Глава 3. Шведская наркополитика: КОНТРОЛЬ

27.01.2021


КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ
РАБОТУ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ?

    Для успешного осуществления какой-либо проекта требуются четыре вещи: знание, стратегия, координация и руководство. Об этом, вы, возможно, слышали и раньше, но что означают эти слова в сфере борьбы с наркотиками? Можно ли перевести эти основания так, чтобы они стали платформой для осуществимой антинаркотической политики, дающей хороший результат? 

    Знание для принятия верного решения 
    Что такое наркотики, и что значит злоупотреблять наркотиками? Уже здесь возникает различие в толковании этих понятий в разных странах и в разные периоды времени в разных странах. В некоторых из них, например, каннабис не рассматривается как проблема, и поэтому с ним не борются. Наносимый им вред сравнивается с вредом табака и самое большее, к чему призываются граждане, это к осторожности. Интересно то, что в этом случае не хотят признавать исследования, которые указывают на вредное воздействие каннабиса, и постоянно указывают на то, что все еще нет «убедительных доказательств». Хочу привести одно любопытное сравнение каннабиса и табака. По крайней мере, в течение 50 лет исследователи за исследователями предъявляли доказательства того, что курение приводит к раковым заболеваниям и другим болезням. Несмотря на это, общепризнанным оставалось сомнение в адекватности результатов, и оппоненты набирали очки. Те же, у кого был личный опыт знакомства с проблемой, чьи родственники или близкие друзья накашлялись до смерти, были, можно с уверенностью сказать, склонны верить исследователям, которые говорили о вредном воздействии курения. Однако табачная индустрия праздновала свой триумф. Все больше людейвсех классов по всему земному шару начинали курить. Те, у кого не было личного опыта вредного воздействия курения, хотели получить доказательство наверняка.

НАРКОРЫНОК И АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

    В начале 80-х годов шведская полиция повела активную борьбу с уличной торговлей наркотиками. Я расскажу о двух фактах активного вмешательства в формирование наркорынка: в первой половине 70-х годов и в начале 90-х. Полицейские акции проходили на фоне двух совершенно разных идеологий. Если антинаркотическая политика 70-х годов была, в основном, терпимой, дозволяющей, то в 80-е годы произошел поворот к рестриктивной, то есть жесткой ограничительной политике. На базе исследований этих случаев вмешательства, а также других данных, я намерен обсудить возможные долгосрочные последствия, связанные с изменениями в антинаркотической политике. Главным для меня оставался вопрос о том, в какой степени идеологический переход оказал сдерживающее влияние на распространение наркомании. 

    Политика против наркотиков 
    По вопросу о наркотиках законодатели вели себя исключительно активно. В 1965 году, когда в Швеции был введен новый Уголовный кодекс, самое суровое наказание было снижено с двух лет тюремного заключения до одного года. Когда же в 1968 году было принято законодательство об ответственности за преступления, связанные с наркотиками, то самое суровое наказание составило четыре года лишения свободы за тяжкие преступления. Год спустя максимальное наказание снова было увеличено, на этот раз до шести лет. Всего три года спустя, в 1972 году, оно снова увеличилось — до десяти лет. Причиной этого ужесточения послужила необходимость приспособить шведское законодательство к международному. Наркотики, в основном, ввозились в страну контрабандой. Нельзя было допустить, чтобы их ввоз в Швецию обходился бы меньшими последствиями, чем в другую страну. 
    Затем в области законотворчества наступило относительное затишье, которое продолжалось до 1981 года, когда максимальное наказание за повторное тяжкое преступление, связанное с наркотиками, возросло до 16 лет. В 1985 году произошли новые изменения. Наименее тяжкие преступления были переименованы из «халатности в обращении с наркотиками» в «легкое преступление, связанное с наркотиками», при этом в шкалу возможных последствий было включено тюремное заключение. 
    Главным предметом споров стал вопрос о том, является ли преступлением само по себе потребление наркотиков. После целого ряда парламентских исследований потребление наркотиков было в 1988 году объявлено преступлением. Однако за него предполагался только денежный штраф. Законодатели стремились сохранить предупредительный эффект этой меры, особенно в отношении подростков, желающих попробовать наркотики. Наконец, в 1993 году в шкалу последствий было включено тюремное заключение. Теперь полицейские могли путем анализов мочи или крови установить, имел ли место факт потребления наркотиков.

