Предисловие. РОССИЙСКИЕ ВОПРОСЫ

15.09.2021

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА:
шведские ответы на российские вопросы

П Р Е Д И С Л О В И Е

Антинаркотическая политика: шведские ответы на российские вопросы    Едва ли найдется сегодня человек, не слышавший о вреде наркотиков. В последние годы много писали и говорили о том, что наркотики оказывают крайне негативное воздействие на здоровье людей, влияют на рост преступности, теневой экономики, насилия, коррупции; наркотики истощают людские, природные и финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы в целях социально-экономического, политического и культурного развития общества. Казалось бы все ясно. Однако, анализируя наркотическую ситуацию в стране, мы обнаруживаем рост потребления наркотиков. По мнению ряда исследователей, сегодня можно говорить о наркоэпидемии. За годы прошедшие после распада СССР произошла экспансия наркотизма, стала формироваться наркокультура, наркомания и наркопреступность консолидируются. Сегодня мы наблюдаем такую ситуацию, когда трансформирующееся общество и культура требуют мутации общественной мысли и, следовательно, политического действия. Общество и государство должны занять активную позицию по данному вопросу иначе индифферентное отношение к наркотизму поставит на перспективах нашего развития большой и жирный крест.

    В отличие от предыдущего советского периода, когда о проблеме наркотизма не принято было говорить и, по сути, бороться этим явлением, сегодня у нас есть и законы, и государственные структуры. По словам, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. В. Черкесова, сегодня главный упор делается на борьбу с организованной наркопреступностью, с теми, кто контролирует контрабандные поставки наркотиков, рынки их сбыта, легализует доходы, полученные от наркоторговли. Вместе с тем, неблагоприятная ситуация с наркотиками в стране свидетельствует о том, что государство не в полной мере справляется с возложенными на него функциями. Несомненно, действия силовых структур и правоохранительных органов по стабилизации наркоситуации в стране, активная борьба с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, расширение международной базы противодействия этой транснациональной угрозе необходимы, но не достаточны. Совершенно очевидно, что в нынешних реалиях бороться с наркотизацией традиционными, исключительно силовыми способами борьбы не эффективно. И здесь возникает главный вопрос: почему? На наш взгляд ответ заключается в том, что из борьбы с наркотизмом практически исключено общество. Контроль со стороны государства важен и нужен, но запрет на наркотики может работать только там и тогда, где и когда он поддерживается общественностью. Отсутствие социального контроля делает политикоправовой контроль неэффективным.

    Изменить наркоситуацию невозможно без осознания обществом той угрозы, которую несет с собой наркомания. Поэтому усиление борьбы с наркопреступностью должно непременно сопровождаться проведением профилактических и предупредительных акций, основная цель которых — формирование активной гражданской позиции неприятия наркотиков и наркобизнеса, стремление искоренить это явление. Эта долгая и кропотливая работа должна осуществляться совместными усилиями государства и общества. Такая единая скоординированная антинаркотическая политика должна проводиться, на наш взгляд, государством, обладающим сегодня в России большими ресурсами, чем формирующееся незрелое гражданское общество.

    Представленная вниманию читателей книга дает ответы и на многие другие актуальные для современной России вопросы. В частности, хоте- лось бы обратить внимание на опыт осуществления либеральной и рестриктивной (ограничительной) политики по отношению к наркотикам. Идея легализации наркотиков появилась на западе. Сторонники данной наркополитики полагают, что «война с наркотиками проиграна» и по этой причине легализация наркотиков — единственный путь минимизации негативных последствий наркотизма, возможность ликвидации не- законного оборота наркотических средств, а также условие, позволяющее обеспечить наркоманам достойное существование, официально снабжая их менее опасными наркотиками, выпускаемыми под контролем.

    Сегодня и у нас наблюдается консолидация сил ратующих за легализацию наркотиков. Не вдаваясь в теоретический спор со сторонниками либерализации, можем вспомнить наш печальный опыт 90-х годов частичной либерализации наркотиков (из закона были исключены статьи, предусматривающие ответственность за немедицинское потребление наркотиков), что привело к всплеску наркомании. Думается, что ознакомившись с материалами книги, многие изменят свои «либеральные» взгляды на данную проблему.

    В работе представлен подробнейший анализ наркоситуации в Швеции после либерализации наркотиков, а также стабилизации и изменения в положительную сторону градуса наркотизма после перехода к рестриктивной наркополитике. За период узаконенного назначения наркотиков в Швеции (1965-1967 гг.) произошло удвоение наркомании в первый же год, и только активная наступательная акция 1969 года впервые привела к снижению распространения наркомании. Опыт Швеции, на наш взгляд, убедительно демонстрирует необходимость проведения ограничительной наркополитики, с целью снижения доступности наркотиков. Ибо одна из основных предпосылок распространения наркомании — доступность наркотиков. Легализация наркотиков ведет к появлению большого количества новых наркозависимых, среди которых обнаруживается все больше людей с девиантным поведением, повышается риск распространения в обществе опасных заболеваний и т. д.

    Любое действие, в том числе и политическое, должно ясно предполагать цель. Наличие четко обозначенной цели — суть необходимое условие в выборе стратегии и тактики. И, в конечном итоге, правильно вы- бранные стратегия и тактика решающим образом влияют на результат. Цель наркополитики должна быть понятна и государству и обществу. Целью наркополитики должен быть наркопотребитель, ибо именно он ключевое звено в цепи распространения наркотиков, а не наркоторговцы (сегодня наша наркополитика во многом делает акцент исключительно на пресечении каналов распространения наркотиков). Последовательная же реализация рестриктивной стратегии контроля за наркотиками способствует снижению как предложения, так и спроса на наркотики.

