не указаны в таблицах Конвенции 1988 года, однако могут быть использованы для незаконного
изготовления метамфетамина или метилендиоксиметамфетамина (МДМА, более известного под названием экстези).

168. В соответствии с резолюцией 1992/29 Экономического и Социального Совета о мерах по предотвращению утечки прекурсоров и основных химических веществ для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ Комитет связался со Всемирной таможенной организацией с целью присвоения отдельного тарифного кода препаратам, содержащим эфедрин и псевдоэфедрин, для облегчения контроля за торговлей этими веществами и выявления попыток организовать их утечку.

b) Предупреждение утечки из каналов международного оборота

Исчисления и оценки годовых потребностей в контролируемых веществах

169. Система исчислений законных годовых потребностей является важной мерой контроля, которая при ее надлежащем применении позволяет предотвращать утечку контролируемых веществ из каналов международной торговли. Согласно Конвенции 1961 года, при осуществлении торговли наркотическими средствами государства-экспортеры и импортеры обязаны соблюдать предельные объемы, устанавливаемые на основе исчислений годовых потребностей, представляемых правительствами и утверждаемых Комитетом. Система оценок годовых потребностей в психотропных веществах и система исчислений годовых потребностей в наркотических средствах были приняты, соответственно, Экономическим и Социальным Советом и Комиссией по наркотическим средствам с целью помочь государствам в выявлении необычных сделок, которые могут свидетельствовать о попытках наркоторговцев организовать утечку контролируемых веществ в каналы незаконного оборота.

170. Для обеспечения эффективной работы этих систем правительствам следует следить за тем, чтобы их исчисления и оценочные данные соответствовали реальным законным потребностям, а ввоз контролируемых веществ в больших объемах не допускался. Если фактические потребности оказываются больше потребностей, ранее указанных Комитету, страны-импортеры должны незамедлительно сообщать ему о таких изменениях. Правительствам стран-экспортеров со своей стороны следует создать механизм для сверки исчислений и оценочных данных стран-импортеров с их заказами на экспорт контролируемых веществ и не допускать экспортных поставок, не соответствующих законным потребностям.

171. Комитет регулярно расследует случаи предполагаемого несоблюдения правительствами требований системы исчислений и оценок потребностей с целью выявления пробелов, которые могут вести к утечке. Как и в предыдущие годы, требования системы исчислений потребностей в наркотических средствах соблюдаются большинством государств. В 2010 году власти 12 стран выдали разрешения на ввоз веществ, в отношении которых не было представлено оценочных данных или количество которых значительно превышало заявленные потребности, тогда как большинство стран-экспортеров принимали во внимание оценочные данные, представленные странами-импортерами, и сознательно не экспортировали психотропные вещества в объемах, превышающих заявленные потребности. Что же касается исчислений годовых законных потребностей в четырех веществах, используемых при изготовлении стимуляторов амфетаминового
ряда, то некоторые правительства давали разрешения на ввоз таких веществ в объемах, значительно превышавших официально опубликованные законные годовые потребности.

172. Комитет рекомендует правительствам как минимум раз в три года пересматривать свои законные потребности в психотропных веществах в соответствии с руководящими принципами оценки потребностей в веществах, контролируемых на
международном уровне, разработанными Комитетом совместно с ВОЗ (см. пункты 238-242 ниже), и сообщать Комитету о любых изменениях, если таковые имеют место. Комитет также призывает правительства, особенно правительства стран с большими объемами продаж (в том числе реэкспорта) этих четырех прекурсоров и их препаратов, в отношении которых рекомендовано составлять исчисления, бдительно следить за тем, чтобы исчисления их годовых законных потребностей соответствовали текущей ситуации на рынке.

Требование о получении разрешений на ввоз и вывоз наркотиков

173. Еще одним важным элементом международной системы контроля над наркотиками является требование о получении разрешений на ввоз и вывоз, которое позволяет компетентным национальным органам проверять законность конкретных сделок до осуществления поставки. Получать разрешения на ввоз и вывоз требуется при совершении любой сделки с веществами, подлежащими контролю согласно Конвенции 1961 года или включенными в Списки I и II Конвенции 1971 года. Компетентные национальные органы должны выдавать разрешение на ввоз в отношении любых сделок, связанных с ввозом таких веществ в их страну. Власти страны-экспортера обязаны проверить подлинность разрешения на ввоз, прежде чем выдать разрешение на вывоз, без которого груз, содержащий контролируемое вещество, не может быть вывезен за пределы страны.

