По данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, совместное использование лицами, применяющими наркотики внутривенно, зараженных ВИЧ шприцев, игл и приспособлений для приготовления наркотиков, что приводит к попаданию вируса иммунодефицита человека в кровь, на сегодня является путем передачи ВИЧ-инфекции в 5-10% случаев инфицирования взрослых в мире. Такой способ заражения ВИЧ-инфекцией среди лиц с наркотической зависимостью, употребляющих наркотики внутривенно, отмечен более чем в 80 странах, и его удельный вес имеет тенденцию к росту… Одним из способов профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, применяющих наркотики внутривенно, является так называемая «стратегия уменьшения вреда», составным компонентом которой выступает программа по обмену шприцев и (игл) для лиц, употребляющих наркотические средства внутривенно… Не удивительно, что не всегда использование указанной стратегии для предупреждения разрастания эпидемии ВИЧ-инфекции в нашей стране встречает понимание и поддержку, главным образом, со стороны правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств. Сотрудники эти органов рассматривают, прежде всего, программы обмена шприцев (игл) и консультирование лиц, страдающих наркотической зависимостью и применяющих наркотики внутривенно, по вопросам безопасного с точки зрения распространения ВИЧ-инфекции поведения, как потворствование немедицинскому потреблению наркотиков и даже, как пропаганду подобного поведения. В этой связи реализация указанных программ рассматривается как деятельность, противоречащая российскому законодательству… Между тем, при соблюдении ряда условий не происходит нарушения российского законодательства при реализации программ обмена шприцев (игл) и соответствующем консультировании. Позицию правоохранительных органов можно, в свою очередь, охарактеризовать как узковедомственную, когда потребности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств не рассматриваются в широком социальном контексте, прежде всего, в контексте обеспечения здоровья населения в условиях распространения Для анализа действующего российского законодательства, непосредственно относящегося к правовому контексту реализации стратегии уменьшения вреда в целом и программ по обмену шприцев (игл) для потребителей внутривенных наркотиков следует обратиться, прежде всего, к Федеральному закону «О наркотических у средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. 7 Этот закон является базовым в смысле определения понятий «наркотические средство» и психотропное вещество», регулирования порядка их законного оборота, а также закрепления основных принципов борьбы с их незаконным оборотом. …на сегодня подкрепляется административной ответственностью за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях).10 Это правонарушение наказывается штрафом в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административным арестом на срок до пятнадцати суток. Уголовной ответственности за потребление наркотиков в отечественном законодательстве пока не содержится. Такая ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за подобные действия была введена в УК РСФСР в 1987 г. (ст. 224-3), но уже в 1991 г. была отменена вместе с исключением административной ответственности за эти же действия из ст. 44 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.11 При отсутствии уголовной ответственности за потребление наркотиков в немедицинских целях программы обмена шприцев не нарушают российского законодательства. Положение, конечно, изменится, если будет введена уголовная ответственность за подобное поведение, как это неоднократно предлагалось среди иных дополнений УК РФ. Тогда действия исполнителей программ обмена шприцев при определенных условиях могут быть расценены как соучастие в преступлении. Административная ответственность за потребление наркотиков не влияет на законность программ обмена шприцев, поскольку соучастие в административных правонарушениях невозможно, но делает их уязвимыми в этическом смысле. На первый взгляд, может показаться, что сотрудники этих программ оказывают содействие нарушению закона. Поэтому потребуются дополнительные усилия по разъяснению полезных целей этих программ с упором на цель охраны общественного и личного здоровья от распространения ВИЧ-инфекции и иных, связанных с внутривенным потреблением наркотиков опасных заболеваний
|