КРУГЛЫЙ СТОЛ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

29.04.2022

КРУГЛЫЙ СТОЛ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

В работе круглого стола приняли участие представители законодательной власти всех уровней, общественных организаций, Академии наук, профильных министерств и ведомств, высказавшие компетентное мнение по решению проблемы наркомании.

    Открывая работу Круглого стола, председатель Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Татьяна Владимировна ЯКОВЛЕВА четко обозначила основные проблемы, незамедлительное решение которых поможет преодолеть нынешнюю негативную наркоситуацию. По ее мнению, важно, наконец-то, определиться, кто такой наркоман — больной или преступник. Актуален также вопрос: имеют ли право на существование программы заместительной терапии для наркозависимых? В своем выступлении Татьяна Владимировна подчеркнула, что вопросы профилактики, выявления и учета наркозависимых, их лечения и медико-социальной реабилитации требуют законодательного регулирования. Но, конечно же, основным вопросом для участников встречи стало обсуждение Постановления Правительства Российской Федерации о средних разовых дозах наркотических средств и психотропных веществ. 

    В ходе дискуссии выступили более 20 специалистов. Наиболее интересные фрагменты выступлений приводятся ниже. 

    Обращаясь к собравшимся, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Валентин Васильевич БОБЫРЕВ отметил, что эпидемия наркомании распространилась практически во всех российских городах и селах, и темпы ее развития нарастают. Но, в ряде случаев, принимаемые нашей Думой законы нарушают принятые Российской Федерацией международные обязательства. «Так, в соответствии с «Конвенцией о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 1988 года государства, в том числе и Россия, соглашаются изменить свои национальные законы, чтобы обеспечить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. В тоже время, принятые в 2003 году поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ исключили конфискацию из перечня наказаний. А ведь любые убытки наркоторговцев всегда и везде работают в интересах общества. Не думаю, что такая либерализация будет способствовать торжеству принципа неотвратимости наказания, а наоборот даст возможность наркомафии приумножить свое имущество, полученное в результате преступного распространения наркотиков. Кстати, это касается и доходов от иных преступлений. В этой связи, вопрос о возврате к конфискации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ весьма актуален», — подчеркнул Валентин Васильевич. 

    Об основных направлениях работы в области наркологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации подробно рассказал директор национального научного центра наркологии Николай Николаевич ИВАНЕЦ: «В своей работе главной задачей мы видим развитие специализированной наркологической службы, оказывающей профилактическую, диагностическую и лечебно-реабилитационную помощь. Приоритет в работе этой службы на сегодняшний день принадлежит оказанию помощи детям и подросткам. Лечение наркомании проводится на основе разработанных стандартов диагностики и лечения наркологических заболеваний в учреждениях здравоохранения, а также на основе целого ряда методических рекомендаций и пособий. Особое внимание в работе наркологической службы сегодня уделяется системе реабилитационной помощи больным наркоманией. В 50 регионах страны развернуты более тысячи коек, действует около 80 реабилитационных структур. Но, и мы это понимаем, в связи с финансовыми трудностями, реабилитационное звено развернуто недостаточно, а в некоторых регионах требует просто незамедлительных решений. Важное значение для повышения эффективности работы наркологической службы имеет успешное применение результатов тех научных исследований, которые мы проводим. Что же наша медицинская наука сделала на сегодняшний момент? Мы доказали факт наличия наследственной предрасположенности к формированию наркотической зависимости. Есть такой геном, изменение в структуре которого приводило к повышенным рискам развития зависимости. В будущем мы сможем выявлять людей с высоким биологическим риском развития зависимости и применять к ним специальные программы». Также Николай Николаевич высказался по поводу программ так называемой заместительной терапии: «Мы всегда выступали против этого и будем продолжать это делать. Фактически речь идет о замене одного наркотика другим наркотиком. Совсем недавно я получил свежую почту из Национального Института Наркомании Соединенных Штатов Америки, где сказано, что в связи с огромным количеством произведенного метадона, они решили разрешить врачам общей практики купировать боль с помощью метадона. И врачи общей практики стали назначать метадон обычным пациентам, что привело к резкому повышению смертности. То есть это только подтверждает наши высказывания о близости терапевтической дозы метадона и смертельной». 