174. Конвенция 1971 года не требует получения разрешений на ввоз и вывоз психотропных веществ, включенных в Списки III и IV. В связи с учащением случаев утечки таких веществ из каналов международной торговли, произошедшим в 1970-80-е годы, Экономический и Социальный Совет в резолюциях 1985/15, 1987/30 и 1993/38 просил правительства распространить систему разрешений на ввоз/вывоз на все психотропные вещества. Комитет с удовлетворением отмечает, что правительства Болгарии, Ирака, Мавритании, Мьянмы, Сальвадора, Турции, Украины и Черногории недавно включили в свое национальное законодательство требование о получении разрешений на ввоз некоторых или всех веществ из Списков III и IV. Комитет вновь призывает все правительства, еще не установившие требование о получении разрешений на ввоз/вывоз всех психотропных веществ, как можно скорее распространить эту меру контроля на все психотропные вещества из Списков III и IV в соответствии с вышеупомянутыми резолюциями Совета и сообщить Комитету о принятых мерах.

175. Хотя в настоящее время требование о получении разрешений на ввоз/вывоз большей части веществ из Списков III и IV Конвенции 1971 года действует в большинстве стран мира, эта мера контроля до сих пор применяется не повсеместно и не ко всем веществам. Для помощи правительствам и недопущения активизации деятельности наркоторговцев в тех странах, в которых действуют менее строгие меры контроля, Комитет рассылает всем компетентным национальным органам таблицу с информацией о требованиях относительно получения разрешений на ввоз веществ из Списков III и IV, введенных правительствами разных стран в соответствии с вышеупомянутыми резолюциями Экономического и Социального Совета. С октября 2011 года эта таблица размещена также на защищенной странице веб-сайта Комитета, доступ к которой имеют лишь специально уполномоченные официальные должностные лица; благодаря этому у национальных органов стран-экспортеров появилась возможность в максимально короткий срок узнавать об изменении требований о получении разрешений на ввоз, действующих в странах-импортерах.

Проверка законности разрешений на ввоз

176. Комитет рекомендует властям стран-экспортеров проверять подлинность всех разрешений на ввоз, вызывающих у них подозрение. Так целесообразно поступать особенно в тех случаях, когда разрешения имеют новое или непривычное оформление, заверены неизвестными печатями или подписями, выданы не официально признанным компетентным национальным органом или касаются ввоза веществ, которые, согласно имеющимся сведениям, часто становятся объектом злоупотреблений в регионе страны-импортера. Комитет с удовлетворением отмечает, что правительства ряда стран, в том числе Венгрии, Индии и Соединенного Королевства, завели практику обращаться к компетентным национальным органам стран-импортеров за подтверждением законности разрешений на ввоз и доводить до их сведения документы, не полностью соответствующие требованиям оформления разрешений на ввоз, предусмотренным международными договорами о контроле над наркотиками.

177. Все более активную роль в обеспечении функционирования системы разрешений на ввоз играют и страны-импортеры. Правительства многих стран-импортеров регулярно информируют Комитет об изменениях форм бланков разрешений на ввоз и направляют ему образцы пересмотренных бланков свидетельств и разрешений на ввоз наркотических средств, психотропных веществ и химических веществ – прекурсоров, с тем чтобы он мог оказывать содействие правительствам стран-экспортеров в проверке подлинности соответствующих документов. Некоторые страны-импортеры направляют Комитету копии всех выдаваемых разрешений на ввоз для ускорения процесса проверки их подлинности. В Комитет продолжают поступать обращения правительств стран-экспортеров с просьбой помочь проверить законность разрешений на ввоз, особенно если их собственные попытки получить ответ от властей страны-импортера не увенчались успехом.

Если Комитет не располагает достаточной информацией для проверки законности разрешения, он просит страну-импортера подтвердить законность сделки.

