Власть и общественность в формировании антинаркотической политики Исландии: попытка анализа роли политических партий
04.02.2021
Анастасия Сиренко
Санкт-Петербургский Государственный Университет специальность – наркоконфликтология Фрагмент магистерской диссертации подготовлен Общая ИнформацияРанее Исландия была практически страной монокультурного хозяйства — основным источником доходов были рыболовство и рыбообработка (32 % промышленности в 2001-м году). Однако в последние годы происходит интенсивная диверсификация промышленности на основе дешёвой возобновимой энергии (в основном — геотермальные источники и гидроэнергия). Правительство Исландии объявило о масштабной программе по строительству алюминиевых заводов. Также активно развиваются биотехнологии, туризм, банковский бизнес, информационные технологии. По структуре занятости Исландия выглядит как промышленно развитая страна: в сельском хозяйстве 7,8 %, в промышленности 22,6 %, а в сфере услуг 69,6 %. ВВП составил в 2003 около 9,5 млрд. долл. США (36320 долл. США на душу населения). Население Исландии составляет 312.872 чел. (по данным на декабрь 2007), Национальный состав однороден: свыше 95 % составляют исландцы — потомки скандинавов, говорящие на исландском языке. В стране проживают также датчане, норвежцы и др. Средняя плотность населения — около 3 чел. на 1 кв. км. Около 60 % жителей сосредоточено в юго-западной части страны (Рейкьявик и его окрестности) Конституция Республики Исландия принята в 1944. Значительные изменения были внесены в 1991. Страна является республикой. Глава государства и парламент избираются всеобщим голосованием, причем правом голоса обладают все граждане страны, мужчины и женщины старше 18 лет, проживающие в Исландии не менее 5 лет до выборов. Президент и правительство. Глава государства — президент, избираемый на четыре года всеобщим прямым и тайным голосованием. Когда на пост президента выставляется только один кандидат, голосование не проводится и кандидат автоматически становится президентом. Президент Исландии является главой высшей исполнительной власти, но в действительности его полномочия ограничены и имеют во многом формальный характер. С 1 августа президент Исландии — Олафур Рагнар Гримссон. Родился в 1943, изучал экономику и политические науки в Манчестере (Великобритания), в 1973-1991 работал профессором политических наук в Исландии. В 1978 был впервые избран депутатом парламента от Народного союза, в 1987-1995 был председателем этой партии. В 1988-1991 занимал пост министра финансов; занимая эту должность, сумел добиться значительного сокращения инфляции и считается «отцом экономической стабилизации». В 1996 выиграл президентские выборы, получив более 41% голосов. В 2000 из-за отсутствия других кандидатов парламент Исландии объявил его президентом страны на новый срок. С согласия парламента, президент поручает лидеру парламентского большинства сформировать правительство и утверждает его состав. Он председательствует в Государственном совете. Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Министры ответственны перед парламентом. Премьер-министр Исландии с 2006 г Гейр Хильмар Хорде. представитель Партии независимости. Исландия — член Северного Совета и НАТО.. Парламент. Законодательная власть по конституции принадлежит президенту и парламенту. Парламент Исландии — Альтинг считается древнейшим из существующих в мире. Избирается всеобщим голосованием сроком на четыре года. До 1991 альтинг состоял из двух палат: избранные депутаты выбирали из своего состава 1/3 в Верхнюю палату, остальные образовывали Нижнюю палату. С 1991 альтинг однопалатный. В настоящее время он состоит из 63 депутатов, которые избираются на основе пропорционального представительства по общенациональному и местным округам. Альтинг утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, изменяет и дополняет конституцию, дает согласие президенту на заключение договоров и соглашений с другими государствами, контролирует финансовую деятельность исполнительных властей. Парламент может вынести квотум недоверия правительству, оказывает большое влияние на внешнюю и торгово-экономическую политику Прежде ответить на вопрос, какую роль играют партии в формировании антинаркотической политике, хотелось-бы описать вначале специфический образ жизни, который сложился на острове. Административно-территориальное деление страны — 23 района (сисла), включающих 124 сельских общины и города. Некоторые города имеют самостоятельные административные деления. Органами местного самоуправления в городах являются муниципалитеты избираемые населением. Округами управляют назначенные центральные властью чиновники. До 70-хх годов прошлого века страна вообще не знала проблему «наркомании и алкоголизма» это объясняется простой причиной — в большей своей части население занято либо в рыболовной промышленности, либо в сельском хозяйстве. Это всё тяжелый физический труд, требующий огромной выносливости, да и купить спиртное или наркотическое вещество было весьма затруднительно, многие семьи живут на фермах, в огромной удаленности от города, до которого можно добраться на машине, либо на автобусе, который ходит в среднем несколько раз в день. В 1977 году была открыта алкогольная клиника в городе Рейкьявике. Надо заметить, что специализированного оборудования в клинике не было, а функция нескольких врачей наркологов заключалась в том, чтобы дать консультацию, в какой стране пройти лечение. В 1981 году организация SAA открыла первый реабилитационный центр на 20 мест, а государство выделило большие деньги на подготовку специалистов за границей. С 1982 по 86 гг. клиника подверглась существенным изменениям начиная с основания учреждения и роли, которую клиники SAA играют в исландском секторе здоровья, открылись филиалы по стране. Сегодня клиники ассоциации SAA принимают более 1500 человек в год, до 100 человек на реабилитацию от наркотической и алкогольной зависимости. Именно от этого периода принято в Исландии считать началом формирования антинаркотической политики, которая насчитывает 28 лет. В последствии пришло осознание того, что с медицинской точки зрения эту проблему не решить. Надо добавить, что исландское общество является однородным, и кроме того в обществе существует единство мнений о необходимости борьбы с незаконным употреблением наркотиков. Таким образом, с учетом такого специфического фактора исландский народ смог бы достичь наиболее значительных результатов в этой борьбе. В стране имеется достаточно высокий уровень знаний о способах реабилитации и превентивных мерах, кроме того благодаря географическому положению страны крайне ограничен доступ туда. Ограниченная численность населения, знание всех потребителей, торговцев и т.д. также должны были способствовать созданию оптимальных обстоятельств для борьбы с этим врагом.
«ИСЛАНДИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ»
Таким образом, правительством впервые была принята политика в этой области. Принятия подобной политики уже в течение долгого времени ожидали многочисленные неправительственные организации, работающие в этой сфере 6 февраля 1997 года было подписано соглашение о сотрудничестве в области проведения программы «Исландия без наркотиков». Соглашение подписали Форстейнн Палссон, министр юстиции от имени правительства, Ингибьерг Сольрун Гисладоттир, мэр от имени г. Рейкьявика, и Торгни Петтерсон, директор ECAD. Соглашение по программе «Исландия без наркотиков» было рассчитано на пять лет. Среди прочих задач оно предполагало поиск новых путей по предотвращению ввоза, распространения, продажи и употребления незаконных наркотических веществ. Основной целью программы было объединить нацию в борьбе против наркотиков, усилить профилактическую работу и организовать соответствующие проекты и действия. Год, указанный в названии программы, обозначал, что она рассчитана на пять лет. В то же время название манифестировало четко сформулированную государственную политику и цели в области противодействия наркотикам. В этом смысле единственной целью было создание страны, свободной от наркотиков. Борьба с наркотиками в обозримом будущем не закончится, возможно, она не закончится никогда. Но для того, чтобы добиться результатов, антинаркотическая политика должна быть ясно сформулирована и объединять все заинтересованные в противодействии наркотикам стороны. Программа «Исландия без наркотиков» являлась попыткой правительства вести целенаправленную работу по достижению намеченной цели и оценить эффективность подобной работы. По всему миру ведется работа по предотвращению распространения наркотиков и ставятся ясные и бескомпромиссные цели, подобные сформулированной в настоящей программе. В рамках ECAD реализуется проект «Европа без наркотиков — 2010», а в рамках ЮНЕСКО проводится программа «XXI век без наркотиков». С самого начала программа подвергалась критике. Например, критиковалась дата, упомянутая в ее названии. Существовала тенденция истолковывать название программы таким образом, как будто бы ее целью было сделать Исландию к 2002 году свободной от наркотиков. По мнению критиков, подобная цель вызывала недоверие, будучи нереалистичной. Этот вопрос вызвал длительные споры руководящей группы и менеджера проекта в первые месяцы реализации программы. Споры касались рамок программы, но не ее содержания. Руководящая группа полагала, что ввоз, распространение и продажа наркотиков являлись частью деятельности организованной преступности. Движущей силой этой противозаконной деятельности были деньги, а основными жертвами — дети и молодежь. Название программы «Исландия без наркотиков» действительно могло звучать противоречиво, однако состояние дел требовало солидарности и действий. В свете этого, руководящей группой в 1998 году было принято решение отказаться от ссылки на 2002 год в названии программы, хотя срок ее исполнения по-прежнему составляло пять лет. К этому моменту реализация программы уже набрала ход, и был развернут целый ряд масштабных работ, среди основных задач необходимо перечислить : 1)Школа защиты от наркотиков ;2) Координированная информация для взрослых 3) Информация по защите от наркотиков для студентов и персонала профессиональных школ Рейкьявика. Работа, проведенная за эти 5 лет. Была самой масштабной в истории страны, надо отметить, что во время работы целевой программы был принят административный закон «о комендантском часе для лиц младше 18 лет» его суть заключается в том, что дети младше 18 лет без сопровождения взрослых находиться на улице не могут. В политической жизни Исландии активную роль играют пять партий: Партия независимости, Социал-демократическая партия, Народный союз, Прогрессивная партия, Организация свободомыслящих и левых и ряд общественных организаций. [6]. Рассмотрим их подробнее. Партия независимости (свыше 9 тыс. членов) — консервативная партия, основанная в 1929 году, представляет интересы крупных рыбопромышленников, торговой и финансовой буржуазии. Социал-демократическая партия Исландии (свыше 2 тыс. членов) создана в 1916 году. СДПИ — это соглашательская партия, опирающаяся в своей деятельности на привилегированную, сравнительно высокооплачиваемую прослойку рабочего класса — рабочую аристократию. Является союзником консервативной партии. Прогрессивная партия (около 4 тыс. членов) действует