Глава 4. Шведская наркополитика: ЭФФЕКТИВНОСТЬ

24.11.2021

УСПЕХ ШВЕДСКОЙ НАРКОПОЛИТИКИ:
ОБЗОР СВИДЕТЕЛЬСТВ

    В настоящем документе понятие «Европа» относится к следующим государствам: Албания, Андорра, Австрия, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Монако, Черногория, Голландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Румыния, Российская Федерация, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, бывшая Югославская Республика Македония, Турция, Украина, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. 
    «EU-25» относится к 25 государствам, с 1 мая 2004 года входящим в Европейский Союз: Австрия, Бельгия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Голландия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. 
    «EU-15» относится к 15 государствам, составлявшим Европейский Союз до конца апреля 2004 года: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Голландия, Португалия, Испания, Швеция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. 
    «Западная и Центральная Европа» относится к EU25 и странам ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария). 

    Настоящий документ был подготовлен под руководством начальника отдела политического анализа и исследований Управления ООН по наркотикам и преступности Сандипа Чавлы (Sandeep Chawla) Беатой Хаммонд (Beate Hammond), Сюзанной Куннен (Suzanne Kunnen), Аруной Натвани (Aruna Nathwani) и Томасом Пичманом (Thomas Pietschmann). Мы выражаем свою искреннюю признательность официальным представителям правительства Швеции, в особенности г-же Кристине Гюнно-Огюз (Christina Gynna-Oguz), заместителю национального координатора наркополитики, и г-ну Ульфу Гуттормссону (Ulf Guttormsson), Шведский информационный совет по алкоголю и наркотикам. Настоящий документ не является официальным документом ООН, так как не подвергался редактированию в установленном порядке. 

    Описание и классификация стран и территорий в настоящем исследовании, а также размещение включенного в него материала ни в коей мере не являются выражением какого-либо мнения со стороны Секретариата ООН относително правового статуса любой страны, территории, города, региона или их властей, определения границ соответствующих территорий, их экономической системы или уровня развития.

Предисловие

    В течение трех последних десятилетий потребление наркотиков в Европе последовательно расширялось. Все большее число людей экспериментировало с наркотиками, все большее число людей начинало их регулярное потребление со всеми вытекающими отсюда последствиями для и без того работающих с полным напряжением сил национальных органов здравоохранения. Это привело к предположениям о том, что наркополитики, проводимые различными государствами Европы, не смогли справиться с широко распространившейся проблемой. 
    Швеция на этом фоне является примечательным исключением. Уровень потребления наркотиков среди учащихся ниже, чем в начале 1970-х. Наличие наркотического опыта и регулярное потребление наркотиков учащимися и населением значительно ниже, чем в остальной Европе. Кроме того, в отличие от общеевропейских тенденций, потребление наркотиков в Швеции в течение последних пяти лет сократилось. Это достижение заслуживает признания. 
    Лично я убежден, что ключом к успеху Швеции послужило то, что правительство страны всерьез восприняло проблему наркотиков и смогло придерживаться политики, адекватной ситуации. В Швеции важную роль играют как политика снижения спроса на наркотики, так и политика снижения предложения наркотиков. Кроме того, правительство отслеживает наркоситуацию, периодически оценивает проводимую наркополитику и, по мере необходимости, вносит в нее коррективы. 
    Конечно, в подходе к решению наркопроблемы у Швеции есть определенные преимущества. Эта страна находится в стороне от основных маршрутов наркотрафика. Различия в уровне доходов, которые зачастую сопутствуют преступной деятельности, в том числе и наркоторговле, незначительны. Безработица, в том числе среди молодежи, ниже среднеевропейского уровня. Это также снижает риск развития наркомании. Международные исследования показывают, что население Швеции внимательно относится к своему здоровью, что также снижает вероятность широкомасштабного потребления наркотиков. Существует единство мнения относительно недопустимости терпимого отношения к производству, перевозке и потреблению наркотиков. Таким образом населению страны, и, в особенности, молодежи дается четкая и недвусмысленная установка. Наконец, последним по порядку но не по значимости является тот факт, что сильная экономика страны позволяет надлежащим образом финансировать мероприятия по противодействию наркомании. Увеличение бюджетных ассигнований на контроль за наркотиками, происходившее последние годы, идет рука об руку с сокращением уровня потребления наркотиков. 
    Я убежден в том, что в целом положительная ситуация, которую мы сегодня наблюдаем в Швеции является результатом политики, целенаправленно проводившейся в этой области. Достижения Швеции являются еще одним доказательством того, что каждое правительство непосредственным образом ответственно за размах наркопотребления в своей стране. Общество зачастую получает ту наркопроблему, которую оно заслуживает.

