Анализ оперативной обстановки в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории муниципального образования

06.01.2021


Александр Дыбин 
главный специалист Комитета правопорядка
и безопасности правительства Ленинградской области 

Доклад представленн 18 декабря 2008 г. 
на научно-практической конференции в СЗ ИПК ФСКН

 

Полномочия органов исполнительной власти в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 года № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» в Ленинградской области образована и действует антинаркотическая комиссия. В муниципальных образованиях Ленинградской области также образованы антинаркотические комиссии, которые возглавляют Главы администраций муниципальных образований. Комитетом правопорядка и безопасности разработаны нормативные правовые документы, определяющие типовое положение об антинаркотической комиссии муниципального образования, ее регламент и состав. 
    Организационное обеспечение деятельности антинаркотической комиссии Ленинградской области осуществляется ее секретариатом, который организационно входит в состав аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области. В муниципальных образованиях области обеспечение работы антинаркотических комиссий возложено на ее секретарей. В настоящее время в большинстве районов области секретари антинаркотических комиссий не являются освобожденными. В основном это сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних, а также сотрудники органов исполнительной власти, являющиеся субъектами профилактики наркомании. 
    Полномочия органов исполнительной власти в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту определены Федеральным Законом от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 года № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

      В соответствии с 

Федеральным Законом от 08.01.1998 года № 3-ФЗ:

  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах;
  • субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту;
  • субъекты Российской Федерации вправе принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
      Кроме того, на основной координирующий орган субъекта Российской Федерации — антинаркотическую комиссию, в соответствии с 

Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 года № 1374

    возложены следующие задачи и полномочия:

  • участие в формировании и реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подготовка предложений председателю Государственного антинаркотического комитета по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области, а также представление ежегодных докладов о деятельности комиссии;
  • координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также организация их взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;
  • разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации региональных целевых программ в этой области;
  • анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • сотрудничество с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе подготовка проектов соответствующих совместных решений;
  • рассмотрение в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о дополнительных мерах социальной зашиты лиц, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, больных наркоманией;
  • принятие в пределах своей компетенции решений, касающихся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществление контроля за исполнением этих решений;
  • рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований создавать антинаркотические комиссии в муниципальных образованиях;
  • создание рабочих групп для изучения вопросов, касающихся противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также для подготовки проектов соответствующих решений комиссии;
  • запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке необходимые материалы и информацию от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, организаций и должностных лиц.

Анализ оперативной обстановки в сфере противодействия незаконному обороту и потреблению наркотических средств и психотропных веществ на территории муниципального образования — основная задача для определения мероприятий по реализации государственной антинаркотической политики.

    В целях реализации указанных полномочий аппаратам (секретарям) антинаркотических комиссий необходимо проводить анализ оперативной обстановки в сфере противодействия незаконному обороту и потреблению наркотических средств и психотропных веществ. Не зная оперативной обстановки, не оценивая деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту и потреблению наркотических средств и деятельность органов исполнительной власти в сфере профилактики наркомании невозможно выстраивать антинаркотическую политику.

    Информация об оперативной обстановке аппаратами (секретарями) комиссий может быть получена от следующих источников:

  • правоохранительных органов (органов внутренних дел, органов наркоконтроля, таможенных органов, органов ФСИН и др.);
  • органов исполнительной власти, работающих в сфере профилактики наркомании (органов здравоохранения, образования и т.д.);
  • общественных организаций, работающих в сфере профилактики наркомании;
  • средств массовой информации.

    Кроме того, для оценки оперативной обстановки могут быть использованы результаты проводимого наркомониторинга.

    При отсутствии наркомониторинга в муниципальном образовании аппаратам (секретарям) антинаркотических комиссий предлагается на постоянной основе получать и анализировать:

  • статистические сведения о результатах деятельности правоохранительных органов;
  • сведения медицинской (наркологической) статистики.

    Сведения о результатах деятельности правоохранительных органов необходимо получать и анализировать ежемесячно, сведения медицинской статистики — ежеквартально. 
    Показатели деятельности правоохранительных органов предлагается разделить на основные, характеризующие оперативную обстановку в целом и дополнительные, детализирующие основные показатели.

Основные показатели:

  1. Количество зарегистрированных наркопреступлений (всего). Характеризует активность деятельности правоохранительных органов.
  2. Количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (всего грамм). Характеризует эффективность деятельности правоохранительных органов.
  3. Количество зарегистрированных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ (всего). Характеризует активность правоохранительных органов в сфере профилактики наркопреступности.
  4. Отношение количества зарегистрированных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ к количеству зарегистрированных наркопреступлений (АП / НП). Характеризует приоритетность профилактики наркопреступности перед выявлением наркопреступлений.

Дополнительные показатели:

  1. Количество зарегистрированных наркопреступлений по видам:
    • тяжких и особо тяжких;
    • совершенных в крупном и особо крупном размере;
    • с разбивкой по статьям УК РФ.
  2. Количество раскрытых наркопреступлений (раскрываемость в %).
  3. Количество возбужденных уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  4. Количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ по видам (грамм):
    • маковая солома;
    • героин;
    • кокаин;
    • каннабис (марихуана), гашиш (анаша, смола каннабиса);
    • амфетаминовая группа;
    • иные НС и ПВ;
    • сильнодействующие вещества.
  5. Количество зарегистрированных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ по статьям КоАП РФ ст. 6.8; ст. 6.9; ст. 20.20 ч. 3; ст. 20.22.
    В целях определения эффективности проведения на территории муниципального образования комплекса мер репрессивного и профилактического характера необходимо сопоставлять статистические сведения деятельности правоохранительных органов с данными медицинской статистики, а именно:

  1. Количеством лиц, состоящих на учетах с диагнозом «наркомания».
  2. Количеством лиц, поставленных на учет с впервые установленным диагнозом «наркомания».
  3. Количеством лиц с диагнозом «наркомания» снятых с учета в связи со смертью.
  4. Количеством лиц, находящихся в ремиссии от 1 года до 2-х и свыше 2 лет.

    Для оценки эффективности профилактической работы наибольшее значение имеют 2 и 3 показатели. Рост количества наркозависимых с впервые установленным диагнозом «наркомания» говорит о неэффективности первичной и вторичной профилактики наркомании, а количество находящихся в ремиссии говорит об эффективности мер по реабилитации наркозависимых. 
    Создание системы сбора и анализа статистических сведений, оценка наркоситуации и подготовка предложений председателю антинаркотической комиссии по реализации на территории муниципального образования конкретных мер по противодействию наркопреступности и профилактике наркомании, является важнейшим направлением деятельности аппарата (секретаря) антинаркотической комиссии.