178. Комитет хотел бы напомнить правительствам стран-импортеров, что своевременные ответы на запросы о подтверждении законности конкретных сделок отвечают их интересам. Задержки с ответом на такие запросы могут затруднять расследование попыток организовать незаконную утечку и/или неоправданно тормозить законную торговлю контролируемыми веществами, негативно сказываясь на их доступности для использования в законных целях.

179. Комитет с удовлетворением отмечает, что правительства постепенно осознают важность оперативного обмена информацией между странами-экспортерами и импортерами, предпочтительно в автоматическом режиме и полностью в электронной форме, для предупреждения неоправданных задержек в процессе законной торговли наркотическими средствами и психотропными веществами и одновременного обеспечения функционирования системы исчислений и оценки потребностей в контролируемых веществах и выполнения требований о получении разрешений на ввоз/вывоз, предусмотренных международным режимом контроля над наркотиками. (Информацию о текущей и планируемой деятельности международного сообщества по созданию электронной системы разрешений на ввоз/вывоз см. в пунктах 212-219 ниже.)

Онлайновая система предварительного уведомления об экспорте химических веществ – прекурсоров

180. Эффективным способом проверки законности отдельных поставок химических веществ – прекурсоров является обмен информацией между странами-экспортерами и импортерами в рамках системы предварительного уведомления об экспорте. 

Основным механизмом обмена такой информацией служит разработанная Комитетом система PEN Online. В настоящее время система насчитывает 126 зарегистрированных пользователей, которые ежегодно направляют с ее помощью свыше
20 000 уведомлений в 169 стран и территорий. Система PEN Online лежит в основе всех усилий по контролю за международной торговлей химическими веществами – прекурсорами и предотвращению их утечки и могла бы давать еще большую отдачу, если бы ею регулярнее пользовалось большее число стран. В связи с этим Комитет вновь призывает все правительства, еще не зарегистрировавшиеся в системе PEN Online, зарегистрироваться в этой системе и пользоваться ею в соответствии с резолюцией 1817 (2008) Совета Безопасности.

с) Эффективность мер контроля, направленных на предупреждение утечки контролируемых веществ из каналов международной торговли

181. Меры контроля, о которых говорилось выше, являются весьма эффективными. За последнее время не было выявлено ни одного нового случая утечки наркотических средств и психотропных веществ из каналов международной торговли в каналы незаконного оборота. Однако попытки организовать утечку наркотических средств и психотропных веществ попрежнему выявляются благодаря бдительности компетентных национальных органов, тесно взаимодействующих с Комитетом.

182. Наркоторговцы продолжают пытаться организовать утечку контролируемых веществ с помощью поддельных разрешений на ввоз. В 2011 году была выявлена одна попытка организовать утечку, которую удалось пресечь благодаря бдительности компетентных национальных органов Индии, заметивших, что представленное им разрешение на ввоз мидазолама, якобы выданное властями Малайзии, составлено не по официально утвержденной форме. Мидазолам, относящийся к группе бензодиазепинов, широко используется в Восточной Азии в ненадлежащих целях. В результате запроса, направленного властям Малайзии, было установлено, что вызвавшее подозрение разрешение является поддельным, а соответствующая сделка представляет собой попытку организовать утечку. Комитет надеется, что правительства будут проводить расследования по всем фактам покушения на организацию утечки контролируемых веществ с целью выявления причастных лиц и привлечения их к ответственности.

183. Время от времени наркоторговцы, нередко при пособничестве коррумпированных элементов, пытаются выдать себя за представителей правительств стран, в которых якобы слабо развита система контроля над наркотиками. Не так давно в Комитет обратился человек, который представился представителем правительства одной из латино-американских стран и, сославшись на низкую доступность наркотических средств, особенно оксикодона, в его стране, попытался получить информацию о порядке повышения исчислений потребностей в этом наркотическом средстве. После того как Комитет решил проверить полномочия данного лица, оно больше с запросами не обращалось.

