Комментарии по поводу состоявшегося, 16 июня 2003 года в Санкт-Петербурге семинара ECAD: «Наркоэпидемия как объект журналистского контроля»

13.03.2022

Комментарии по поводу состоявшегося,
16 июня 2003 года в Санкт-Петербурге семинара ECAD:
«Наркоэпидемия как объект журналистского контроля»,
представителя Нижнего Новгорода О.В. Мандрусова.

Олег Валентинович Мандрусов — куратор правового направления Нижегородской региональной общественной организации «Родители против наркотиков», автор нескольких книг по проблеме наркомании. Последняя работа О.В. Мандрусова — «Цена жизни. Проблема наркомании в «третьей столице» России».


     — Несколько слов о ЕСАД. Это Международная некоммерческая организация «Европейские города против наркотиков», в которую в 2003 году вступил и Нижний Новгород. Директором ЕСАД является представитель Швеции Томас Халлберг, региональным (Российским) директором ЕСАД является Георгий Зазулин со штаб-квартирой в Санкт — Петербурге. 

     Всего ЕСАД планирует провести в России в 2003 — 2004 гг. 12 семинаров. В семинаре участвовали представители из Великого Новгорода, Казани, Астрахани, Озерска, С. — Петербурга. Это были журналисты, чиновники, координаторы антинаркотических программ. Жаль только, что не было представителей СМИ г.Н.Новгорода. 

     С докладом выступил директор ЕСАД Томас Халлберг, который подробно рассказал об успешной работы СМИ в США, Японии в деле противодействия наркотикам. Весьма примечательным является тот факт, что и в США, и в других странах работа СМИ по антинаркотической пропаганде считается и престижной, и прибыльной. В России пока ситуация иная. Умелая пропаганда против наркотиков в СМИ дает снижение количество потребляющих наркотики до 25-30%. 

     Интересными были и другие выступления участников семинара. Например, редактор С.-Петербургской газеты «Наркопресс» приводила примеры завуалированной наркопропаганды в СМИ. Современное законодательство не в состоянии отследить весь объем пропаганды наркотиков, поэтому большее значение должно придаваться морально-нравственным нормам, не позволяющим вести даже косвенную пропаганду наркотиков в СМИ. Отмечалось, что многие журналисты, пишущие и говорящие на наркотическую тему страдают «всезнанием». Между тем эта тема требует от журналистов как поминания наркоситуации в целом, так и компетентных знаний, поэтому назрел вопрос создания медиа — совета для выработки единой политики СМИ против наркотиков, введения в практику учебных семинаров, тренингов и др. форм просветительской деятельности среди журналистов.

В выступлении многих журналистов подчеркивалось, что дня детской и юношеской аудиторий СМИ поставляют один и тот же набор информации:

  • секс — пропаганда;
  • молодежная мода;
  • тема преступления;
  • тема мифологии наркотиков;
  • рок — звезды;
  • места и способы развлечений.

     В результате систематической обработки СМИ подростки и юноши готовы к употреблению наркотиков. С этим мириться ни в коем случае нельзя. Если существует наркоэпидемия, то ей должна быть противопоставлена другая идеология — здорового образа жизни. Проводниками этой идеологии должны стать общественные организации в союзе с государственными органами. 

     Опыт других городов (С. — Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Казани и др.) наглядно показывает необходимость создания специального органа — Координационного Совета (Екатеринбург) или Координационного отдела (Казань). Именно на эти органы возложена, как подчеркнул в своем докладе Г.Зазулин: «Власть должна осуществлять координацию и никто за нее этого сделать не сможет»

     Появление координационных органов с соответствующей штатной численностью позволяют проводить антинаркотическую работу на долговременной основе. В ряде регионов (Казань) при координационном Совете был создан экспертно-консультационный, а также медиа — совет. Если экспертно-консультационный совет может давать свои заключения по проблемным вопросам правового, нравственного и медицинского характера, то медиа — совет занимается выработкой единой политики СМИ против наркомании. Он же определяет победителей в ежегодных конкурсах, которые устраивает правительство Татарстана на получение грантов по антинаркотической тематике. Из 55 млн.руб., направленных на реализацию республиканской программы противодействия наркотикам, 4,5 млн. направлены на поддержку СМИ (12%). Нижегородская областная программа вообще не предусматривает таких вложений. 
     Наша программа страдает идеологической слепотой. Вряд ли можно говорить о результативности такой программы.

          

В заключение хотел бы обратить внимание еще на две проблемы, которые обозначились на семинаре:

       
  1. Была озвучена позиция МПТР России по широко рекламируемой «голландской программе» снижения вреда по профилактике ВИА — инфекции. Цитирую: «МТР России в то же время считает, что деятельность Института «Открытое Общество» по реализации программы «снижение вреда объективно способствует пропаганде наркомании и ее дальнейшему распространению».
  2. МПТР России заявило о своей поддержке инициативы информационно-публицистического сайта «Нет — наркотикам» и «Медиасоюза», которые уже разработали проект Декларации «Об ответственности журналистов российских электронных и печатных СМИ в освещении проблем профилактики злоупотребления наркотиками и противодействия их незаконному обороту. Думается, что журналисты могут уже сейчас придерживаться этой декларации, не дожидаясь ее утверждения


Управление по связям с общественностью и СМИ Городской Думы.
Тел./факс: 39-18-83.      email: press-gorduma@admgor.nnov.ru