Антонио Мария Коста,
исполнительный директор Управления ООН
по наркотикам и преступности (UNODC)

Введение

    Настоящий отчет рассматривает развитие шведской политики по контролю за наркотиками, одной из наиболее часто рассматриваемых и обсуждаемых наркополитик в мире. 
    Основной идеей шведской наркополитики является представление об обществе, свободном от наркотиков, а конечной целью — построение подобного общества. Безоговорочное отрицание наркотиков, наркотрафика и наркомании является по-своему уникальным, особенно если шведская политика по контролю за наркотиками сравнивается с аналогичными политиками других стран Европейского Союза. За время своего проведения эта политика неоднократно подвергалась тщательной оценке как на национальном уровне — в основном силами специальных экспертных комиссий, созданных для этой цели, или в ходе научных исследований, проводимых как шведскими, так и зарубежными специалистами. 
    В рамках проводимой работы по рассмотрению национальных и местных политик в области контроля за наркотиками, Управление ООН по наркотикам и преступности приняло решение рассмотреть эволюцию шведской наркополитики за истекшие 40 лет. Это краткая оценка, основывающаяся на сведениях из открытых источников, дополненных правительственными документами и сведениями, полученными от правительственных чиновников. Хотя настоящий отчет и не претендует на всеобъемлющий характер, в нем была сделана попытка тщательно оценить имеющиеся свидетельства, включая статистику по потреблению наркотиков, начиная с 1940-х годов. 
    Настоящий документ рассматривает важные поворотные точки в шведской политике по контролю за наркотиками, включая часто обсуждающийся стокгольмский эксперимент с рецептурным отпуском наркотиков, введение метадоновых программ и, естественно, идею общества, свободного от наркотиков. К документу прилагается анализ ситуации с контролем за наркотиками в Швеции за рассматриваемый период, демонстрирующий динамику ее развития. 
    Представляется сложным установить прямую причинно-следственную связь между конкретными политическими шагами и результирующей наркоситуацией. Тем не менее, в случае со Швецией очевидны явные параллели между рестриктивной наркополитикой и низким уровнем потребления наркотиков. Для жителя Швеции крайне низка вероятность попробовать наркотики хотя бы раз в жизни. Еще ниже вероятность регулярного потребления наркотиков. Отношение к наркотикам и их потреблению в обществе однозначно отрицательное. Предварительные расчеты, произведенные для Индекса запрещенных наркотиков UNODC, единого показателя, характеризующего уровень наркопроблемы в отдельно взятой стране, показывают его крайне низкое значение, что подтверждает незначительный уровень наркопроблемы в Швеции, в отличие от других государств. Тем не менее, озабоченность вызывает сравнительно высокий процент наркоманов, потребляющих так называемые «тяжелые» наркотики. Решения этой проблемы пока не найдено. Настоящий документ не может дать определенных ответов на вопросы о том, как политические меры воздействуют на уровень потребления наркотиков. Он только представляет факты, и оставляет читателям возможность делать свои собственные выводы.

Часть 1:
ШВЕДСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
КОНТРОЛЯ ЗА НАРКОТИКАМИ

  • Возникновение наркомании в Швеции
  • К СОЗДАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА НАРКОТИКАМИ
    • Комитет по наркотическим веществам
    • Десять пунктов против наркотиков (программа 1969 года)
    • Наркотики по рецепту — Стокгольмский эксперимент
    • Роль Нильса Бейерута в создании шведской политики по контролю за наркотиками
    • Введение метадоновой терапии
    • Роль Швеции в подготовке Конвенций ООН 1961 и 1971 годов
  • ИДЕЯ ОБЩЕСТВА СВОБОДНОГО ОТ НАРКОТИКОВ
    • Последовательное развитие рестриктивной политики
    • Изменения в системе лечения
    • Введение программ обмена игл
    • Потребление наркотиков становится наказуемым
    • Прогрессивное ужесточение шведского наркозаконодательства (1968–1993)
  • ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИДЕИ ОБЩЕСТВА СВОБОДНОГО ОТ НАРКОТИКОВ
  • Комиссия 1998 года по наркотикам
  • Национальный план действий по наркотикам
  • Перспективы шведской наркополитики

Часть 2:
НАРКОСИТУАЦИЯ В ШВЕЦИИ

  • Амфетамин — основная проблема
  • Развитие ситуации с амфетамином с 1940 года до наших дней
  • Потребление наркотиков в Швеции с 1970 года
  • Расширение наркомании в 1990-х
  • Спад в наркомании с 2001/02 до 2005/06
  • Наркоситуация в Швеции — международные сравнения
  • Потребление наркотиков учащимися
  • Регулярное потребление наркотиков
  • Оценка доступности наркотиков
  • Оценка риска потребления наркотиков
  • Опыт столкновения с наркопроблематикой
  • Оценка численности наркоманов
  • Инъекционное потребление наркотиков и ВИЧ/СПИД

