«Конкурс перевертыш», или рассказ о том, как можно рекламировать наркотики, прикрываясь красивыми словами о борьбе с наркопотреблением.

05.05.2022



Константин Игоревич Ксынкин, Методы противодействия наркотической контркультуре

Константин Игоревич Ксынкин 
заместителя Директора, 
руководитель департамента сетевого анализа 
и комплексного рекламного обслуживания 
рекламного предприятия полного профиля «Неонбалтик»

Мы уже не раз говорили о том, как под благородными лозунгами «борьбы с наркотиками» проводятся акции, истинная цель которых — популяризация наркопотребления и пропаганда девиантного поведения, когда заявленным целям полностью противоречат проводимые организационные мероприятия, направленные на ухудшение наркоситуации. Зачастую, в подобную деятельность, на различной основе (чаще всего платной), вовлекаются журналисты, общественные деятели, популярные артисты, известные спортсмены и другие публичные люди. Простительно, если организаторы подобных «антинаркотических» мероприятий искренне заблуждаются, (хотя, учитывая последствия их «деятельности», это их, как говорится — «не украшает»), но как объяснить случаи, когда организаторы располагают всей необходимой информацией и точно знают, что творят? 

Сегодня речь пойдет об интернет-конкурсе «Майя 2010?, проводимом Всемирной Лигой «Out of drug». На мой взгляд, он полностью соответствует такому мероприятию — оборотню. Начнем с главных целей — они, естественно, весьма гуманны, вот как формулируют их организаторы на сайте vsekonkursy.ru/?p=1512:

Суть конкурса: если вы столкнулись с наркоманией, если ваш друг попал в беду, и вы хотите помочь своим близким, вы можете принять участие в акции. Присылайте нам видео, фото, рисунки и рассказы, посвященные наркомании, покажите миру наркотическую иллюзию!

О том, насколько «романтична» идея помочь, «другу» или «близким» (по тексту — больным наркоманией) показывая «миру наркотическую иллюзию», лучше всего, наверное, объяснит врач-нарколог, который ежедневно, практически, пытается излечить наркомана от желания погрузиться в «иллюзию». Но, может быть, организаторы говорят «образно» высоким поэтическим языком и речь идет о профилактике наркомании путем показа «миру» неприглядного лица наркопотребления? Заявленная цель акции вызывает еще больше сомнений:

Цели акции — показать мир наркотической иллюзии без прикрас, без сухой статистики. Показать непредвзятый и правдивый взгляд на проблему наркозависимости. Дать возможность самим зависимым рассказать о своих проблемах и своей иллюзорной вселенной.

Вот так! Просто и лояльно! А зачем нам сухая статистика о высокой смертности нарокманов их физической и социальной деградации, об уровне преступности среди наркопотребителей, об экономическом и социальном ущербе и прочих главных аргументах против наркопотребления? Да мы их сейчас просто голыми руками возьмем! И вообще, давно пора восстановить справедливость — «свободу слова наркоману в интернете!». А то интернет еще недостаточно завален пьяными наркоманскими бреднями и пропагандой наркотиков. Тем не менее, надо признать, что цели конкурса очень гуманны. 
Будем надеяться, что описание номинаций улучшат ситуацию? Может быть, в номинациях заложена антинаркотическая направленность? Читаем:

1-я категория — видеоролики. 
В кадре может быть все, что угодно. Может, кто-то расскажет, какие медицинские препараты он использует, чтобы получить билет в наркотический рай. Может быть, вам удастся заснять случай «передоза» — в общем, выбор сюжета за вами.

Ну вот, лозунги лозунгами, а дело — делом! Как поэтично организаторы призывают пропагандировать наркотики, какой высокий слог «… какие медицинские препараты он использует, чтобы получить билет в наркотический рай». Кроме того, — усилия наркоагитатора не пропадут даром — организаторы предоставят для этого трибуну и немалые деньги 10 000 долларов. Очень греет наркотический сленг умело и к месту употребляемый — «передоз», сразу ясно — организаторы владеют сленгом в совершенстве! 

