Мода как условие наркоэпидемии

04.07.2022


Санкт-Петербургский государственный университет.
Факультет философии и политологии.
Кафедра конфликтологии.

Мода как условие наркоэпидемии

Диссертация на соискание степени магистра конфликтологии
по направлению 040300 конфликтология. СПб 2009 г.

Выполнил:

  • Сидоров Алексей Игоревич

Научный руководитель:

  • Зазулин Георгий Васильевич,
    доцент, кандидат юридических наук
Сидоров Алексей Игоревич
СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 
Глава 1. Понятие и сущность моды как социального явления 
1.1. Понятие и содержание феномена моды 
1.2. Мода на ПАВ: основные уровни проявления 
Глава 2. Противодействие моде наркопотребления в государственной антинаркотической политике 
2.1. Сущность и особенности наркоэпидемии 
2.2. Государственная антинаркотическая политика: противодействие моде потребления 
Заключение 
Cписок литературы 

Полный текст в формате Word |374 kB|

Введение

    Написание данной работы обусловлено не только и не столько стремлением провести доскональный анализ теории эпидемического распространения аддиктивных расстройств и выяснить их механизмы, сколько желанием разобраться в феномене моды как непременного условия популяризации психоактивных веществ. Разумеется, выбор темы определялся не только личной заинтересованностью, но и уверенностью в том, что растущая мода на «кайф», представляя собой открытый социальный конфликт, является реальной угрозой общественной безопасности. 
    Тот факт, что до настоящего времени данная тема не была представлена в фундаментальных научных трудах, да и просто не была чётко сформулирована как проблема, говорит о многом. Очевидно, что мода есть нечто субъективное и непостоянное, она может быть на всё что угодно. Допустим, если мода будет на здоровый образ жизни, то она уже будет условием не наркоэпидемии, а условием наркобезопасности или общества, свободного от наркотиков. С этим нельзя не согласиться, мода и правда может быть разной, но в моей работе она будет рассматриваться, прежде всего, как механизм распространения наркотизации. Я ставлю перед собой задачу выявления данного механизма как некоего социального конфликта, зона разногласий в котором лежит в области противоположного отношения к потреблению психоактивных веществ в современном обществе, а также в совокупности факторов, обозначенных термином экспозиционное давление среды. 

    Во введении хотелось бы наметить то, каким образом эту проблему имеет смысл поставить, а также с какой стороны её стоит рассматривать. Для начала необходимо разобраться в самом понятии «мода». О моде писали и пишут много и часто. Пишут и на тему появления моды, и об её зарождении или истоках; задаются вопросами, есть ли она в нашей стране, да и вообще в мире, насколько сильно она превратилась в орудие бизнеса, перестав быть искусством. Научная же база по изучению социологии моды сформировалась и получила свою разработку, в основном, в трудах немецких учёных — Г.Зиммеля, В.Зомбарта, Г.Тарда, П.Спенсера, Р.Барда, Т.Веблена, Г.Блумера. Из наиболее значительных трудов по данной тематике стоит отметить произведение Георга Зиммеля «Мода», в котором он пишет о социальных процессах, пронизывающих нашу повседневную жизнь. К ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации, явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т.д.
    Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе. Мода — есть процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. 
    Что касается модной части социального пространства, то в ней развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее, т.к. здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Обе части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они». Самоидентификация «Я модный человек» влечёт за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных процессов (например, просмотр модной периодической литературы, отслеживание различных новых веяний в своей среде), адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. В свою очередь, самоидентификация «Я из тех, кто плюёт на моду» влечёт за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д. Нет содержательных признаков, по которым можно опознать модные объекты. Мода не имеет субстанции. Но на всех этапах её существования ей присуще стремление обозначить границу между «нами» (модными) и «ими» (немодными). 