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УППСАЛА

   Факты: лен Уппсала и муниципалитет Уппсала 
    Шведское общество имеет три уровня власти: центральная власть (государство, парламент и правительство), региональная власть (канцелярия лена и губернский совет) и местная (муниципалитеты). 
    Муниципалитет Уппсала — четвертый по величине муниципалитет Швеции, его население составляет 188 000 человек. Муниципалитет Уппсала располагается примерно в часе езды к северу от столицы Швеции, Стокгольма. Уппсала — студенческий город, здесь расположен старейший в стране университет, куда каждый год съезжается около 400 тысяч студентов. Это очень важный факт, поскольку в городе относительно высок процент населения в том возрасте, когда наиболее высока склонность попробовать наркотики. 
    Бюджет муниципалитета составлял в 2001 году чуть менее семи миллиардов крон. Самыми большими статьями расхода являются школы и уход за пожилыми. Муниципалитет разделен на 14 местных управлений. Именно они отвечают за те вопросы, которые непосредственно затрагивают население — детские сады, жилищные вопросы, бытовое обслуживание, помощь пожилым, средняя школа и т. д. 
    За систему помощи наркоманам отвечает муниципалитет. В Уппсале эта обязанность возложена на местные управления, которые сотрудничают с Социальной службой. Здравоохранение не входит в область ответственности муниципалитета, его оплачивает Губернский совет. Полиция также не подчиняется муниципалитету, это государственная структура (которая, однако, организована по ленам). Уппсала является самым крупным муниципалитетом в лене, который также называется лен Уппсала. Это историческая область с многовековой историей. На сегодняшний день в лене проживает 292 000 человек, и население его значительно возрастает — в сравнении с другими регионами страны.

РАБОТА «РЕЙВ-КОМИССИИ» В РЕГИОНЕ СТОКГОЛЬМ

   Создание комиссии В 1996 году руководство стокгольмской полиции начало ясно отдавать себе отчет о масштабах растущей проблемы наркомании среди молодежи. Доклады о состоянии дел поступали из нескольких независимых источников. Проблемой начали интересоваться средства массовой информации, заволновались родители. 
    Определенную роль сыграл в этой ситуации техно-клуб под названием «Докландс». Каждые выходные мы вдруг стали обнаруживать там массу подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения. 
    В конце концов, мы поняли, что этот клуб не был уникальным феноменом и что налицо новый всплеск проблемы с наркотиками. Поскольку на тот момент в составе полиции не было подразделения, работающего с молодежью и занимающегося проблемой наркомании, была создана «Рейв-комиссия». 

   Цели и задачи комиссии 
    Название «Рейв-комиссия» изначально создано средствами массовой информации и на самом деле лишь сбивает с толку. Следует помнить, что проблемы с наркотиками выходят далеко за рамки рейв-культуры. Мы не так уж и много работаем на рейв-вечеринках. Только 10% нашего рабочего времени связано с рейв-движением. 
    Задача комиссии — бороться с потреблением наркотиков среди молодежи лена Стокгольма. Это означает, что мы работаем со всеми подростками, независимо от их принадлежности к той или иной группе, и со всеми видами наркотических препаратов. 
    Цель нашей работы — прервать потребление наркотиков на начальном этапе и помешать мелким уличным торговцам. Пожалуй, впервые мы попытались бороться с той стороной проблемы, которая связана со спросом. 
    Если передо мной встанет выбор арестовать подростка, который впервые в жизни принял ЛСД, или 35-летнего наркомана, в кармане у которого 50 доз ЛСД, я всегда выберу подростка. Такая расстановка приоритетов лучше всего иллюстрирует суть нашей работы.