Совершенно в том же ключе вторая номинация:

2-я категория — фото. 
Фотографии могут передавать красочный мир наркотического опьянения, жестокость ломок и первые секунды кайфа.

Ну, каким еще может быть «мир наркотического опьянения» — только «красочным», и как тут без «кайфа». Интересно, а кто еще, кроме организаторов, считает, что демонстрация красочного мира и кайфа — лучшие способы профилактики наркопотребления? Кстати фраза «Фотографии могут передавать красочный мир наркотического опьянения» с точки зрения конструирования слов является чистейшей пропагандой наркотического опьянения, поскольку с логической точки зрения она не имеет смысла — сфотографировать «красочный мир» возникающий в пьяном мозгу наркомана невозможно. 

Если у кого-то еще остались сомнения в том, что настоящая цель конкурса — пропаганда наркотиков, то они исчезают, после ознакомления с 3-й номинацией:

3-я категория — рассказ. 
Исповедь наркомана. Рассказ о том, как и кто впервые попробовал наркотический препарат, описание своих ощущений и воспоминания о мирах, которые открываются под кайфом. Может быть, кто-то сожалеет о минуте первого «прихода», а кто-то считает, что ничего лучше амфитаминов или каннабиса нет на всей земле — это личное право каждого, а мы хотим узнать другие точки зрения.

Предлагается клуб знатоков-любителей, да еще и дискуссионный! Имеется и актуальная тема для дискуссии — есть ли что либо, лучше амфитаминов или канабиса, или нет? Примечательно, что потенциальным участникам конкурса прямо сообщается — «потребление наркотиков — это личное право каждого», а подобное утверждение, между прочим, главный пропагандистский лозунг наркопродавцов! Так кто же организаторы? Некоторые мысли по этому поводу, возникают при рассмотрении 4-й номинации:

4-я категория — рисунок. 
Если вы находитесь в ладу с красками и кисточкой, вы можете нарисовать нам мрачные подземелья подсознания наркозависимого, липкие блуждания в запредельном приходе или радужные пятна, которые дарит ЛСД. А, может, вы создадите агитационный плакат — одним словом, содержание рисунка мы оставляем на ваше усмотрение.

Это вот, действительно интересно и по-настоящему опасно, организаторы хорошо знают свое дело и акцентируют внимание именно на ЛСД, намекая на ощущения, которые он «дарит». Почему ЛСД удостоен организаторами такого повышенного внимания, а, скажем, не более популярный кокаин, или героин? И почему предлагается создать агитационный плакат, а не, скажем, написать стихи? Думаю, специалисты знакомые с историей наркопотребления легко ответят на этот вопрос — в 60-х годах прошлого века США с большим трудом преодолели ЛСД эпидемию. Угроза оказалась столь велика, что потребовала решительных «недемократических» действий проводившихся под личным контролем президентов Д.Эйзенхауэра и Дж. Кеннеди. Чем опасен ЛСД? Не буду даже рассказывать об этом в условиях отсутствия антинаркотической пропаганды в нашей стране. Скажу только, что в США и многих странах мира ЛСД запрещен даже для лабораторных исследований. Примечательно, что у населения нашей страны и стран СНГ полностью отсутствует социальный ЛСД иммунитет, мы просто не знаем об этом бедствии западного мира. Вы все еще не догадались кто организаторы интернет-конкурса? 