Заключение

    После короткого периода либерализации во второй половине 1960-х, Швеция последовательно придерживалась рестриктивной стратегии контроля за наркотиками направленной как против предложения наркотиков, так и против спроса на них. Параллельно с этим, Швеция вкладывала крупные средства в деятельность по наркопроблематике. Затраты, связанные с противодействием наркомании и наркоторговле достигали 0.5% ВВП, что является второй по величине долей среди всех стран ЕС.Эти вложения оправдали себя. Как представляется, сегодня число лиц, потребляющих наркотики, в Швеции меньше, чем до введения целенаправленной наркополитики, начавшегося в 1969 году, когда правительство ввело в действие программу «Десять пунктов против наркотиков». В 2006 наркотики потребляло 6% учащихся в возрасте 15–16 лет, в то время как в 1971 году их было 15%. 
    Швеция также смотрится очень неплохо в сравнении с другими странами Европы. Количество лиц, имеющих наркотический опыт, а также регулярно потребляющих наркотики в Швеции значительно ниже, чем в остальной Европе. Это относится как к населению в целом, так и к молодежи, то есть той группе населения, которая считается наиболее уязвимой перед наркотической угрозой. В то время как среднеевропейский процент 15–16 летних молодых людей, имеющих наркотический опыт в 2003 году составлял 22%, в Швеции этот показатель был равен 8% и к 2006 году сократился до 6%. Более того, в противоположность общеевропейской тенденции, уровень наркомании в Швеции в последние годы сократился. Швеция также входит в число тех европейских стран, где низок уровень ВИЧ-инфицирования вследствие инъекционной наркомании. Что касается предложения, то цены на наркотики в Швеции являются одними из наиболее высоких в Европе, следовательно эта страна не может рассматриваться в качестве объекта «наркотуризма». 
    Степень распространенности наркомании в Швеции (0.45% населения в возрасте 15–64 года) несколько ниже средней по ЕС (0.5%). Тот факт, что уровень распространения наркомании в Швеции столь близок к среднему по ЕС, несмотря на то, что уровень потребления наркотиков в стране находится ниже среднего — может рассматриваться в качестве одного из немногих недостатков. Шведская наркополитика очень эффективна в вопросе профилактики наркомании, однако, как представляется, не столь эффективна, чтобы предотвратить превращение лица, потребляющего наркотики время от времени, в наркомана. Тем не менее, не следует забывать, что уровень наркомании в стране все же ниже среднего уровня в странах-членах ЕС. 
    Изменения в числе наркоманов в последние десятилетия совпадают с изменением бюджетных ассигнований. Наркомания значительно выросла с 1992 (19 000) до 2001 (28 000), в то время как сокращение финансирования затруднило доступ к лечению для лиц, потребляющих наркотики. Увеличение финансирования привело к уменьшению числа наркоманов до 26 000. 
    Естественно, мы не можем с уверенностью утверждать, что в целом положительная ситуация с незаконным потреблением наркотиков в стране является результатом выделения щедрого — по международным стандартам — финансирования и проведения в течение последних трех десятилетий жесткой антинаркотической политики. Тем не менее, обзор колебаний в уровне распространенности наркоманиии показывает, что периоды его спада соответствуют тому времени, когда наркопроблематике уделялось первоочередное внимание. 
    В дополнение к ясно сформулированной политике, в достижении Швецией положительных результатов очевидно свою роль сыграл и ряд других факторов. Так например, через Швецию не проходят крупные пути наркотрафика. Разница в доходах, оказывающая влияние на готовность молодых людей заняться преступной деятельностью, в частности наркоторговлей, в Швеции невелика. Население Швеции в целом весьма бережно относится к своему здоровью, что также препятствует широкомасштабному потреблению наркотиков. В Швеции, в отличие от многих других стран, достигнут широкий политический консенсус относительно общего направления проводимой наркополитики, что позволяет избежать противоречивых обращений к потенциально уязвимым общественным группам. 
    Шведская наркополитика была одной из наиболее широко обсуждаемых и пристально исследуемых политик европейских стран в этой области, и этот процесс усилился после вступления Швеции в ЕС.Она подвергалась критике, в том числе и за положение об обществе, свободном от наркотиков, являвшимся руководящей идеей проводимой политики. Это положение порой расценивалось как «нереалистичное», «не прагматическое» и «не отвечающее» нуждам наркопотребителей. 
    Пожалуй, с этим нельзя согласиться. Некоторые новые подходы в противодействии наркомании были опробованы именно в Швеции. В 1966 году в стране впервые в Европе была введена в действие программа метадоновой терапии, причем в это время даже концепция заместительной терапии как таковой воспринималась с трудом. Шведские наркоманы продолжают получать доступ к метадону, а также к другим лекарствам подобного рода, как например к бупренорфину. Швеция, наряду с Голландией, также была одной из первых стран, предложивших программы обмена игл как меру противодействия распространению ВИЧ/СПИД. Тем не менее, проведение этих мер, нацеленных на ограничение неблагоприятных последствий потребления наркотиков, никогда не рассматривалось в качестве единственной и важнейшей цели шведской политики контроля за наркотиками. 
    Амбициозная цель построения общества, свободного от наркотиков, неоднократно подвергалась критическому осмыслению не только за рубежом, но и в самой Швеции, что подтверждается рядом исследований, посвященных этому вопросу. Тем не менее, несмотря на неоднократное рассмотрение экспертными комиссиями, эта цель не была расценена как устаревшая или ошибочная. Как указано в настоящем отчета, уровень распространенности и заболеваемости наркоманией в Швеции снизился, в то время как в большинстве других европейских стран он вырос. Возможно, что достичь этого замечательного результата Швеции помогла именно постановка высокой цели.