Отзыв на статью С.В.Полубинской «Профилактика ВИЧ-инфекции среди лиц, применяющих наркотики внутривенно, в контексте российского законодательства»

30.04.2021

ОТЗЫВ на статью С.В.Полубинской
«Профилактика ВИЧ-инфекции среди лиц,
применяющих наркотики внутривенно,
в контексте российского законодательства»
Целинский Б. П.
канд. юр. наук
Отдел №1 (ОБНОН)
Центра №1
ВНИИ МВД России

    В своей статье С.В. Полубинская касается широко обсуждаемой в специальной медицинской и юридической литературе, средствах массовой информации и волнующей общественность проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, злоупотребляющих наркотиками. Опираясь на данные официальной статистики, автор приходит к выводу, что в сравнении с другими группами населения среди потребителей наркотиков ВИЧ-инфекция распространяется значительно быстрее и что сами они являются повышенным источником опасности заражения СПИДом для окружающих. 
    Пытаясь выяснить причины и найти средства предупреждения развития этих, безусловно, опасных тенденций, С.В. Полубинская приходит к ряду выводов и предложений. 
    В частности, справедливо отмечая, что причина быстрого распространения ВИЧ среди потребителей связана с использованием нестерильных шприцев (игл) теми, кто употребляет наркотики инъекционным способом, она видит действенный способ профилактики ВИЧ в применении «стратегии уменьшения вреда», центральным пунктом которой является программа обмена шприцов (игл) для инъекционных потребителей. Второй вывод заключается в том, что фактором, сдерживающим широкое применение указанных программ, является отсутствие должной поддержки и понимания со стороны «правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств» и рассматривающих обмен шприцев (игл) как «потворствование немедицинскому потреблению наркотиков и даже пропаганду подобного поведения» (с. 2). 
    Неоснователен и упрек правоохранительным органам в узковедомственном подходе. С.В. Полубинская не учитывает, что согласно ст. 2 «Закона «О милиции» задачами органов внутренних дел являются предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и в соответствии с п. 1 ст. 10 в обязанности милиции входит: «предотвращать и пресекать преступления и адми-нистративные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств». 
    Поэтому, говоря, что в действиях по обмену шприцев (игл) не содержится состава преступлений, т.к. потребление наркотиков ненаказуемо в уголовном порядке, а Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за немедицинское потребление наркотиков, не знает понятия «соучастие», С.В. Полубинская доказывает то, что в доказательстве, собственно, и не нуждается. Высказывая претензию к правоохранительным органам по поводу отрицательного отношение к программе обмена шприцев автор статьи не приводит ни одного факта привлечения к ответственности лиц, задействованных в подобных программах. Однако в раздаче шприцев (игл) потребителям наркотиков правоохранительные органы справедливо усматривают один из факторов, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в точном соответствии со ст. 2, 10 Закона «О милиции» реагируют на это в пределах своих полномочий. 
    Иное дело раздача шприцев (игл). В этой ситуации объективно возникают обстоятельства, способствующие совершению правонарушения, так как заранее известно, что шприцы будут использованы для незаконного употребления наркотических средств или психотропных веществ. При этом положительный эффект от данной акции является лишь предположительным, возможным, прогнозируемым, желательным, но не обязательным, в то время как негативный — совершение правонарушения — гарантированным. В этой связи получение шприца на обменном пункте служит условием потребления наркотиков, так как без шприца наркоманы не смогли бы это сделать. 
    Следует подумать и о своеобразной «идеологической интерпретации» этой акции среди самих потребителей и распространителей наркотиков. Раздача шприцев может провоцирующим образом повлиять на начинающих наркоманов, которые воспримут эту акцию как одобрение государством и обществом злоупотребления наркотиками. Более того, сама возможность получения шприцев и консультирования относительно может спровоцировать инъекционный способ приема наркотиков у лиц, ранее его не использовавших. 
    Таким образом, раздача шприцев через обменные пункты являет собой лишь достаточно проблематичную возможность стать профилактическим барьером для распространения СПИД среди наркоманов, но в тоже время выступает фактором способствующим наиболее опасному инъекционному потреблению наркотических средств. При этом нет никаких гарантий, что розданные шприцы наркоманы используют однократно и не передадут их другим лицам. 
    Как показывает анализ содержания статьи и изучение организации деятельности пунктов обмена шприцев в Свердловской области, проведенное в марте т.г. сотрудником ВНИИ МВД России Б.П.Целинским, не соответствует действительности утверждение С.В.Полубинской о том, что «программы обмена шприцев не нарушают российского законодательства». По смыслу п.1 ст. 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропагандой наркотических средств и психотропных веществ считается распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения указанных средств и веществ. Одним из элементов реализации программ обмена шприцев (игл) является консультирование лиц, употребляющих наркотики внутривенно, о безопасных способах их употребления, то есть использования. Такое консультирование проводится как в форме индивидуального собеседования, так и путем распространения листовок, брошюр и буклетов. Эти действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров). 
    Для того, чтобы научно достоверно опровергнуть или подтвердить утверждения об эффективности программ обмена шприцев (игл), их влиянии на распространенность наркомании и ВИЧ, необходимы специальные исследования. Такие исследования можно было бы организовать силами специалистов ВНИИ МВД России совместно с НИИ наркологии и другими заинтересованными научными учреж-дениями. Базой для проведения подобного исследовательского проекта могло бы стать ограниченное использование рассматриваемой программы в качестве эксперимента в отношении потребителей, состоящих на наркологическом учете.