Итак, знакомьтесь — Всемирная Лига «Out of drug»! Вы о ней не слышали? Нет? Это же ВСЕМИРНАЯ лига! Не знаете? Не волнуйтесь, я тоже впервые слышу, хотя занимаюсь наркотической темой более 4-х лет. Не знают о ней и те, кто в теме значительно дольше меня. Зайдите на сайт лиги и все поймете. Может, Вы думаете, что Всемирная лига расположена в Лондоне, Токио, Женеве или Стокгольме? Ни в коем случае, это горячо любимый всеми нами г. Бишкек Кыргызской Республики! Широко известный своими успехами в антинаркотической деятельности, известный, правда, в очень узких кругах. В основном это «общественные деятели, послы многих стран, лауреаты Нобелевской премии, известные спортсмены, артисты, энтузиасты своего дела, лидеры мирового сообщества», вы не из их числа? Ну, так поэтому и не знаете! И называется лига на самом деле — «Всемирная Лига «Разум вне наркотика», т.е. «Mind free of drugs». Звучит очень двусмысленно, поэтому для особо одаренных — «Out of drug», можно просто «no drug», или «stop drug», в общем — против. Лига имеет свою религиозно философскую концепцию, основанную на эзотерике и язычестве (поклонении камням, духам и «священным местам»). Зачем это нужно? Цитирую «философскую» концепцию конкурса дословно — «В наше время фантасмагории в почете большем, нежели реалистичные полотна, вспомнить хотя бы повальное чтение книг жанра фэнтези или последние кинокартины — «2012» и «Аватар». Именно так, в начале двадцать первого века, после очередного «конца века» и «конца света», складывается информационно-коммуникационная среда под нажимом социальных процессов — детерминированных следствий вероотступничества от социальной политики и социалистической направленности демократий». Поняли? Нет? И правильно, фраза не имеет смысла, это просто набор слов. Ассоциативно (по ассоциациям, возникающим от прочтения слов) можно понимать так — люди любят сказки, надо придумать новую — антинаркотическую, люди в нее поверят и перестанут принимать наркотики. В общем долой традиционные религии и науку- язычество спасет мир!

    Теперь о второй обязательной составляющей акции-перевертыша — должны быть имена, они здесь в изобилии, в жюри конкурса заявлены (в варианте vsekonkursy.ru/?p=1512):

  1. Тамара Гвердцители
  2. Елена Малышева
  3. Андрей Малахов
  4. Александр Розенбаум
  5. Никас Сафронов
  6. Валерий Меладзе
  7. Тимати
  8. Никита Михалков
  9. Светлана Журова
  10. Евгений Плющенко

Возглавит Жюри председатель Союза Журналистов России профессор Богданов В. Л. 

  1. Тамара Гвердцители,
  2. Елена Малышева,
  3. Андрей Малахов,
  4. Александр Розенбаум,
  5. Никас Сафронов,
  6. Ксения Собчак,
  7. Алсу,
  8. Иван Ургант,
  9. Валерий Меладзе,
  10. Никита Михалков.

Искренне надеюсь, что столь авторитетное жюри справедливо оценит исповедь наркомана, или лучший рисунок, созданный под воздействием ЛСД. Уверен, что Ксения Собчак и Андрей Малахов, чей запредельно «бескорыстный» личный вклад в разрушение ценностей семьи и пропаганду девиантного поведения, трудно переоценить, быстро найдут общий язык с наркопотребителями и отговорят их от пагубного занятия. 

Может кто-то заметил, что состав жюри как-то отдает «реалити-шоу»? И будет абсолютно прав! В положении о конкурсе так и сказано: — «Акция представит собой конкурс, предлагающий на поверхностный взгляд привлекательный формат «реалити-шоу». Ясность такого сорта развлечения вуалирует назидательный посыл, что немаловажно при отторжении современным индивидом нравоучительного тона». Опять, для особо одаренных, — это «реалити-шоу» с участием наркоманов. Вы забыли положительный эффект от «Дома-2» или «Пусть говорят»? Я напомню: «Дом-2», например, очень убедительная порнографическая передача под благородным лозунгом «Построй свою любовь!», а если вы еще не поняли, что собачиться, делать гадости родным и близким это — норма, посмотрите «Пусть говорят!» там вас быстро переубедят, а заодно и посвятят во все тонкости процесса. 