184. В результате ужесточения мер контроля над химическими веществами – прекурсорами и изменения их списочного статуса, затруднивших организацию утечки таких веществ из каналов международной торговли, наркоторговцы вынуждены искать новые, не включенные в списки химические вещества для использования при незаконном производстве наркотиков. Для сбора подробной информации о тенденциях в данной области в марте 2011 года началось осуществление операции ФУКП (касающейся оборота фенилуксусной кислоты и ее производных), посвященной наблюдению за мировой торговлей фенилуксусной кислотой и ее производными, используемыми при незаконном изготовлении стимуляторов амфетаминового ряда. Эта операция стала первым проектом, в рамках которого было проведено целенаправленное наблюдение за торговлей веществом, не включенным в списки контролируемых веществ. Операция дала весьма положительные результаты. Благодаря активному участию в операции 63 правительств в ее рамках удалось изъять 612 т химических веществ, из которых могло бы быть незаконно изготовлено примерно 115 т гидрохлорида метамфетамина.

185. Один из основных выводов, которые удалось сделать по итогам операции ФУКП, заключается в том, что число изъятий эфедрина и псевдоэфедрина в Латинской Америке постепенно сокращается, по-скольку наркоторговцы все чаще используют вместо них не включенные в таблицы вещества, например производные фенилуксусной кислоты. В то же время эфедрин и псевдоэфедрин все шире используются для незаконного изготовления метамфетамина в отдельных районах Юго-Восточной Азии. Операция ФУКП также продемонстрировала, что наркоторговцы проявляют большую гибкость при поиске источников химических веществ, пригодных для незаконного изготовления наркотиков, быстро подыскивая вещества-заменители, новые страны производства и новые маршруты доставки. Так, например, химические вещества, изъятые в Мексике в первые месяцы осуществления операции ФУКП, были китайского производства. Партии же химических веществ, изъятые в ходе второй половины операции и предназначавшиеся для стран Центральной Америки – Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора, – были произведены в Индии. Операция ФУКП также продемонстрировала большой размах и изощренность такой незаконной деятельности, о которых свидетельствует как количество перехваченных партий, так и число ликвидированных подпольных лабораторий.

186. Поскольку наркоторговцы не оставляют попыток организовать утечку контролируемых веществ из каналов международной торговли и им иногда удается добыть химические вещества – прекурсоры подобным образом, Комитет вновь призывает все правительства проявлять бдительность и внимательно следить за торговлей веществами, подпадающими под действие режима контроля, установленного международными конвенциями о контроле над наркотиками и соответствующими резолюциями, используя вышеупомянутые средства.

d) Предупреждение утечки из каналов внутреннего распределения

187. Поскольку наркоторговцам становится все труднее приобретать наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры из каналов международной торговли, основным источником снабжения незаконных рынков подобными веществами стала утечка из законных каналов внутреннего распределения. Вещества, ставшие объектом утечки, могут использоваться в незаконных целях в той же стране, в которой произошла утечка, либо контрабандой вывозиться в другие страны, особенно туда, где на них существует большой спрос на нелегальном рынке.

188. В отношении многих веществ, ставших объектом утечки из каналов внутреннего распределения, имеется мало сведений о том, каким образом произошла утечка и каким способом их удалось приобрести наркоторговцам и злоупотребляющим такими веществами лицам. Данные об изъятиях указывают на то, что проблемы в этой области все еще сохраняются. Данные о злоупотреблении психоактивными веществами, основанные на результатах обзоров наркологической ситуации и наблюдениях лечебно-консультативных наркологических центров, также свидетельствуют о широкой доступности наркотических средств и психотропных веществ, ставших объектом утечки из законных каналов распределения. Потребители наркотиков, обращающиеся за наркологической помощью, могут сообщить полезные сведения об источниках контролируемых веществ, в частности об аптеках, не соблюдающих требование о рецептурном отпуске, а также о методах приобретения таких веществ, включая кражи и другие формы неэтичного поведения, такие как обращение за рецептом сразу к нескольким врачам. Комитет рекомендует правительствам сообщать ему о фактах утечки контролируемых веществ из каналов внутреннего распределения, отмеченных в их странах, с целью обмена извлеченными уроками с правительствами других стран.