НОЧНЫЕ КЛУБЫ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ

    Доступность наркотиков и либеральное отношение к ним, а также резкое увеличение с 500 до 15 тысяч увеселительных заведений в стране и рост криминальной обстановки в них послужили толчком к разработке проекта «Клубы против наркотиков». По результатам проведенного исследования обнаружилось, что потребление наркотиков высоко и среди посетителей, и среди обслуживающего персонала ночных заведений. Самих рестораторов также не устраивало такое положение дел. Тогда была создана инициативная группа, состоящая из представителей совета, выдающего лицензии для открытия клубов, администрации муниципалитетов, полиции, профсоюзов, ассоциации ресторанов. Она разработала план действий. Владельцам ночных заведений предложили изменить планировку и дизайн помещений таким образом, чтобы не оставалось укромных мест, где можно было пользоваться наркотиками. Периодически совершались инспекционные визиты в клубы. 
    Были проведены специальные курсы обучения для владельцев этого бизнеса и для штатных сотрудников клубов. По их окончании менеджеры клубов подписывали документы о том, что они обязуются сами не потреблять наркотики и не способствовать их распространению. На таких курсах обучают, как распознать наркотическое опьянение, какой наркотик потреблял клиент, как себя с ним вести. Установлено тесное сотрудничество с полицией. Работники клуба сообщают в полицию, если кто-то пользуется наркотиками в заведении. 
    Параллельно шла работа с масс-медиа, проводились PR-кампании. В настоящий момент отмечается снижение потребления наркотиков в клубах, и сами наркоманы говорят, что в ночных заведениях стало сложно принять наркотик.

КАК НАЙТИ И ВЫЯВИТЬ ПОДРОСТКА,
НАЧАВШЕГО ПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ?

    Главный вопрос: как мы распознаем в человеке наркомана? Если мы видим, что он «наш», подходим к нему, разговариваем, оцениваем его состояние. И зная, как действует каждый наркотик на организм, мы, как правило, точно можем определить, находится ли человек в состоянии наркотического опьянения. Очень полезно знать, как наркоманы разговаривают, какие используют приемы, чтобы ускользать от неприятных для них вопросов. Этому может научиться не только любой полицейский, но и любой человек, поговорив с большим количеством наркоманов. Очень часто, когда мы проводим опрос, мы разговариваем с ними просто так, вроде бы ни о чем, для того, чтобы понять, приняли ли они наркотики, какие именно и где их приобрели. И это самое важное в нашей работе. В той небольшой рабочей группе, в которую я вхожу, мы считаем, что у нас нет времени долго наблюдать, сидеть в засаде. Мы работаем быстро и быстро «отрабатываем» те места, которые заранее знаем, которые для нас интересны. Откуда мы их знаем? Разговаривая с наркоманами и подростками вообще, мы очень многое узнаем. Необходимо войти в доверительный контакт с наркоманом для того, чтобы он мог положиться на вас и разговаривать с вами спокойно. Тогда он может рассказать, где циркулируют наркотики и даже кто их продает. 
    Я могу сказать, что эта система работает хорошо. Благодаря нашим информаторам, мы часто выходим на торговцев. Хотя поначалу может показаться, что так вообще не бывает. Однако, как выясняется, очень многие готовы дать нам информацию. И никакие другие меры, кроме налаживания прямых контактов, не могут привести к такому результату. Я считаю, что на этом мы выигрываем много времени. Отсюда — мой вам совет: ближе общайтесь с подростками, устанавливайте с ними личные контакты. Кроме того, мы обнаружили, что люди, окружающие наркоманов, также могут дать много информации. Я могу вас заверить, что наша группа не имеет дорогостоящего оборудования. Мы ходим по городу, посещаем различные места, даже прислушиваемся к разговорам, проходя мимо квартир, когда ищем того молодого наркомана, которого надо задержать и остановить. В нашей практической работе мы посещаем дискотеки, бары и распивочные, которые существуют в городе. 
    Наш способ работы оказался успешным и в том, что касается спасения жизни отдельного человека, и в плане того, чтобы остановить подростка, начавшего принимать наркотики, удержать его от дальнейших роковых шагов. Хотя ясно, что наша работа не заменяет традиционную полицейскую борьбу с наркопреступностью, а лишь дополняет ее. Мы должны работать по всем направлениям, мы должны не бояться общаться с подростками и другими категориями общества. Я, к сожалению, не очень хорошо знаю ваше законодательство. В Швеции мы тоже ощущаем несовершенство законодательства, оно во многом нас сдерживает, но, изучая законы и стараясь максимально их использовать, мы обнаружили, что всегда можно найти очень много возможностей. 
    В заключение я хочу подвести некоторые итоги. Сотрудничать друг с другом, разговаривать друг с другом, быть активными. Это я говорю, обращаясь в первую очередь к представителям правоохранительных органов, находящимся в зале. Говорить с наркоманами на их языке, на их уровне. Тогда положительные результаты не замедлят сказаться. 