    Заместитель начальника управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Михаил Михайлович САПОВСКИЙ подчеркнул всю важность профилактической работы, как основной в деятельности его управления и отметил, что необходимо делать все возможное для того, чтобы как можно меньше людей пристрастилось к наркотическому «зелью». «Необходимо объединить усилия всех общественных организаций, которые ведут профилактику наркомании, для того, чтобы можно было выступить единым фронтом. Также необходимо подумать о той альтернативе употребления наркотиков, которую мы можем создать для молодежи», — отметил Михаил Михайлович. 

    Наиболее эмоциональное выступление, встреченное аплодисментами, прозвучало из уст депутата Государственной Думы, президента екатеринбургской общественной организации «Город без наркотиков» Евгения Вадимовича РОЙЗМАНА. Приводим его полностью: «Короткое вступление. Четыре года назад я присутствовал на таком же круглом столе по теме «Коррупция, как основная составляющая незаконного оборота наркотиков». Там было очень интересное выступление секретаря посольства Китая, который рассказал о том, что делается в Китае по наркотикам: обязательное принудительное лечение и смертная казнь для наркоторговцев, пойманных с более чем 15 гр. наркотика. Его спросили вслух: «Но ведь это не гуманно!». Он ответил: «Я все понимаю, но у нас наркотиками не торгуют». Давайте забудем, что среди нас есть генералы, медики и т.д. Давайте просто вспомним, что мы все родители. У нас у каждого за спиной дети, у многих внуки. Почему я здесь взял слово и выступаю. Я один из немногих людей, присутствующих здесь, у кого имеется реальный позитивный опыт борьбы с незаконным оборотом наркотиков. У нас в городе на протяжении уже нескольких лет не умирают дети, у нас упало употребление наркотиков в 10 раз, у нас упала общая смертность в 12 раз, от передозировок — во многие и многие разы. Это была просто ежедневная кропотливая работа. С чего мы начинали? У моих сверстников начали умирать дети. Дети умирают, а все стесняются сказать отчего. Цыганский поселок в центре города — и с утра до вечера движение, движение, движение, очереди, машины стоят. На границе цыганского поселка находится спортивный интернат. Колоться начали девчонки из «Уралочки» (прим. ред. — ведущая волейбольная команда России). У нас в один момент в реабилитационном центре было 19 мастеров спорта. Чтобы вы все правильно понимали: спорт — это не панацея от наркотиков. И все проблемы были только в наличии наркотиков. Важный момент. Причина наркомании, по моему мнению, — это наличие наркотиков. И, как здесь уже было очень правильно сказано касаемо наркомании, предложение рождает спрос, а не наоборот. Наркоманами становятся, коллеги медики это подтвердят, с первой пробы наркотика. Один раз попробовал — и все. И никуда не денешься. Любопытство у детей ты не победишь ничем. Единственное средство от наркомании — это не давать торговать наркотиками. Вспомните, у нас реально появились города, где совершенно не торгуют наркотиками. В отдельно взятых городах огромную роль играет позиция лидера. Если мэр города, прокурор скажет не торговать в городе наркотиками, договорится с силовиками — это реально. Не давай торговать в своем подъезде, дворе. В любом городе мужики соберутся и не дадут торговать. Это можно сделать. Пожалуйста, не забывайте, что мы победили в Великой Отечественной Войне. А это было гораздо страшнее. Очень важный момент. Обращаюсь к правозащитникам. Только чуть-чуть начинаются реальные действия по ужесточению законодательства — сразу отсекаются подростки, отсекается торговля в школах, появляется позитивный результат. Как только начинаются разговоры о легализации, малейшей либерализации законов — сразу же идет вал, который никто остановить не может. Я прошу вслушаться в эту цифру. Официальные данные, опубликованные «Аргументами и Фактами». 70 тысяч человек погибло в России от наркотиков. В 9 из 10 случаев это был героин. А теперь посмотрите, ни один правозащитник не сказал ни одного слова по этому поводу. А вот теперь пример гуманности. Эти 70 тысяч были бы живы, если бы они за это «сидели». Я вообще считаю, что правозащитники — это те люди, которые запрещают вытаскивать утопающего за волосы. Какое право имели принимать участие в разработке закона эксперты ЕС? Расскажите мне, чего добилась Европа? Говорят — использовали датскую модель. А что датчане сумели сделать? Смогли создать только Христианию — территорию свободного употребления наркотиков. И все. А почему не взяли экспертов из Объединенных Арабских Эмиратов, где вообще не торгуют наркотиками, где наркотиков не найти? Теперь я хочу сказать о Постановлении Правительства РФ о средних разовых дозах. Постановление на редкость некомпетентно. Оно противоречит нашим законам. Помните, что каждый наркоман — это потенциальный наркоторговец. В настоящее время у всех силовиков ступор и шок. Вы не представляете что происходит. У наркоманов ликование, у наркоторговцев ликование. У нас милиция подписала приказ, по которому им запрещается ловить наркоманов со шприцами в которых раствор. У нас цыгане начинают скупать шприцы. Мне позвонил председатель нашего суда и говорит: «Женя, я не представляю, что делать. «Бегунки» не попадают под действие кодекса». Поймите, что низовая торговля — это суть, это основа всей наркоторговли. Каждый наркоман мечтает, чтобы его объявили больным. Как только вы объявляете наркоманов больными, достойными жалости — вы не калитку туда открываете, вы ворота открываете! Надо называть вещи своими именами. Когда наркоман изгой — туда никто не стремиться. Мои рекомендации. Первое — обязательное тестирование в школах. Все родители с этим согласятся. 9 — 11 классы. Обязательное исключение наркоманов из ВУЗов. Я прошу всех силовиков обратить внимание на статистику. Все цифры и показатели делаются только на тех территориях, где торгуют наркотиками. Если же наркотиками не торгуют — нет показателей, отчетов. И людей, которые этого добились, начинают «плющить». Необходимо срочно изменять статистику и поощрять за то, что на территории не торгуют наркотиками. Дальше. Обязательное введение визового режима с Таджикистаном и что-то решать с казахской границей. Обязательное закрытие клубов и дискотек, где ведется торговля наркотиками». 