    Обращает на себя внимание и другой очень важный тезис — о необходимости координации действий общественных организаций и государственных структур на самом высоком уровне. Шведский опыт свидетельствует, что широкая общественная поддержка противодействию наркотикам достигается только путем взаимодействия политических институтов, политических сил, общественных организаций и движений при массированной информационной кампании. Результатом такой скоординированной наркополитики становится общее негативное отношение к наркотикам. В условиях общего негативного отношения к наркотикам все меньшее число людей пробует их. Шведскими исследователя- ми была выявлена закономерность: чем выше в обществе осознание рискованности применения наркотиков, тем ниже уровень их потребления.

    Логика развертывания содержания книги не случайна и отражает рецепт успеха шведской наркополитики: правильная теория, основанная на длительной практике и опыте, публичность, выраженная в консолидации общества и давлении на государственную власть, контроль за исполнением политических решений и в итоге объективная оценка ООН эффективности шведской наркополитики. Все эти компоненты, в конечном счете, отражают суть эффективной модели антинаркотической политики в любой культуре и в любом государстве.

    Сегодня на фоне общеевропейской тенденции Швеция является примечательным исключением — в течение последних пяти лет потребление наркотиков сократилось. Это достижение заслуживает признания. Думается, что ключом к успеху послужило то, что правительство страны 9 и общество в целом всерьез восприняли проблему наркотиков и смогли сообща придерживаться последовательной наркополитики.

    В качестве постскриптума хотелось бы выразить признательность авторскому коллективу за проделанную работу, заслуживающую самой высокой оценки. Поскольку животрепещущая проблематика наркотизма являет собой реальную угрозу жизни, безопасности и благополучию как индивидов, так и всего общества в целом.

Кандидат социологических наук,
доцент кафедры конфликтологии СПбГУ
Абгаджава Д. А.

РОССИЙСКИЕ ВОПРОСЫ

    Что такое эпидемическая наркомания? Преодолима она или нет? Наркоман — БОЛЬНОЙ или ПРЕСТУПНИК? Что надо делать — сажать или лечить наркомана? Чтобы решить проблему нужно строить новые тюрьмы или больницы? 
    Может ли ТЕСТИРОВАНИЕ на наличие запрещенных наркотиков в организме остановить пополнение рядов наркоманов за счет подрост- ков, молодежи и помочь убедить их не пробовать наркотики? 
    Необходим ли стране закон о ПРИНУДИТЕЛЬНОМ лечении наркозависимых, и какой смысл мы вкладываем в слово «лечение», если для наркомана со стажем это, прежде всего проблема образа жизни? 
    Как не допустить распространения ВИЧ-инфекции среди инъекционных наркоманов без обмена шприцев и иных стратегий, подрывающих основы антинаркотической политики? 
    Можно ли ПОБЕДИТЬ наркоманию в отдельном государстве или отдельно взятом регионе? И что значит «победить»? Будет ли наркоситуация в регионах всегда создавать угрозу национальной безопасности России?

* * *

    Можно ли добиться успехов в борьбе с наркотиками без консолидации ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА и без постоянного ДАВЛЕНИЯ на власть? 
    Нужен ли ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ при органах антинаркотической политики или задача формирования компетентной непредвзятой оценки их эффективности/не эффективности (обратная связь) со стороны общества может быть решены другим путем? 
    Должны ли ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ страны участвовать в антинаркотической политике?

* * *

    Что ДЕЛАТЬ тому, у кого ребенок или друг становиться наркозависимым? Можно ли защитить молодежь от наркотиков в местах досуга (клубы, дискотеки, рестораны и т. д.)? 11 
    Можно ли бороться с наркоманией НЕ КОНТРОЛИРУЯ потребителя, если ее распространение происходит от человека к человеку? 
    Как заставить ШКОЛЫ, ПТУ и ВУЗЫ выявлять среди учащихся наркопотребителя, который нарушает антинаркотические нормы и организовать индивидуальную работу, направленную на недопущение формирования у него наркомании? 
    Как можно заинтересовать российский БИЗНЕС внедрять на производстве программу «искореним наркоманию — сохраним работника»? 
    Могут ли органы государственной власти достичь сокращения численности наркоманови уменьшения наркопреступности, если они не могут добиться прекращения ПРОПАГАНДЫ и РЕКЛАМЫ «легких» наркотиков в информационном поле культуры (песни, фильмы, книги и т. д.)? Кто объединит талантливых специалистов по социальной рекла- ме, чтобы сформировать АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ?

* * *

    Как оценивать ЭФФЕКТИВНОСТЬ системы специальной профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на уровне муниципального образования? Что мешает на практике реально добиться приоритета (например, в финансировании) специальной профилак- тики наркомании перед ее лечением и приоритета административного предупреждения наркопреступности перед ее пресечением? 
    Возможна ли эффективность в борьбе с наркоугрозой при наличии принципиального ПРОТИВОРЕЧИЯ в базовых российских законах? 
    Что такое результативный антинаркотический МЕНЕДЖМЕНТ и возможна ли в принципе согласованная антинаркотическая работа различных ведомств на муниципальном уровне?