Принципы консолидирования бюджетов социальных программ в сфере антинаркотической политики с учетом муниципального уровня
21.02.2022
Баденко Александр Львович, ген. директор ЗАО «Лаборатория Макроэкономических Исследований», к.б.н., г. Санкт-Петербург
Малышева Наталья Александровна, советник председателя Совета Федерации Федерального Собрания, ответственный секретарь Координационного совета по социальной стратегии при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Скрипков Алексей Павлович, руководитель Северо-Западного центра наркологической экспертизы и мониторинга
Получив от федерального и регионального уровня исполнительной власти источники доходов муниципального бюджета и перечень предметов ведения, органы местного самоуправления столкнулись, помимо всего прочего, с необходимостью решения задач бюджетирования социальных программ самой различной направленности, в том числе антинаркотических программ — программ по профилактике распространения наркотиков и наркомании. Бюджетирование социальных антинаркотических программ (САП) стоит особняком, так как мероприятия этих программ не могут носить исключительно локальный, связанный с конкретным муниципальным образованием, характер, а их результаты могут быть с успехом применены и в других регионах. Успех, эффективность мероприятий САП, может быть достигнут на основе межведомственной (и межбюджетной) кооперации органов управления федерального, регионального и муниципального уровня. Основной инструмент управления, который должен использоваться при реализации САП — Бюджетирование, ориентированное на результат (иногда используется аббревиатура — БОР).
Проблему, как ни странно, представляет собой формулирование стратегических целей САП. Наиболее рациональный путь при формировании целеполагания в региональных целевых антинаркотических программах — отталкиваться от формулировок стратегических целей, представленных в федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» и уточнять их, опираясь на региональную специфику. ![]() Схема 1. Модель формирования консолидированного бюджета результатов САП На схеме перечислены возможные источники финансирования получаемых результатов, полезных для целевой группы САП (но при этом учитывается сохранение имущественных прав в отношении результата) и направления САП, по которым могут использоваться эти результаты.
Бюджет основной деятельности — финансирование мероприятий по поддержанию текущего состояния. В случае САП — это мероприятия по профилактике, содержанию социальных учреждений, обеспечение целевой аудитории бесплатными лекарствами, экспресс-тестами и т.д. В случае реализации только бюджета основной деятельности стратегические цели САП никогда не были бы достигнуты, однако он имеет важное значение, чтобы не потерять достигнутые позиции. Инвестиционный бюджет — финансирование мероприятий, которые, как планируется, принесут в дальнейшем прирост выгод для целевой группы, которая ответит на это приростом своей социально-экономической активности и, в конечном счете, увеличению доходной базы бюджета соответствующего уровня. Инвестиционный бюджет базируется на мероприятиях, финансируемых из бюджета основной деятельности и может быть исполнен только тогда, когда эти мероприятия профинансированы полностью. Финансовый бюджет — так называемый «балансирующий бюджет». Как это не печально, но ресурсов на исполнение САП никогда не хватает. Для покрытия разрывов в финансировании мероприятий, запланированных к финансированию в бюджете основной деятельности и инвестиционном бюджете, в финансовом бюджете учитываются необходимые финансовые инструменты, (например, привлечение средств вышестоящего бюджета, заимствование, эмиссия ценных бумаг и т.д.). Аналитическая форма бюджета позволяет, опираясь на принципы, заложенные в модели, представленной на схеме 1, сформировать отвечающую нуждам конкретного региона модель разделения всех мероприятий САП (и их результатов) на составляющие бюджетов основной деятельности и инвестиционной. Соотношение и ресурсное обеспечение этих двух составляющих будет достаточно адекватно отражать реальную, а не декларативную политику регионального руководства в отношении формирования и исполнения региональных и муниципальных социальных антинаркотических программ. Таким образом, бюджеты социальных антинаркотических программ, выстроенных на принципах консолидации, являются основой эффективной политики глобального противодействия распространению наркотиков и наркомании как на межведомственном, так и межрегиональном уровнях. С точки зрения финансового управления САП, ориентированного на результат, формат консолидированных бюджетов является удобной формой обоснования и принятия управленческих решений в сфере антинаркотической политики. |