Раз уж разговор коснулся морали, которая неотделима от духовности, следует отметить интересные взаимоотношения организаторов конкурса с традиционными религиями. Уже сказано о весьма специфической философии конкурса, но нетрудно заметить и тот факт, что за «оздоравливающей философией» Горы Спасения Таштар-Ата, и описанием символов ассоциации скрывается элементарное язычество. Собственно аргументы в пользу святости символов организаторов могут убедить только малообразованных атеистов, в традиционных же религиях гора Таштар-Ата и «насыщенные энергией богов» камни просто не упоминаются. 

Логично предположить, что акция, направленная против наркопотребления полностью согласуется с действующим Российским законодательством. Например, с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»? Почему-то, конкурс «Майя» с законодательством совсем не согласуется. В Законе даже имеется статья 46. которая, прямо относит номинации 1-4, а в ряде случаев и номинацию 5 к пропаганде наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Во избежание недоразумений приведу статью целиком:

Статья 46. Запрещение пропаганды и ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров 

1. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, то есть деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях запрещаются. 

2. Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья.

Может быть столь странный конкурс, проводимой из братского Кыргызстана на территории России оказался вне поля зрения ФСКН и других уполномоченных организаций России? Может быть, упомянутые структуры, просто не осведомлены о дружеской активности наших соседей? Нет, организаторы конкурса прямо пишут — «с благословения глав четырех основных конфессий Российской Федерации (христианской, мусульманской, иудейской и буддийской), при поддержке Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), Союза Журналистов России и других масс-медиа»! 

Вот так! Коротко и ясно! Уже в который раз, упомянутые организации объединились с масс-медиа для практической антинаркотической работы! (кстати, а в который раз? На моей памяти, в первый, вас это не настораживает?). Ради такого случая, мы просто обязаны и закрыть глаза, на тот факт, что методика проведения акции противоречит законодательству, нигде не опробована и результат ее не известен. Мы же точно знаем, — это только у американцев антинаркотическая кампания может провалиться и вызвать обратный результат, у нас же — никогда! Хотя, казалось бы, чего проще, предложить Кыргызстанским коллегам вначале поставить эксперимент над собственным населением, а потом распространять полученный опыт на Россию. Нет, наших рыцарей масс-медиа такими пустяками не остановить, особенно если их «альтруизм» подкреплен материально. 

Впрочем, не будем забегать вперед, вполне возможно, что уважаемые члены жюри и уполномоченные органы, либо введены в заблуждение, либо просто не подозревают о своем «участии» в мероприятии (при проведении подобных акций, так иногда бывает). Поэтому в ближайшее время в адрес вышеуказанных лиц и причастных органов будут направлены соответствующие запросы. Продолжение, как говорится, следует.

    Для меня же важно, чтобы все, кто считает важной задачу борьбы с наркопотреблением, или иными социальными бедами, хорошо запомнили схему, по которой проводятся акции — перевертыши:

  1. Красивые лозунги.
  2. Организационные мероприятия, нацеленные на результат несовместимый с заявленными лозунгами.
  3. Психологическое прикрытие, например, в форме декларирования участия в акциях популярных, или авторитетных лиц и организаций.
  4. Хорошее финансирование.

Что делать, если вы столкнулись с подобной ситуацией? Возмущаться, конструктивно и умно, предавать огласке ложь, формировать общественное мнение и проявлять его, заставлять ответственных работников думать и отвечать за результаты своей работы, (на то они и «ответственные»). Требовать соблюдения законодательства, от всех в равной степени. И помните — авторитеты, как правило, авторитетны в одной конкретной области и так-же как и мы — смертные, много не знают. И еще — один, даже самый умный, в поле не воин, — ищите соратников. Я, например, ищу соратников постоянно, а поэтому пишите.

Kosta_ksi@mail.ru