    В работе Круглого стола также приняли участие председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Филипповна Лахова, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Николай Федорович Герасименко, главный врач самарской областной наркологической больницы, главный нарколог Самарской области Сергей Александрович Корякин, начальник управления социально педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования и науки РФ Галина Николаевна Тростанецкая, главный советник Государственно-правового управления Президента РФ Михаил Семенович Палиев, главный детский нарколог г. Москвы, член комиссии по правам человека при Президенте РФ Олег Владимирович Зыков и другие. 

    В ходе работы Круглого стола было отмечено, что осенью нынешнего года в Госдуме состоятся большие парламентские слушания, посвященные целому комплексу проблем, связанных с наркотиками. 

    По результатам работы Круглого стола участниками были приняты рекомендации Государственной Думе, Правительству и органам государственной власти субъектов федерации, текст которых приводится ниже. 

    «Заслушав доклады и выступления депутатов Государственной Думы, представителей органов исполнительной власти, научных и медицинских учреждений, общественных организаций участники «круглого стола» констатируют следующее: 

    Ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами, их незаконным оборотом в Российской Федерации, имеет выраженную тенденцию к обострению. Распространение наркомании в России происходит нарастающими темпами, представляя глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. 

    По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на конец 2003 года зарегистрированы около 487 тысяч потребителей наркотиков, в том числе 343 тысяча больных наркоманией, 60% которых составляют люди в возрасте от 18 до 30 лет. Вместе с тем, по экспертным оценкам насчитывается 3-4 млн. лиц, употребляющих наркотики. Наркомания быстрыми темпами распространяется в детско-молодежной среде. Возраст «первой пробы» за последнее время снизился с 17 до 11 лет. 

    Тяжелым следствием наркомании является СПИД, по скорости распространения которого Россия достигли самых высоких показателей. 

    Согласно данным Федерального центра по борьбе со СПИДом, число зарегистрированных случаев заболеваемости ежегодно удваивается, а общее число инфицированных, по различным оценкам, насчитывает от 800 тысяч до 1 млн. человек и более. Особенностью российской эпидемии СПИД является то, что заражение происходит, главным образом, не половым путем, а через совместное использование шприцев и игл при внутривенном употреблении наркотиков. 

    Еще одним спутником наркомании считается гепатит С, который стремительно распространяется по всему миру. В России насчитывается более 1 млн. человек, являющихся носителями вируса гепатита С. Первопричиной такого положения также является внутривенный способ применения наркотиков. 

