МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

12.09.2021

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


    В последние десять лет Россия переживает наркоэпидемию. Все больше людей оказывается вовлеченными в незаконный оборот наркотиков и ситуация продолжает ухудшаться, несмотря на все усилия властей, правоохранительных органов и других ведомств, задействованных в разрешении этой серьезной проблемы. Наркотизация общества это многоаспектная социальная, экономическая, демографическая, медицинская проблема, порождающая наркоконфликт. Наркоконфликт можно определить как столкновение интересов (целей, позиций) участников незаконного оборота наркотиков (НОН) и тех, кто в нем не участвует, вынужденных по той или иной причине взаимодействовать между собой. 
    Решение этой проблемы безусловно требует работы всего общества в целом, но основная нагрузка ложится все-таки на органы государственного управления. Следовательно стоит говорить о государственной антинаркотической политике как об основном инструменте разрешения, предупреждения наркоконфликта. 
    Антинаркотическая политика представляет собой комплекс целей, задач, мер, идей, программ, методов, направленных, с одной стороны, на противодействие незаконному обороту наркотиков, а с другой на восстановление и развитие человеческого потенциала России [ 4 , 27]. 

    Правовая основа антинаркотической политики базируется на целом ряде законов и документов, главными из которых можно назвать Конституцию РФ, Кодексы РФ, ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В частности ст. 41 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в которой указываются органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотиков. Это различные федеральные органы судебной, исполнительной власти 

    Федеральным властям тяжело уследить за малейшими колебаниями окружающей социальной среды. Отсюда основной их целью, в том числе и в вопросах антинаркотической политики, является указывать основные направления: «установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ» [3, 4]. Исполнительная же функция лежит на низших звеньях государственного управления — местном самоуправлении. Муниципальные образования наиболее близки к народу, а следовательно лучше замечают изменения настроений в обществе, поэтому и эффективнее могут решать возникающие в обществе проблемы. 

    Основной задачей местного самоуправления является снизить экспозиционное давление окружающей наркосреды, которое является одной из предпосылок риска вовлечения индивида в НОН. Уменьшение риска вовлечения индивида в НОН поможет дробиться максимального эффекта в реализации целей и задач антинаркотической политики, успешного предупреждении и разрешении наркоконфликта. 

    Ретрансляция государственных задач на низшие уровни государственного управления могла бы стать существенным достижением в рамках борьбы с НОН. Тем более, что такие действия муниципальных образований: принимать оперативные меры по разрешению ситуации, не дожидаясь урегулирования проблемы на высших уровнях, то есть возможность управлять — санкционированы законом и нормативно закреплены в ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах». [2 ,170-171] Также необходим контроль через региональные органы власти, за теми МО, которые безответственно относятся к возложенным на них задачам реализации антинаркотической политики. И, наоборот, дополнительное финансирование тех МО, чьей целью является «Территория свободная от наркотиков» и управленческими методами продвигаются к реализации этой цели, в частности способствуя формированию общественного мнения, которое помогает мобилизовать население на борьбу с НОН.

КИРДЕЕВА Надежда Павловна
магистрант кафедры Конфликтологии философского факультета
Санкт-Петербургского Государственного Университета