14 ЛЕТ ЛИБЕРАЛИЗМА В НАРКОПОЛИТИКЕ РОССИИ

10.06.2021


14 ЛЕТ ЛИБЕРАЛИЗМА В НАРКОПОЛИТИКЕ РОССИИ

     В 1990 году еще в СССР на самом высшем уровне было принято решение, которое тогда казалось мне ошибкой: право употреблять незаконные наркотики приравняли к основным правам человека. Комитет Конституционного надзора 25 октября 1990 года вынес решение, которым предоставил право гражданам «ни перед кем не отвечать за свое здоровье»

     Спустя 14 лет, имея возможность проследить динамику развития наркоситуации и личный опыт борьбы с распространением наркотиков, считаю возможным изменить свою точку зрения и заявить: Комитетом Конституционного надзора СССР 25 октября 1990 года было принято решение как долговременная стратегическая линия, направленная на расширение наркорынка в стране, на уничтожение ее генофонда — молодежи. Хочу провести только один пример: в разгар Афганской войны по оценкам американских военспецов потери советских войск составляли около четырех человек в день. В 2000-2002 годах в Приокском районе г. Нижнего Новгорода от передозировки наркотиков в день умирало 2-3 человека. Численность ограниченного контингента войск в Афганистане и жителей Приокского района практически одинакова. Есть только одно отличие: на территории Приокского района Нижнего Новгорода не велось боевых действий. Вот цена решения, принятого в 1990 году. 

     Второй удар наша страна получила уже от Верховного совета РСФСР в декабре 1992 года, когда было принято решение об исключении из Уголовного кодекса статьи, предусматривающей ответственность за незаконное потребление наркотиков. Теперь можно было незаконно потреблять наркотик кому угодно. Правда, было непонятно, как потреблять, не совершив преступления (ведь нельзя потреблять, не хранив, а за хранение ответственность не отменяли). Но об этом вскоре вспоминать не стали. Результат не заставил себя ждать. Только в Нижегородской области оценочное число потребителей наркотиков в 1994 году достигло 160 тысяч человек, а количество изъятых наркотиков — 710 кг, причем таких видов, о которых в 1992 году даже не слышали (метадон, героин, первитин и т.д.). 

     Наконец 12 мая сего года Постановлением Правительства Российской Федерации №231 установлены «крупный» и «особо крупный» размеры наркотиков исходя из «среднеразовой дозы» потребления. Поясню о чем идет речь: до 12 мая 2004 года действовало Постановление Правительства №681 от 30.06.1998 года, которое определяло «небольшой», «крупный» и «особо крупный» размеры наркотиков в граммах, основываясь на заключении Постоянного комитета по контролю за наркотиками при Минздраве РФ (так называемый «список Бабаяна»). Теперь с введением понятия «среднеразовая доза», разработанного «независимым экспертным советом» «неподсудными» оказались марихуана — 2 грамма, героин — 0,1 грамма. Это тот порог, который дает возможность вполне легально носить в кармане 2 грамма марихуаны и 0,1 грамма героина. 

     Возникает вопрос, а как же быть с Федеральным законом №3 от 08.01.1988 «О наркотических средствах и психотропных веществах», который запрещает незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ» (см. ст. 1 п. 16, ст. 40)? Но и это еще не все. Теперь для привлечения к уголовной ответственности нужно иметь на кармане 10 среднеразовых доз (СРД), а в особо крупных размерах — 50 СРД. При подсчете на вскидку получается, что, имея в кармане чуть меньше 20 грамм марихуаны и чуть меньше 1 грамма героина, можно свободно приходить на любую молодежную тусовку, не оглядываясь на правоохранительные органы. Естественно, что можно поделиться наркотиками с другом или подругой, наконец, продать излишек. Теперь по выражению персонажа из кинофильма «Бандитский Петербург» «маленький гешефт» на наркотиках можно делать вполне легально. 

     Говорить о последствиях такого решения я не буду, они очевидны. Меня интересует другое: а как же закон? А где же Генеральная прокуратура, которая в соответствии со статьей 60 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» должна надзирать за исполнением настоящего закона? Я с удивлением наблюдаю за суетой в Государственной думе, откуда раздаются призывы «приостановить действие этого Постановления». А почему бы, как это и положено, не внести депутатский запрос на имя Генпрокурора Устинова с предложением опротестовать Постановление Правительства как незаконное? Неплохо было бы привлечь к ответственности и тех, кто готовил проект этого постановления. Наконец непонятно, почему в Постановлении Правительства №231 нет даже упоминания о производных масличного мака. А ведь знаменитая «маляса» или «ширка», приготовленные из масличного мака, до сих пор пользуются большим спросом у начинающих наркоманов. Получается, что этот вид наркотика, сбыт которого уже второе десятилетие успешно осваивает цыганская диаспора, передается Правительством России для свободной торговли в качестве дара. Могу сказать только одно — дар весьма щедрый. Мало того, что экстрагированный опий везут в Нижегородскую область с Украины и на деньги от его продажи вырос уже не один особняк, так ведь это еще и мощный стимул к выращиванию масличного мака в сельской местности, благо в Приволжском федеральном округе климат для этого самый подходящий. Ну, а как скупить его прямо на корню, цыган учить не надо. 

     Помните, Н.В. Гоголь говорил, что в России две проблемы — дороги и дураки. А как назвать тех, кто подготовил и принял Постановлением №231?

Олег МАНДРУСОВ,
общественный представитель Нижегородской области в ECAD,
porus@sandy.ru