    Высокий спрос на наркотики, в свою очередь, стимулирует рост наркопреступности. За 2003 год правоохранительными органами выявлено более 181 тыс. наркопреступлений, более 45% из них квалифицируются как тяжкие и особо тяжкие. Органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ только за второе полугодие 2003 г. выявлено более 14 тыс. наркопреступлений, из них более чем по 13 тыс. преступлений возбуждены уголовные дела. В целом, за последние десять лет, количество регистрируемых наркопреступлений увеличилось в 15 раз, а выявленных фактов наркоторговли — в 80 раз. 

    Продолжается интенсивное расширение российского наркорынка. Наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности, ежегодные доходы незаконного оборота наркотиков в России составляют около 18 млрд. долларов. Незаконное культивирование наркосодержащих растений, подпольное производство наркотических средств и психотропных веществ, их утечка из легального оборота не прекращаются. Только за 2003 год правоохранительными органами изъято свыше 26 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а за первый квартал 2004 года — свыше 5 тонн. 

    Острота проблемы, связанная с контрабандой наркотиков, не ослабевает, доля наркотиков зарубежного происхождения уже превышает 50%, а наиболее концентрированные его виды — кокаин, героин, амфетамины, — практически полностью ввозятся в нашу страну только из других государств. Контрабандный ввоз и транзит наркотиков опийной группы и героина осуществляется преимущественно из стран «золотого полумесяца», в основном, из Афганистана. Синтетические наркотики поставляются в Россию из стран Европы (Нидерланды, Бельгия, Германия, Финляндия, Польша, страны Балтии). Происходит дальнейшая активизация организованных криминальных этнических наркогруппировок (в основном из выходцев стран Содружества), чья преступная деятельность, все больше концентрируется на территории Российской Федерации, где сформирован достаточно емкий рынок сбыта наркотиков и имеются все условия для легализации наркодоходов. 

    В последние годы оборот контролируемых в соответствии с национальным законодательством и международными договорами Российской Федерации прекурсоров — химических веществ, часто используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, существенно вырос. В настоящее время в Российской Федерации прекурсоры могут изготавливать 59 предприятий химической промышленности, потребителями прекурсоров выступают свыше 280 крупных предприятий. Внешнеторговый оборот контролируемых химических веществ в Российской Федерации составил более 150 тысяч тонн, около 116 тонн прекурсоров было изъято из нелегального оборота. 

    Россия, с одной стороны, является потребителем целого ряда химических веществ, с другой стороны, поставщиком реагентов для производства таких наркотиков как кокаин и героин. 

    По экспертным оценкам, в настоящее время объем опия, вырабатываемого в год в Афганистане, достигает 3600 тонн, из которых возможно произвести до 360 тонн героина. Для переработки такого количества опия необходимо около 900 тонн уксусной кислоты, которая в этой стране не производится. 

    Нормативно-правовая база контроля за оборотом прекурсоров несовершенна и требует скорейшего разрешения назревших вопросов. В этой связи вопросы совершенствования мер контроля и правового регулирования их оборота является одним из приоритетных направлений противодействия наркопреступности. 

    12 мая 2004 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228/1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации». 

    Названия отдельных наркотических средств и психотропных веществ отличаются от упомянутых в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю, определенном постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 30 июня 1998 года. 

    Содержание постановления вызвало широкий общественный резонанс, поскольку, по мнению некоторых СМИ оно способно открыть путь для свободного распространения и легкодоступного потребления наркотических средств, искусственно создавая реальную угрозу здоровью нации. 

    В настоящее время возможности профилактики используются не в полной мере, особенно это касается недостаточной координации действий различных ведомств, общественных и религиозных организаций, которые могли бы объединить свои усилия в борьбе с этим злом. 

    Сегодня разрушена система организации досуга молодежи. Мы наблюдаем, как эта «ниша» заполняется откровенным культом насилия, секса и рекламы. Особенно преуспевает телевизионная реклама пива, которое молодежь употребляет во все возрастающих количествах, в дальнейшем переходя на более серьезные виды дурмана — вино, водку и наркотики. 