    Чем же отличается модная часть социального пространства от немодного? В модном поле доминируют две ценности — современность и престижность. Они тесно переплетены в единое целое, поэтому содержанием модного поля является престижная современность. А сам модный процесс — это не что иное, как производство символов престижной современности. 
    Эти и многие другие факты и истины уже известны большинству из нас. Однако поднятая мной тема не имеет должной проработки в научной литературе, и встречается лишь в виде газетных и журнальных заметок и публикаций либо в виде дискуссий на форумах и порталах в глобальной сети. Собственно говоря, актуальность моего исследования и заключается в том, что проблема моды на наркотические вещества «созрела» для системного конфликтологического осмысления. Один из главных вопросов, на которые я попытаюсь ответить в данной работе, состоит в следующем: является ли мода на употребление психоактивных веществ процессом, схожим по своей структуре с модой на одежду или другие материальные вещи. 
    Разумеется, при этом необходимо принимать во внимание специфику наркотической проблематики. Также необходимо выявить причины возникновения этой моды и создать технологию противодействия ей в рамках государственной антинаркотической политики. История наркоэпидемий в нашей стране говорит о том, что такой технологии до сих пор нет; государство предпринимает тщетные попытки воспрепятствовать росту популярности потребления различных наркотических средств, но большая часть проводимых в данном русле мероприятий либо неубедительна, либо вообще не выдерживает никакой критики. В России, в отличие от некоторых других стран, таких как США, которые уже давно столкнулись с проблемой эпидемическим распространением наркопотребления и выработали стратегию и идеологию борьбы с наркоугрозой, пока больше разговоров и рассуждений, чем реальных дел. 

    Исходя из вышесказанного, ясно прорисовывается потребность создания в нашей стране антинаркотической идеологии, которая бы реализовывалась посредством соединения всех функций органов государственного управления в единый комплекс мер. В особенности это касается министерства по делам молодежи и спорту, которое отвечает за профилактику и антинаркотическую пропаганду, так как в этом комплексе профилактике отводиться ключевая роль. 

    Прямолинейная пропаганда «жизни без наркотиков» в лучшем случае не даёт никакого эффекта, а в худшем эффект получается обратным. В свою очередь, акции «за здоровый образ жизни» тоже имеют свои очевидные минусы. Во-первых, минусом является то, что любое массовое мероприятие, будь то праздник спорта в муниципальном округе или музыкальный фестиваль, при определённом желании заинтересованных лиц можно выдать за антинаркотическое, хотя оно таковым является лишь постольку поскольку занятие спортом априори ставиться в противовес наркотизации. Во-вторых, данные акции в большинстве своём просто не достаточно грамотно продуманы и организованы. 

    Итак, передо мной стоят весьма непростые задачи: разобраться в феномене моды, выяснить, является ли она необходимым условием наркоэпидемии, а также сформулировать те методы, с помощью которых можно было бы противодействовать моде потребления в русле результативного антинаркотического менеджмента. Сообразно этим исследовательским задачам определялась и структура работы. Она состоит из двух глав, в каждой из которых представлены по два параграфа, раскрывающих сущность и внутреннюю взаимосвязь моды и наркопотребления, а также, проблемы учета и управления этими взаимосвязями в антинаркотической государственной политике.

О Т З Ы В

Зазулина Георгий Васильевича, к.ю.н., доцента, кафедры конфликтологии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университете на магистерскую диссертацию студента 2-го курса магистратуры кафедры конфликтологии Сидорова Алексея Игоревича «Мода как условие наркоэпидемии».

Тема исследования Сидорова А.И. носит актуальный характер, потому что молодежный наркотизм (эпизодическое или частое потребления наркотиков без формирования зависимости, то есть наркомании), масштабы которого и определяют в первую очередь характер наркоситуации (от наркобезопасной до угрожающей национальной безопасности, то есть до наркоэпидемии) и молодежная мода, как периодическая смена образцов культуры и массового поведения молодежи, несомненно, взаимосвязаны между собой, но научных исследований раскрывающих содержание их взаимосвязи в России практически не проводилось. Степень комплексности данной работы достаточно высока, так как автор использует разноплановую научную базу: от классических трудов по изучению социологии моды (например, Г. Зиммеля, Г. Тарда) до магистерских диссертаций, ранее выполненных в рамках магистерской программы по наркоконфликтологии в СПбГУ (Сунами А.Н., Пик И.А., Дзагнидзе Н.А. и др.) и в этом ее несомненное достоинство. Степень самостоятельности автора в выполнении работы очень высока и возможно, это в некоторой мере стало препятствием в достижении новизны у полученных результатов. Потому что тривиальное формулирование цели исследования («главный вопрос», с.5) и самостоятельное определение автором круга задач исследования («разобраться в феномене моды»; выяснить является ли мода необходимым условием наркоэпидемии, методы противодействия моде потребления наркотиков…, с.6) изначально существенно понизили планку оригинальности и возможной научной новизны в данной работе. Не смотря на эти недостатки, структура работы соответствует поставленным задачам, а содержание глав и параграфов соответствует их названиям.