    Справка: В 2000 г. группой полицейских (18 сотрудников) задержаны за потребление наркотиков без назначения врача 1400 правонарушителей, из них 600 — ранее не были известны полиции, в основном это молодежь.

ШВЕДСКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ ОПЫТ

    В составе наркополиции я работаю около 10 лет и в течение всех этих лет я имею дело с наркоманией и уличными норкоторговцами. Но сначала несколько слов о шведской антинаркотической политике. 

    Широко известно, что Швеция выбрала жесткую позицию и жесткое законодательство в отношении наркотиков. Как уже сегодня прозвучало, в Европе нет полного единодушия в этой области. В общих чертах — шведское законодательство следует директивам ООН, но кроме того, на национальном уровне страна объявила всякое потребление наркотиков — незаконным деянием, это было сделано в 1993 году. Запрет на потребление наркотиков дает полицейским возможность задерживать индивида по подозрению в том, что он находится в состоянии наркотического опьянения и сопровождать его в участок для освидетельствования, то есть забор анализа мочи или крови. 

    ШВЕДСКИЙ ЗАКОН запрещает владение, культивацию, производство, изготовление, извлечение, предложение с целью продажи, распространение, покупку, продажу, хранение в любых целях, сделки, пересылку и транзит, транспортировку, импорт, экспорт и другие способы распространения наркотиков. 

    В ТЕЧЕНИЕ 1990-х гг. НЕЗАКОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ БЫЛО КРИМИНАЛИЗОВАНО 

    Организационная структура шведской полиции 
    Она может быть представлена с помощью пирамиды. На всех ее уровнях существуют отделы или управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, проще — наркополиция. Между всеми уровнями пирамиды осуществляется активный обмен информацией, поскольку даже те полицейские, которые не входят в структуру наркополиции, несут ответственность за выявление и информирование соответствующих структур о фактах незаконного оборота наркотиков. Кроме того, перед национальным правлением полиции поставлена задача, чтобы все ее сотрудники, независимо от их основного профиля, обладали необходимыми знаниями, для того чтобы иметь возможность выявлять лиц находящихся в наркотическом опьянении.

ШКОЛА БЕЗ НАРКОТИКОВ

    Школа представляет собой значительное поле для антинаркотической деятельности. Школа также важна в плане раннего раскрытия и контрреакции на эксперименты с наркотиками и их злоупотребление. С помощью малых и сравнительно небольших средств школа может улучшить свои методы борьбы. Хорошим и нужным основанием для мер борьбы в школе станет продуманная политика, основанная на некоторых принципах. Исходя из этого можно составлять план работы. 