189. Чаще всего объектом утечки становятся те наркотические средства и психотропные вещества, которые широко используются в законных целях. Среди наркотических средств это прежде всего опиоидные анальгетики, такие как фентанил, гидрокодон, гидроморфон, морфин и оксикодон. Среди психотропных веществ объектом утечки чаще всего становятся стимуляторы (амфетамины, метилфенидат и анорексигенные средства), анксиолитики и седативно-гипнотические средства, в частности бензодиазепины (особенно диазепам, альпразолам, лоразепам, клоназепам, флунитразепам и мидазолам), а также барбитураты и гамма-оксимасляная кислота (ГОМК).

190. Среди химических веществ – прекурсоров объектом утечки чаще всего становится ангидрид уксусной кислоты, утечка которого из каналов внутреннего распределения для последующего нелегального вывоза в другие страны превратилась в основной способ приобретения данного вещества с целью незаконного изготовления героина. Что же касается перманганата калия, то он все чаще производится подпольно либо заменяется другими веществами.

191. Комитет хотел бы напомнить всем правительствам об их обязанности предотвращать утечку контролируемых веществ в каналы незаконного оборота, предусмотренной международными договорами о контроле над наркотиками. С этой целью правительствам следует обеспечить выполнение мер контроля, предусмотренных этими договорами и соответствующими резолюциями Социального и Экономического Совета и Комиссии по наркотическим средствам, и применять надлежащие санкции к национальным учреждениям, уличенным в халатности или противозаконной деятельности.

Утечка лекарственных препаратов, содержащих контролируемые вещества

192. Объектом утечки из каналов внутреннего распределения часто становятся лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача (лекарственные препараты, содержащие контролируемые вещества). Количество наркотических средств и психотропных веществ, становящихся объектом утечки в форме лекарственных препаратов, может быть довольно большим, поскольку во многих странах масштабы злоупотребления лекарственными средствами заметно выросли. Злоупотребление некоторыми лекарственными препаратами (например, содержащими оксикодон, фентанил и некоторые бензодиазепины, в частности флунитразепам) получило настолько широкое распространение, что они не только становятся объектом утечки, но и производятся подпольно специально для удовлетворения растущего незаконного спроса.

193. Все более активную роль в организации утечки лекарственных препаратов, содержащих контролируемые вещества, играют международные преступные организации. С этой целью они прибегают к помощи врачей, которые выписывают такие препараты несмотря на отсутствие обоснованных медицинских показаний, а также к услугам больных, которые получают рецепты, симулируя симптомы заболеваний, для лечения которых требуется назначение соответствующих лекарств. Так, в 2010 году компетентным органам Сальвадора удалось ликвидировать преступную группу, занимавшуюся организацией утечки препаратов, содержащих оксикодон, из каналов внутреннего распределения. В связи с данным делом было задержано 23 врача, 2 фармацевта и 2 административных работника. В Соединенных Штатах Америки также не первый год ведется работа по выявлению и расследованию деятельности врачей, назначающих неоправданно большое количество лекарственных средств рецептурного отпуска, и аптек, продающих чрезмерное количество контролируемых веществ, включая опиоидные анальгетики и бензодиазепины.

194. Объектом утечки становятся и наркотические средства в форме препаратов, занесенных в Список III Конвенции 1961 года. На такие препараты не распространяется часть мер контроля, предусмотренных данной Конвенцией, в частности требование о рецептурном отпуске, требование о составлении исчислений, а также другие меры контроля за международной торговлей и требование о представлении отчетности Комитету. Согласно имеющимся сведениям, среди таких препаратов объектом злоупотребления часто становятся сиропы от кашля, содержащие кодеин, дигидрокодеин, гидрокодон, этилморфин и фолькодин, нередко потребляемые в сочетании с другими лекарственными средствами и/или алкоголем. Препараты из Списка III нередко законно приобретаются в аптеках или других легальных торговых точках, а затем поступают в каналы незаконного оборота.

195. Злоупотребление препаратами из Списка III Конвенции 1961 года заставило многие страны принять ответные меры, в частности ввести рецептурный отпуск препаратов из Списка III, чаще всего становящихся объектом злоупотребления, ужесточить контроль за законными каналами распределения, в частности ограничить отпуск таких препаратов, а в некоторых случаях даже изъять их из продажи или заменить действующее вещество другим веществом, не имеющим наркотического эффекта.