    К достоинствам работы Сидорова А.И. следует отнести несколько ценных для организации противодействия наркотизации молодежи утверждений, а именно:

  • «понятия «наркотики, современный, модный» оказываются у подростков в едином семантическом пространстве» и поэтому «…мода использует образ наркотика, ассоциации как таковые с наркотической темой. На рынке моды разворачивается своеобразная «игра в наркотики»» (с. 33);
  • «противостоять …. можно используя культурный арсенал: ценности, идеи и идеалы, существующие в обществе и содержащие позитивные образцы «модных» стереотипов поведения и самореализации» (с.33);
  • «…подражание, желание не отстать от тех, кто уже включился в процесс потребления,- всё это как раз те условия, которые способствуют эпидемическому распространению наркомании (с.40)
  • попытка сформулировать определение понятия «мода на наркотики» (с. 47, 64). К сожалению, содержащиеся в них идеи всестороннего доказывания и развития в ходе исследования, к сожалению, не получили.
    Вместе с тем в магистерской диссертации Сидорова А.И. имеются значительные недостатки.

  1. Во введении автор не выделил, как это принято в научных работах данного уровня объект и предмет своего научного исследования. Возможно поэтому во втором параграфе 1-й главы «Мода на ПАВ: основные уровни проявления» содержится пять листов текста, в котором термин «мода» практически не встречается ни разу (с. 23 -28).
  2. Типично отсутствие ссылок на источники при сообщении значимой информации, что совершенно не допустимо в научных исследованиях. Например, о солдатах прошедших войну в Афганистане, которых автор идентифицирует как авторов моды на героин «… в доверительной беседе они признавались… » с.18 (совершенно не понятно кому признавались); цитата Ричарда Баха (с. 19); утверждение о наличии кокаиновой моды «…которая на сегодняшний день имеет место быть, и это ни для кого не секрет» (с.21); мнение немецкого философа В. Хёсле о кризисе идентичности (с.25); «в Швеции 4% молодежи употребляли внутривенные наркотики» (такие наркотики разве есть?) (с.40); «по уровню наркоманов, принимающих героин, Россия занимает первое место в мире» (что такое уровень наркоманов?) (43)
  3. Выше указанный недостаток приводит к грубым ошибкам следующего типа. На с.26 Сидоров А.И. утверждает, что «В Нидерландах, например, эта политика привела к определенным результатам: уменьшилось количество молодых людей, которые, попробовав марихуану, переходят на героин или кокаин…», но не указывает источник и автора, этой противоречащей фактам информации. Или на с.43 автор приводит тезис «научно доказано, что героин является наиболее опасным наркотиком…». Однако его трудно признать научным. В медицине опасность наркотиков принято оценивать по наркогенности и по этому критерию другой синтетический аналог морфина, а именно триметилфентанил, гораздо опаснее героина. А галлюциногены, моделирующие психоз, у лиц склонных к психическим болезням могут уже с одной пробы спровоцировать развитие шизофрении.
  4. Автор во второй главе работы анализирует пропаганду наркотиков (с. 53, 55), рекламу пива и наркотиков (с.57 — 60) однако не ясно, как он понимает их связь с модой на наркотики. В тексте встречаются сочетания из терминов «пропаганда модности наркопотребления» или «пропаганда наркотической моды» (с.60). Означает ли это, что в этой сфере мода, как социальное явление, не самодостаточна в продвижении наркотического стиля жизни и ее «тупо» кто-то должен пропагандировать, вместо того чтобы непосредственно рекламировать ПАВ, как товар, обладающий «замечательными» качествами по удовлетворению базовых потребностей человек (например, придавать силы, снимать усталость, расширять сознание и т.д.)?
  5. В раскрытии проблемы противодействия моде наркопотребления (второй параграф второй главы) не использованы труды Марковой Натальи Ефимовны и разработанный с ее участием в Центре коммуникативных исследований ИСЭПН РАН проект «Барьер», к сожалению, до сих пор не внедренный Минобразования РФ в учебные заведения.