    Четыре краеугольных камня политики Для профилактики и предотвращения увлечения наркотиками имеется много возможностей. Бывает, что эти возможности используются в достаточной мере муниципалитетом или районом города, и это происходит продуманно и организованно, где школа является само собой разумеющейся частью работы. Однако, согласно рассмотрению комиссии по делам наркотиков и наркозависимости, недостатки в существующей системе, к сожалению, встречаются слишком часто. Поэтому вызов антинаркотической политике заключается не только в идейном плане защиты рестриктивной политики. Вызов касается обращения политических идей в практическое применение. С помощью следующих четырех краеугольных камней антинаркотическая политика может получить устойчивую основу. 

    Исследования 
   Какие методы работают и имеют наибольший эффект? Это — центральный вопрос всей превентивной деятельности. Однако его стали задавать только в течение последних лет. Несмотря на то, что школа в течение десятилетий несла ответственность за антинаркотические меры, эти меры основывались больше на вере, чем на знаниях. Новые исследования несут в себе новые знания. Эффекты информирования и просветительских и образовательных мер были главным предметом интереса исследователей. Другая область интересов ученых — те факторы, которые влияют на дух или климат в школе. Ученики, которые действительно учатся, — спокойны, чувствуют себя комфортно в школе, реже пользуются наркотиками, поэтому исследования по поводу царящего в школе климата были интересны для превентивной деятельности.

    Опыт 
    Несмотря на исследования на тему опыта превентивной работы, на этой стезе существуют области, где исследования были очень незначительными. Школьная антинаркотическая политика, то есть конкретная, практическая работа по выявлению и противодействию потреблению наркотиков, чьей неотъемлемой частью является тестирование на наркотики, — и есть такая «непаханая целина». Однако, это именно то, что нужно школам, чем они интересуются и это — та область, над которой многие школы работают скрыто в большинстве школ. Пока мы знаем слишком мало об эффектах проводимой антинаркотической политики в школах. На данный момент нам придется довольствоваться работой с гипотезами, основанными на практическом опыте и надеяться на то, что исследования дадут нам со временем более четкое направление действий. И гипотеза состоит из того, что действующая вторичная профилактика в школах важна не только в плане раннего обнаружения и противодействия злоупотреблению наркотиками, но и в отношении того, что она имеет значительный первичный профилактический эффект. Исследования школьной антитабачной политики поддерживают это предположение, равно как и исследования политики и вторичной профилактики на производстве, в рабочей сфере и в какой-то степени и в здравоохранении. Когда действие следует за слово — это вызывает доверие. Когда желания школы определены четко, а действия — уверенны, созда ется доверие к работе. Задача политики — создать структуру для этого. 

    Теория 
    В работе, предупреждающей злоупотребление и уменьшающей потребление табака, алкоголя и наркотиков есть определенные общие знаменатели. Каждое из этих вредных веществ имеет свои характерные особенности потребления — юридические, культурные и социальные — поэтому схемы распространения их отличаются. Стратегия и антинаркотическая политика по этой причине должна основываться на теории, которая описывает, как распространяется потребление наркотиков. И этот аспект затронули ученые в своих исследованиях. До определенной степени проводились исследования и об эффектах разных антинаркотических мер и различной политики. Таким образом, существует набор знаний о том, как можно предотвратить потребление наркотиков и как сократить настоящее потребление. 

    Законодательство 
    Формальные основания для проведения антинаркотических мер в школах обуславливаются законодательством страны. Шведское законодательство в разных областях налагает на школу определенные обязательства одновременно с предоставлением больших возможностей и установкой рамок для работы школ. Как обязанности, так и возможности — больше, чем мы себе обычно представляем и это касается творческого подхода к применению законодательства. 
    Законодательство также регламентирует возможности использования тестов на наркотики в школах. Здесь имеется, однако юридически «серая» зона, где школы пробуют устанавливать новые границы и это делать необходимо. 
    Что касается школьных мер по защите детей и подростков от наркотиков, там существует как обязанности, которые должна выполнять школа, так и большая поддержка со стороны законодательства по принятию мер и противодействию распространения наркотиков. 
    Дети, согласно Конвенции ООН о правах ребенка, имеют право на защиту от незаконного потребления наркотиков. Потребление и наличие наркотиков запрещены законом о наказуемости за потребление наркотиков. 
    Согласно закону о трудовой среде, школа несет ответственность за обеспечение безопасных условий работы для учеников и персонала. Если же присутствует неуверенность или подозрения того, что ребенок попал в беду из-за потребления наркотиков, например, школа, согласно закону о социальной службе, должна доложить о таком случае в Комитет по социальным вопросам. 

