«ГОРОД БЕЗ НАРКОТИКОВ» // Газета «Нижегородская правда», 9 апреля 2005 года

30.04.2022

«Город без наркотиков»

Недостаточной и неэффективной назвал вице-мэр Нижнего Новгорода Сергей Гладышев работу уполномоченных структур по профилактике наркозависимости среди несовершеннолетних. Столь строгую оценку он озвучил на прошедшем в мэрии совещании, посвященном этой острой проблеме. В нем приняли участие городские чиновники, представители правоохранительных органов высокого ранга и лидеры общественных организаций, посвятивших себя борьбе с наркотизацией общества

  По данным министерства здравоохранения Нижегородской области, в нашем регионе сегодня зарегистрировано почти 115 тыс. человек, допускающих немедицинское употребление наркотиков и психотропных веществ (ПАВ). Зависимых на учете 5803 человека, из них 4093 человека проживают в Нижнем. К этому количеству следует добавить число злоупотребляющих наркотиками и ПАВ несовершеннолетних. В картотеке городской наркологической службы таких 763 подростка. Еще 250 -уже серьезно больных наркоманией и токсикоманией. Эти цифры, однако, истинного положения дел не отражают. Как считает главный подростковый психиатр-нарколог департамента здравоохранения администрации города Евгений Куликов, это «лишь маленькая верхушка большого айсберга». 

   Заместитель начальника Управления федеральной службы РФ по контролю над оборотом наркотиков по Нижегородской области полковник полиции Виктор Загреков масштаб проблемы обозначает более конкретно: 
   — По результатам оперативно-розыскной деятельности можно сделать вывод, что реальные цифры превышают официальные как минимум в десять раз. 

   Каковы же причины этого дисбаланса, серьезно тормозящего реакцию органов власти? 
   Из доклада заместителя начальника Управления по организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних Нижегородской области Татьяны Курановой стало известно, что в прошлом году на территории области в состоянии наркотического опьянения было задержано 97 подростков (это не считая любителей клея и других токсических веществ). На учет в инспекции по делам несовершеннолетних поставлено меньше трети из них, а к административной ответственности привлечены и того меньше — только пятеро. 
   — Для того чтобы законно наказать подростка либо поставить его на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних, необходимо иметь на руках документ медицинского освидетельствования, — сообщает Куранова. —Основная масса ребят доставляется в отделения в вечерние и ночные часы, когда медицинские учреждения уже закрыты. В Нижнем вообще только два пункта, где можно провести полное медицинское освидетельствование на наличие в организме наркотических и токсических веществ. Кроме того, мы можем поставить подростка на учет только в случае, когда он сам признает, а его родители подтвердят факт употребления наркотиков. 

   Не будем останавливаться на социальных и других причинах, заставляющих наших детей пополнять армию самоубийц (ибо наркомания есть форма самоубийства), как и не станем доказывать неоспоримое: наркомания и попутное ей распространение ВИЧ-инфекции серьезно подрывают экономику страну. Попытаемся определить, что препятствует сегодня преодолению этой проблемы
   Первое и самое основное — игнорирование проблемы государством. Иначе как объяснить тот факт, что в реестре специальностей Министерства здравоохранения вообще отсутствуют специальность «подростковый нарколог». Создание подростковых диспансерных отделений тоже нигде не предусматривается. В Нижнем такие структуры появились в свое время благодаря волевому решению департамента здравоохранения, однако из-за отсутствия достаточных средств с декабря прошлого года подростковые наркологи подверглись сокращению. Из-за нехватки финансирования материально-техническая база службы находится в плачевном состоянии, а врачи-наркологи, имея крайне низкую зарплату, вынуждены повышать свою квалификацию на обучающих семинарах исключительно за собственный счет. 
   Далее. Совсем отсутствуют какие-либо документы, координирующие работу наркологической службы и правоохранительных органов
   — Методы и подходы этих структур абсолютно разные, точно так же, как отличны цели и задачи, — подчеркивает Евгений Куликов. — Их усилия должны быть согласованы на федеральном и местном уровнях, что позволило бы работать более эффективно и не распылять понапрасну средства, которых у нас и так-то совсем немного. 
   Результат такой нестыковки в действиях: по статистике, реально до подростковых наркологов доходят лишь полчеловека из десяти (!), попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних. Дотянуться до нуждающихся в квалифицированной медико-психологической помощи специалистам не удается… 

   Известно, что в 2003 году Нижний Новгород вступил в международную некоммерческую организацию ECAD («Европейские города против наркотиков»), у истоков создания которой стоит сама королева Швеции, лично контролирующая наркологические проблемы своего государства (неплохой пример для наших государственных мужей). В этом объединении сегодня более 250 городов, вставших на защиту своих территорий от наркоэпидемии. 
   Вступив в ECAD, Нижний взял на себя определенные обязательства: кроме уплаты членских взносов, город должен иметь собственную антинаркотическую программу. На сегодняшний день такой программы нет. 
   Выход. Понятно, что необходимая межведомственная антинаркотическая программа должна быть разработана. И, судя по решительному настрою Гладышева, она будет разработана. Гораздо труднее найти под нее деньги, но и это еще не все. Ключевое значение имеет назначение ответственных за решение проблемы. 

   — Администрации и Думе Нижнего Новгорода ECAD рекомендует внести соответствующие изменения и дополнения в Устав города, которые конкретизируют их задачи и функции в области государственной антинаркотической политики и повышают ответственность, — доводит до сведения советник ECAD в Нижнем Новгороде и Нижегородской, области подполковник милиции в отставке Олег Мандрусов. — ECAD настаивает, чтобы на уровне муниципалитетов появились специальные группы по координации антинаркотической деятельности, а в аппарате мэрии и на уровне администрации губернатора были выделены люди, которые бы занимались исключительно вопросами наркомании и девиантного поведения молодежи. 
   И еще. Следует признать, что проводимые сегодня платные образовательные семинары по проблемам наркомании не приносят ожидаемых результатов. По мнению Мандрусова, было бы гораздо целесообразнее за счет бюджетных средств серьезно подготовить хотя бы одного профессионала в области антинаркотической политики. Например, используя возможности двухгодичной магистратской программы наркоконфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, где впервые в России по направлению субъектов Федерации начато обучение подобных специалистов.

Ирина СЛАВИНА    
«Нижегородская правда», 9 апреля 2005 года