с 1916 года. Ее главной опорой являются зажиточные слои фермеров, чьи интересы в первую очередь она и защищает. Партия занимает господствующее положение в производственно-сбытовых кооперативах. Народный союз (свыше 2,5 тыс. членов) — партия левосоциалистического характера. Создана в 1968 году на базе Единой социалистической партии Исландии (самораспустившейся в 1968 году), Партии защиты нации и левого крыла Социал-демократической партии. Выступает защитником интересов широких масс трудящихся, требует выхода страны из НАТО и ликвидации базы в Кефлавике. Организация свободомыслящих и левых (около 2 тыс. членов) основана в 1969 году. Объединяет главным образом лиц, вышедших из Народного союза и СДПИ. Партия не имеет твердой политической платформы. Важную роль в политической и хозяйственной жизни страны играют различные профсоюзные, молодежные и общественные организации. Основными из них являются следующие. Объединение исландских профсоюзов. Создано 12 марта 1916 года. Оно включает 139 профсоюзов, насчитывающих около 41 тыс. членов и входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП). Боевая организация социалистов Исландии (БОС) (ранее Ассоциация социалистической молодежи) создана в ноябре 1968 году путем объединения Коммунистического союза молодежи с левыми социал-демократическими группами молодежи. Федерация молодежных организаций Исландии (ФМОИ) является национальным координационным центром молодежи страны, в который входит 12 организаций с общим числом членов 40 тыс. человек. «За западное сотрудничество» — открыто пронатовская организация, ведущая борьбу с ростом нейтралистских настроений в стране. Надо отметить, что на сегодняшний день в стране у власти находятся из перечисленных выше только 5 партий. Из них 2 имеют общие положения в предвыборных программах. В программе «Партии Независимых» от 96 года прописано : что партия ратует за уровень здоровья среди молодежи, создание молодежных трудовых лагерей, а так же отдельным пунктом выделено комплекс мер по лечению и реабилитации наркозависимых, которые включают высокий уровень оказания медицинской помощи и её доступность. Отдельным моментом нужно отметить, что в 98 году благодаря представителям партии в Альтинге был продвинут закон об осужденных. Его суть примерно такова; человек, отсидевший свой срок, не является «б/у товаром», которое общество многих стран списывает, а является полноценным членом общества, которому должна быть предоставлена работа, жильё и.т.д. Никто не может публично его осудить или оскорбить. Иначе, согласно уголовному кодексу, это лицо будет подвергнуто административному штрафу. Так же партия «Независимости» сотрудничает с большим числом профильных организаций, где открыто обсуждает проблему наркотиков. 13 октября 2007 года в Рейкьявике при поддержке партии «Независимых» состоялся форум » Противодействие употреблению алкоголя и наркотизации молодежи». «Народный союз» партия, образованная в 60-х всегда своей задачей считала защиту интересов широких масс. В своей программе она абстрактно ссылается на то, что первостепенной задачей считает формирование здоровой трудоспособной молодежи. Партия активно ведёт антинаркотическую пропаганду на муниципальном уровне. Президент страны каждый год ездит по разным школам, где подробно рассказывает о вреде алкоголизма и злоупотреблением наркотиков.. В северо-западной газете » Тьоудвильинн» от 2006 года приводился фрагмент речи Олафура Рагнара Гримссона, данное в одной из школ в пригороде Рейкьявика: » Злоупотребление наркотическими веществами очень сильно вредит вашему организму и фактически разрушает его. Мы не можем вас, дорогие дети, 100% контролировать, как бы не старались, так же как и ваши родители. Каждый из вас уже сегодня должен решить эту «дилемму» для себя сам. Хочу лишь заметить, что от наркоэпидемии погибли многие миллионы, для современного общества это настоящая холера, и не думайте, что вы будете первыми, кто обманет смерть, раз ступив на этот путь» . Своими действиями партия, во главе с президентом доказывает свою открытость перед обществом и готовность работать по принципу от простой ячейки общества до крупной общественной массы. Надо признать, что наркотики на территории страны существуют, и в ближайшее время будут существовать, но пока политические структуры работают таким образом, а ситуация находиться под контролем государства, проблема сведена до оптимального минимума. Использованные информационные источники:
|