    Принципы

    Антинаркотическая политика должна исходить из некоторых принципов. На их основе должны вырабатываться методы, планы работы и обсуждаться меры по решению проблем. В книге «Школа без наркотиков» предлагаются следующие принципы работы:

  • Защити учеников — разрушь рынок
  • Увеличь риск обнаружения наркотиков
  • Обозначь четкий выбор — школа или наркотики
  • Оговори четкие последствия, не наказывай, а предотвращай и поддерживай
  • Требуй документированное подтверждение прекращения потребления наркотиков при возникших подозрениях на потребление или обнаружение наркотиков.

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НАРКОМАНИИ — СОХРАНИТЬ РАБОТНИКА

    Антинаркотическая политика Швеции преследует своей целью создание общества, свободного от наркотиков, что подразумевает общество, свободное от всякого немедицинского потребления наркотиков. 
    Меры по предупреждению злоупотребления наркотиками и подобными им веществами затрагивает все секторы нашего общества. На каждом предприятии нужна всеобъемлющая программа по профилактике, выявлению и мерам, направленным против наркотиков. Этот вопрос касается всех: от сотрудников и представителей профсоюза до работодателей и медперсонала, а также представителей различных органов власти. 
    Эта книга задумана как своего рода пособие, вводящие в курс проблем, связанных с потреблением наркотиков и подобных им веществ, которое с успехом может быть использовано, например, при организации курсов и семинаров, обсуждении концептуальной программы и составлении плана практических мер. 
    При работе над книгой мне пригодились материалы, и также советы и мнения многих людей. Здесь мне хотелось бы в первую очередь поблагодарить Нильса Ярдегорда, Анн-Бритт Хагель, Ульрика Херманссона, Леннарта Хэгглева и Тюре Ядестига. Между тем за все недостатки данной книги несу ответственность лично я. 
    Книга посвящается Карлу Г. Перссону с благодарностью за многолетнее сотрудничество в борьбе с наркотиками.

Приложение
ПРОЕКТ ОБЩЕЙ ПРОГРАММЫ

    На нескольких последующих страницах приводится проект общей программы по профилактике и устранению злоупотребления наркотиками и подобными им веществами. Цифры в скобках в начале каждого раздела дают ссылку на моменты, перечисленные в данном разделе. 

    Программа по борьбе с наркотиками предприятия «Bright Minds AB» 
   Предприятие «Bright Minds AB» считает своим важнейших потенциалом своих сотрудников. На предприятии, для которого характерны высокое качество работы, ответственность, безопасность, постоянное развитие и сплоченность коллектива, злоупотребление наркотиками и подобными им веществами не должно иметь места. Работа по профилактике злоупотребления наркотиками и подобными им веществами необходима для того, чтобы обеспечить безопасность, защитить наших клиентов, укрепить здоровье сотрудников, обеспечить бесперебойность производства, повысить качество работы, способствовать профессиональному росту и создать благоприятные условия работы в целом. В основе работы по профилактике и устранению злоупотребления наркотиками лежит следующая программа.