Однако перечисленные недостатки не обесценивают замысел данного исследования и полученные автором результаты в целом, и поэтому можно констатировать, что магистерская диссертация Сидорова А.И. вносит определенный вклад в осмысление моды как технологии борьбы сторон «за и против» наркотиков в конфликте государства и наркорынка. Если на стороне наркорынка будет молодежная мода на какой-то новый наркотик, а на стороне государство только юридические санкции к участникам НОН, то итогом данного противоборства может быть только наркоэпидемия, со всеми негативными последствиями. Если же на стороне государства будет молодежная политика способная сформировать молодежную моду, исключающую наркотизацию не только во время досуга, но и в принципе, то наркорынок в этом государстве будет уничтожен без уголовно-правовых мер, а наркоэпидемия не возможна. 
    Поэтому, учитывая критические замечания, магистерская диссертация Сидорова А.И. заслуживает оценки «хорошо».

О Т З Ы В

Алдаганова М.М., К.ф.н., доцента, на магистерскую диссертацию студента 2-го курса магистратуры кафедры конфликтологии Сидорова Алексея Игоревича «Мода как условие наркоэпидемии».

    Наркоконфликт остается одной из наиболее острых форм проявления социаль-ного конфликта. Особенно он опасен для общества, длительное время остающегося в состоянии глубоких социально-экономических и политических реформ. Как всякое сложное социальное явление, наркоконфликт характеризуется множественным пересе-чением факторов, условий и причин, стимулирующих его перманентное воспроизвод-ство и развитие. Обращение автора к одному из существенных условий наркоэпидемии и наркоконфликта, а именно к фактору моды, придает данному исследованию несо-мненную актуальность. Хотя, феномен моды достаточно изучен, но уяснение его места и роли в обуславливании той или иной конкретной наркоситуации и наркоконфликта, носит определенный новаторский характер, что само по себе заслуживает позитивной оценки. 
    Сообразно целям и задачам исследования, работа неплохо структурирована, а логика построения материала вполне им отвечает. В работе дана развернутая систем-ная характеристика моды как социального явления, раскрыты исторические корни ее зарождения, как одного из моментов социализации индивида, выявлены когнитивные механизмы ее влияния на формирование стереотипов восприятия окружающего мира, ценностных предпочтений и стандартов, моделей поведения и социального успеха. Хорошо проиллюстрирована многоаспектность влияние моды на различные стороны жизни человека, на способы его позиционирования себя в окружающий мир социаль-ных и эстетических предпочтений, на стандартизацию этих предпочтений сообразно избранному клише, на превращение моды в эффективное средство поиска признания и уважение в окружающей среде. 
    Достаточно аргументировано показано, что специфика моды, как социального явления, особенно востребована людьми подросткового и молодого возраста в силу их эмоционально-психологических особенностей и острой потребности в устойчивых стратификационных позициях в осваиваемом социуме. В этом смысле, автор раскры-вает моду как, одновременно, и позитивное, и негативное начала, которые могут быть использованы целенаправленно, в зависимости от целей тех, кто управляет процессом подчинения модным веяниям. 
    Раскрытие сущности моды и особенностей подчинения ею себе предпочтений, воли и поведения, позволяет автору перейти к анализу места и роли моды в развитии наркоситуации, наркоэпидемии и наркоконфликту. Проводится дифференциация этих понятий, раскрываются социально-психологические и когнитивные механизмы «при-общения» молодежи к моде наркопотребления. Автор выделяет различные уровни и способы такого приобщения, в том числе, роль СМИ в культивировании ценностных ориентаций, так или иначе сопряженных с наркопотреблением, формы приобщения через «успешные» группы сверстников и т.д. 
    В целом, работа оставляет хорошее впечатление и может составить неплохую основу для дальнейших исследований данной темы. 
    Работе присуши и определенные недостатки. Вторая глава, на мой взгляд, зна-чительно слабее в своем аналитическом содержании, чем первая. Не до конца, как представляется, автору удалось раскрыть описанные механизмы воздействия моды на поведенческие стандарты при анализе развития наркоэпидемии и наркоконфликта. Ос-талась совсем не затронутой тема моды, ее место и роль в собственно наркоконфликте, как средство конфликтного взаимодействия, хотя по многим текстовым позициям ав-тора, она явно просилась. Правда, надо признать, столь объемная проблема была бы тесной для формата данной работы и ее исследование может стать перспективной проблемой для дальнейших исследований. 
    В целом, магистерская диссертация Сидорова А. может быть признана само-стоятельно и на высоком уровне исполненным исследованием, отвечающим требова-ниям, предъявляемым к магистерским диссертационным исследованиям, и заслужи-вающим оценки «отлично».