Утечка наркотических средств, используемых в рамках заместительной терапии, и злоупотребление ими

196. Особую проблему продолжает представлять утечка веществ, используемых в рамках заместительной терапии, – бупренорфина, метадона и морфина. Комитет неоднократно затрагивал данную тему, последний раз в своем ежегодном докладе за 2010 год. В 2011 году Комитет обратился к крупнейшим странам – потребителям бупренорфина с просьбой сообщить о текущем положении дел с утечкой бупренорфина из каналов внутреннего распределения, в том числе в рамках программ опиоидной заместительной терапии, если такие случаи имели место, а также о мерах, принимаемых правительствами для решения данной проблемы. Представленные сведения дополнили информацию, полученную в 2010 году, когда Комитет запросил аналогичные данные у стран, в наибольшей степени затронутых проблемой утечки бупренорфина и злоупотребления им.

197. К моменту завершения работы над настоящим докладом Комитет получил ответы от 15 стран. Согласно полученной информации, бупренорфин попрежнему часто оказывается объектом утечки из каналов внутреннего распределения. Практически все представившие ответы страны подтвердили тот факт, что препараты, содержащие бупренорфин, нередко становятся объектом злоупотребления, особенно среди опиоидных наркоманов, направляемых на дезинтоксикацию и заместительную терапию. Получила подтверждение и информация о злоупотреблении препаратом, содержащим бупренорфин в сочетании с налоксоном, который обладает свойством снижать эффективность действия опиатов и был добавлен в состав препарата специально для предотвращения злоупотреблений. Беспокойство вызывают также сообщения о том, что содержащие бупренорфин препараты иногда растворяют в воде и затем вводят внутривенно.

198. Получить достоверные данные о масштабах утечки препаратов, содержащих бупренорфин, и злоупотребления ими довольно сложно, как и данные о злоупотреблении большинством других лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, однако, насколько можно судить, обострение данной проблемы является следствием расширения программ заместительной терапии во многих странах и связанного с ним повышения доступности бупренорфина. В Финляндии бупренорфином злоупотребляла треть всех наркоманов, проходивших лечение в 2009 году. В Соединенных Штатах Америки число случаев обращения за экстренной медицинской помощью в связи с потреблением бупренорфина в немедицинских целях увеличилось более чем в три раза – с 4 400 в 2006 году до 14 200 в 2009 году, а правоохранительные органы зафиксировали существенное увеличение объема изъятий этого вещества.

199. Несколько стран сообщили о случаях контрабанды препаратов, содержащих бупренорфин. Так, например, Дания сообщила об изъятии таких препаратов на границе с Германией; при расследовании данного факта выяснилось, что изъятые таблетки предназначались для незаконного сбыта в Финляндии и Норвегии. Почти весь бупренорфин, незаконно потребляемый на территории Финляндии, контрабандой ввозится из других европейских стран, в том числе из Эстонии, Франции и, все чаще, из Швеции и Соединенного Королевства. Имеются сведения также о случаях контрабандного ввоза субутекса (препарат, содержащий бупренорфин) из Франции на Маврикий. В ответах правительств отмечалось, что важную роль в подобных делах играют недобросовестные медицинские работники и пациенты. Врачи не всегда внимательно следят за количеством выписываемых препаратов, в результате чего пациентам удается приобретать лекарственные
средства в большем количестве, чем требуется для их собственных нужд, с целью последующей перепродажи лицам, злоупотребляющим наркотиками.

200. Как следует из полученных ответов, большинство правительств принимают меры для решения проблемы утечки бупренорфина и злоупотребления им. Такие меры включают принятие законов и подзаконных актов о заместительной терапии, контроль за предложением и распределением бупренорфина в ходе терапии, создание систем контроля за назначением лекарственных средств и проведение обязательной подготовки для медицинских работников, имеющих право назначать бупренорфин. Помимо этого правительства тесно сотрудничают с фармацевтической отраслью в целях контроля за производством, хранением и распределением препаратов, содержащих бупренорфин, однако различия в мерах контроля, применяемых к бупренорфину и его препаратам в разных странах, затрудняют осуществление согласованных действий по предупреждению утечки таких веществ и злоупотребления ими.