ЧЕМ КРУПНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВЕРОЯТНОСТЬ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ НА НЕМ ПРОБЛЕМ С НАРКОТИКАМИ

    Многие полагают, что профилактика наркомании ограничивается убеждениями в том, что наркотики — это вредно. Конечно, это не так. Профилактика включает в себя три составляющих. Это предупреждение наркомании, выявление ее на ранних стадиях у людей, занятых на производстве, и непосредственное лечение и реабилитация больных. Чаще всего средства и силы в большинстве стран тратятся на первый и третий этапы профилактики. Но такие меры не принесут желаемого результата без принятия вторичных мер — выявления начинающих наркоманов. 
    Можно привести простой пример. Глупо объяснять мальчишкам, что нельзя кидать камни в окна или просто заменять уже побитые стекла, при этом не препятствуя их действиям. Общество должно контролировать ситуацию. 
    Эта стадия профилактики необходима и потому, что самый большой процент распространения наркотиков происходит через личный контакт. Если человек потребляет наркотик долгое время, велик шанс того, что в дальнейшем с ним будут это делать и его несколько друзей. Мы не сможем уничтожить наркоманию только с помощью реабилитации больных, потому что пока лечится один (процесс лечения трудный и долгий), появится еще несколько наркоманов. 
    Если мы попробуем представить себе наркомана, человека опустившегося, часто без жилья, то, скорее всего, придем в замешательство: таких людей не может быть на шведских предприятиях. Тем не менее, по данным исследований на юге Швеции каждый пятый среди внутривенных наркоманов имел постоянную работу. Бетонщики, секретари, механики, агрономы, рыбаки, инженеры, медперсонал, продавцы, техники на атомных станциях, призывники, персонал по уходу за инвалидами, водители автобусов, сторожа, столяры, техники, машинисты, монтеры, электрики, официантки, воспитатели, нянечки и многие другие — все эти люди были задержаны на границе с наркотиками. Хотя и существует мнение, что особую группу риска составляют врачи, имеющие контакт с лекарствами, но самый распространенный наркотик — марихуана — не входит в состав лекарственных средств.

ЗАВИСИТ ЛИ НАШЕ БУДУЩЕЕ ОТ НАШИХ РЕШЕНИЙ?

    Швеция — страна маленькая. И обстоятельная. Видимо, именно это позволило вести тщательный учет всех наркозависимых Швеции. Согласно данным, на 31.12.2003 в Швеции было 6239 ВИЧ-инфицированных, из них 904 — наркозависимые. Увеличение численности группы ВИЧ-инфицированных происходит по нескольким каналам: это лица с гомосексуальной ориентацией, наркозависимые, принимающие наркотик внутривенно, и лица, получившие вирус ВИЧ при гетеросексуальном контакте без применения средств индивидуальной защиты, в основном это мигранты из стран Африки. 
    Тест для выявления вируса иммунодефицита человека Швеция получила в 1985 году, и сразу было проведено обследование школ и колоний страны. К ужасу общественности оказалось, что примерно половина внутривенно потребляющих наркотики заражены ВИЧ. Справившись с чувствами, общественное мнение стало определяться со своей позицией по этому вопросу. Что делать: сосредоточить внимание на больных ВИЧ, чтобы прервать перенос инфекции от больных наркоманов к пока еще незараженным? На это направлена используемая во многих случаях практика свободного обмена использованных шприцев на новые, стерильные. Однако победила точка зрения тех, кто утверждал, что подобная тактика, направленная на борьбу с ВИЧ, подспудно приводит обывателей к мысли о доступности, разрешенности и даже безобидности наркотиков — ведь обмен проводится совершенно открыто, доступно, обыденно. Между тем ситуация с наркопотреблением в Швеции далеконе так благополучна, как хотелось бы. 
    Охваченное беспокойством шведское общество инициировало проведение в исправительных учреждениях страны проекта, направленного на выявление среди контингента уровня зараженности ВИЧ и гепатитом. Лицами, не связанными с работой в полиции, были проведены многочисленные интервью, и в результате оказалось, что 93% (!) героинозависимых наркоманов заражены вирусом иммунодефицита человека. 
    Среди амфетаминозависимых процент был существенно ниже — 5% — но этой зависимости были подвержены существенно большее количество человек. Исследованиями образцов замороженной крови было установлено, что вирус появился в среде героиноманов с 1983 года.