    В СМИ прослеживаются тенденции пропаганды употребления наркотиков как прямой, так и косвенной. Страна оказалась буквально заполнена коммуникативными каналами информации, уже открыто рекламирующими немедицинское потребление наркотиков, а наркобизнес как возможный источник обогащения. При этом социальная реклама о вреде применения наркотиков выглядит достаточно «бледно». 

    Существующая материально-техническая база медицинских наркологических учреждений (в особенности реабилитационных) для противодействия наркомании явно недостаточна. Кроме того, вопросы социальной адаптации бывших наркозависимых в стране практически не решаются, положительный опыт работы частных наркологических клиник не изучается, их деятельность на законодательном уровне слабо регламентирована. 

    Требуют законодательного регулирования такие направления как профилактика, выявление и учет наркозависимых, их лечение и медико-социальная реабилитация. 

    Отмечая особую важность и актуальность обсуждаемой проблемы и учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола»РЕКОМЕНДУЮТ:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

  • Направить запрос в Правительство Российской Федерации о ходе выполнения федеральной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы».
  • При подготовке Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотреть существенное увеличение финансирования Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», особо выделить мероприятия, связанные с профилактикой наркомании.
  • Инициировать внесение изменений в статью 228 Уголовного кодекса РФ в части установления крупных и особо крупных размеров наркотических средств и психотропных веществ.
  • Профильным комитетам Государственной Думы подготовить в Правительство Российской Федерации законодательные предложения, предусматривающие исключение прямой или косвенной пропаганды и рекламы алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ, а также проработать вопрос о целесообразности создания наблюдательных советов за деятельностью СМИ в данной сфере.
  • Направить обращение в Правительство Российской Федерации о создании на канале РТР российской молодежной информационно-аналитической программы, ориентированной на пропаганду здорового образа жизни и выпуск просветительских программ по предупреждению распространения наркомании и разъяснению вреда употребления наркотиков.

Правительству Российской Федерации:

  1. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 года № 231 изменений в целях приведения названий отдельных веществ в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 30 июня 1998 года.
  2. Внести в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» изменения правового регулирования профилактики распространения наркомании в Российской Федерации, выявления и учета наркозависимых лиц, их лечения и медико-социальной реабилитации, а также правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и совершенствованию вопросов контроля за оборотом прекурсоров.
  3. Внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации положения, регламентирующие правовой механизм предоставления больным наркоманией, первый раз привлекающихся к уголовной ответственности за правонарушение небольшой или средней тяжести, связанные с незаконным оборотом наркотиков, отсрочки от наказания для лечения наркомании и медико-социальной реабилитации.
  4. Разработать государственную концепцию профилактики распространения наркомании.
  5. С целью пресечения контрабанды наркотиков через территорию Российской Федерации ускорить разработку и утверждение федеральной целевой программы «Государственная граница РФ (2004-2010 годы)».
  6. При дальнейшей разработке федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», предусмотреть следующие мероприятия: 
        Организация и проведение целевой антинаркотической работы в средствах массовой информации по разработке социальной рекламы, обеспечении ее системности, наступательности, соответствия современным научным представлениям и требованиям к подаче социально высоко значимой информации в масштабе страны. 
        Разработка и внедрение во всех образовательных учреждениях страны целевых обучающих антинаркотических профилактических программ, в том числе в рамках программ обучения навыкам ведения здорового и безопасного образа жизни. 
        Разработка и осуществление мер по повсеместному обеспечению условий для содержательного досуга детей, подростков, молодежи (строительство спортивных сооружений, создание условий для объединения по интересам, дополнительного образования и т.д.). 
        Мониторинг, изучение и обобщение опыта деятельности общественных организаций, решающих задачи борьбы с распространением наркотиков, профилактики этого явления, помощи проблемным лицам, организация работы по системной консолидации таких структур, в том числе на общероссийском уровне.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. Активизировать законотворческую деятельность по регулированию профилактики наркомании, антинаркотической пропаганды и противодействия незаконному обороту наркотиков.
  2. Обеспечить на уровне регионов совершенствование наркологической помощи больным наркоманией с упором на организацию сети реабилитационных структур, соответствующей потребностям населения.
  3. Разработать и осуществить меры, направленные на улучшение досуга молодежи, строительство спортивных сооружений, организацию детских и юношеских спортивных школ.