201. В связи с сохранением проблемы злоупотребления препаратами, содержащими бупренорфин, и их утечки из каналов внутреннего распределения Комитет настоятельно призывает правительства всех стран, в которых бупренорфин используется в законных целях, сохранять бдительность и принимать надлежащие меры контроля при обеспечении наличия данного вещества для использования в лечебных целях. Комитет также рекомендует правительствам тех стран, в которых продолжают отмечаться случаи незаконного ввоза бупренорфина, внимательно следить за ситуацией и сотрудничать друг с другом в целях предотвращения его незаконного оборота.

е) Прочие вопросы, касающиеся осуществления международных договоров о контроле над наркотиками и связанных с ними резолюций Укрепление международного сотрудничества и нормативной и институциональной основы в целях контроля над фармацевтическими препаратами, содержащими эфедрин и псевдоэфедрин

202. После ужесточения мер контроля над прекурсорами в нерасфасованном виде Комитет на протяжении нескольких лет неоднократно сообщал о торговцах, использующих фармацевтические препараты для получения прекурсоров, и выражал в связи с этим обеспокоенность, поскольку такие препараты могут выходить за рамки существующих внутригосударственных мер контроля.

203. Учитывая их широкое распространение в медицине, фармацевтические препараты, содержащие эфедрин и псевдоэфедрин (а также фармацевтические препараты, содержащие другие контролируемые прекурсоры, такие как эргометрин), пользуются особым статусом в рамках большинства систем национального контроля над наркотиками и прекурсорами, в которых медицинские средства и фармацевтические препараты специально исключаются из сферы действия мер контроля, применяемых к прекурсорам, содержащимся в этих препаратах.

204. Вместе с тем, учитывая значительные масштабы утечки фармацевтических препаратов в сферу незаконного изготовления наркотиков и их использования в этих целях, ряд правительств недавно приняли или принимают меры по укреплению своих механизмов контроля над такими продуктами. Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Таиланд уже уведомили Комитет о том, что они требуют представления через систему PEN Online информации о фармацевтических препаратах, содержащих эфедрин и псевдоэфедрин. В других странах ввоз таких препаратов полностью запрещен за исключением в некоторых случаях ввоза оговоренных количеств жидких препаратов для инъекций; к числу этих стран относятся Мексика и ряд центральноамериканских стран (Белиз, Гватемала, Никарагуа и Сальвадор). В других странах, включая Бутан, Гамбию, Гвинею-Биссау, Маврикий, Монако, Мьянму, Нидерланды и Сингапур, прямого запрета на ввоз нет, однако они уведомили Комитет о том, что у них нет каких-либо законных потребностей в таких препаратах. С информацией о годовых законных потребностях и запретах на ввоз таких препаратов, которую сообщили правительства, можно ознакомиться на веб-сайте Комитета

205. Комитету также известно об укреплении соответствующих мер контроля в ряде других государств, включая Бангладеш, Малайзию, Панаму, Парагвай и Чили. К числу таких усиленных мер относятся, например:

а) распространение требований о лицензировании импорта и экспорта на фармацевтические препараты, содержащие эфедрин и псевдоэфедрин;

b) выдача разрешений на импорт/экспорт фармацевтических препаратов, содержащих эфедрин и псевдоэфедрин, только уполномоченным компаниям;

с) введение только рецептурного отпуска таких препаратов или запрещение их продажи вне аптечных учреждений.

206. Важный шаг вперед на пути решения проблемы утечки фармацевтических препаратов, содержащих эфедрин и псевдоэфедрин, был сделан Комиссией по наркотическим средствам в марте 2011 года с принятием резолюции 54/8. В этой резолюции Комиссия признала тот факт, что утечка фармацевтических препаратов, содержащих эфедрин и псевдоэфедрин, вызывает обеспокоенность и представляет собой серьезную проблему для органов наркоконтроля, поскольку такие препараты могут не подпадать под те же меры контроля, что эфедрин и псевдоэфедрин в нерасфасованном виде.

207. В резолюции 54/8 Комиссия одобрила комплекс мер, призванных улучшить общий контроль и мониторинг торговли фармацевтическими препаратами,