Денис Бабаджанов, Общественное объединение «Белый журавль», Бишкек» «Здоровье, знания, успех»

07.01.2021

Денис Бабаджанов Общественное объединение Белый журавль Бишкек

Предлагаемое Вашему вниманию пособие является попыткой разработать методическую основу для программы эффективной первичной наркопрофилактики среди подростков. Нельзя сказать, что эффективной наркопрофилактики не существует. Она есть, но в большинстве своем «завязана» на личностном потенциале какого-то конкретного яркого тренера, лидера, и плохо поддается попыткам «переложить» ее на бумагу, для дальнейшего транслирования и распространения. 
Предлагаемый материал является попыткой обобщить прежний успешный и неуспешный опыт, и создать методику понятную большинству заинтересованных лиц. При ее создании использовались различные источники, но сама идея проложить резкий контраст между такими (значимыми для молодежи) понятиями как свобода, успех, и собственно наркотиками, к какой-то степени нова. Главная тема занятий — развитие личности как шаг в сторону достижения желаемых жизненных целей, и в этом есть значительное родство нашей методики с программами по развитию лидерства среди молодежи. 
К сожалению, пособие не завершено. Пока существует только теоретическая часть и общее описание занятий. Подробное описание занятий еще находится на стадии разработки, и мы предлагаем всем заинтересованных сторонам стать со-авторами данного пособия, приняв участие в подготовке и апробации занятий курса. 

Всегда рады единомышленникам. 

Общественное объединение
«Белый журавль», Бишкек»
Денис Бабаджанов. 
denfox@rambler.ru

«Здоровье, знания, успех»

Молодежный учебно-тренинговый курс

    Данный курс содержит описание цикла занятий с молодежью по формированию жизненных навыков, способствующих принятию правильных решений в сложных жизненных ситуациях и укреплению факторов защиты перед употреблением наркотиков. 
    Методическое пособие предназначено для педагогов, сотрудников неправительственных организаций, молодежных лидеров и других заинтересованных специалистов.

Предисловие

Молодежь и наркотики

Тема профилактики наркомании среди молодежи как была актуальной в предыдущие годы в нашей республике, так и остается актуальной до настоящего времени. Трафик афганских наркотиков, сложное социально-экономическое положение, снижение влияния «традиционных» ценностей и недостаток новых молодежных положительных лидеров и идеалов — все это вносит свой вклад в то, что уровень наркотизации населения не снижается. Но сегодня мы видим и другую тенденцию. Наркомания — это своеобразный «социальный невроз», который расцветает в периоды социально-экономического неблагополучия общества. В периоды экономического подъема общества число вновь рекрутируемых потребителей наркотиков, как правило, сокращается. Нельзя сказать, что в настоящее время наша собственная экономика переживает бурный экономический рост, но, тем не менее, в социально-экономической сфере есть сдвиги к лучшему. Среди молодежи, как городской, так и сельской, уже не царит «дух полной безысходности», люди имеют больше возможностей в работе и устройстве своего будущего, и больше ориентируются на трудовую активность и успешность. 
Культура «успешности и эффективности» во многом базируется на хорошем здоровье человека, его способности противостоять негативному влиянию окружающей среды, умению управлять собственной жизнью. Наметившуюся тенденцию к успешности и здоровому образу жизни молодежи можно и нужно использовать, усиливая ее и направляя в правильное русло. Предлагаемый нами молодежный учебно-тренинговый курс направлен на формирование здоровых жизненных навыков, которые будут полезны молодым людям в планировании собственной жизни, в принятии правильно решения проблем для противодействия давлению ровесников, призывающих употреблять наркотики, и, в целом, к подготовке молодого человека к жизни в обществе, чтобы он мог участвовать в социальных мероприятиях, не предполагающих употребление наркотиков и связанных с этим правонарушением. 
Занятия предлагаемого курса могут быть частью школьного внеурочного обучения или программ «равного обучения», поддерживаемого неправительственными организациями.

Первичная позитивная профилактика наркомании среди молодежи

Научно установлено, что вкусы человека, потребности и манеры поведения, в том числе склонность к нездоровому образу жизни, закладываются в самом раннем детстве. Ключевую роль в формировании здоровой личности ребенка в этот период играют родители и другие старшие из ближайшего окружения ребенка. Их здоровое или нездоровое поведение, заложит основу для собственных алгоритмов поведения ребенка. 
Заложенные в раннем детстве алгоритмы отклоняющего поведения могут длительное время, на протяжении многих лет, находится в скрытом (латентном) состоянии. Чтобы негативные схемы поведения оставались в подспудном состоянии, важно как можно раньше привить ребенку высокие духовные ценности, вкус подлинной культуры, любовь к труду, и, главное, способности получать радости в здоровых интересах и удовольствиях: спорте, творчестве, труде, помощи родителям. Школьное воспитание и обучение играет важную роль в данном процессе. 
Но несмотря на все усилия традиционного школьного воспитания в периоды психофизических кризисов переходного возраста алгоритмы отклоняющего поведения могут «ожить» и проявиться в виде нездорового и асоциального поведения подростков. В такой период необходимо проведения дополнительных профилактических мероприятий среди молодежи. 
Первичная профилактика наркомании среди молодежи должна быть позитивной в своей основе. Это значит, что главное в ней — гигиеническое и культурное воспитание, привитие жизнеутверждающих потребностей и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, развитие способностей к достижению социального благополучия. При этом темы психоактивных веществ не должны выпячиваться на передний план, они лишь могут быть подчинены (по контрасту) формированию позитивных жизненных установок. 
Таким образом, главная задача профилактики наркомании заключается в том, чтобы помочь молодому человеку сделать полезный для здоровья и информированный выбор и принять решения, которые приведут его к здоровому образу жизни, и предотвратят вред и проблемы, которые часто появляются не в результате недостатка знаний, а вследствие нехватки навыков и умения справиться с реальными ситуациями. 
Решению этих задач способствуют программы «обучения безопасности жизни» и программы «формирования жизненных навыков». Предлагаемый в данном пособии учебно-тренинговый курс является одним из вариантов существующих программ по формированию жизненных навыков, специально адаптированный на решение проблем профилактик наркопотребления среди молодежи Кыргызстана.

Теоретическая часть.

«Жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности повседневной жизни. (ВОЗ, 1993г.)»

Понятие «жизненные навыки» интегрирует в себе умения и способности, относимые к разным сферам человеческого бытия (физического, психологического, социального), позволяющие решать задачи адаптации и развития. К основным жизненным навыкам относят: навыки принятия решений, коммуникативные навыки, навыки выражения чувств и управления ими, навык критического мышления, навык осознания негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивления им, навык постановки целей и др. 
В последние время понятие «жизненные навыки» стало широко применятся для определения концептуального подхода к обеспечению психосоциального развития детей и профилактике социально обусловленных заболеваний (ВИЧ/СПИД, ИППП, курение, алкоголизм, наркомания) — Life-skills approach. 
Данный подход возник как альтернатива информационно-просветительскому подходу, показавшему свою неэффективность в решении профилактических задач, и обосновывал необходимость формирования у детей социальных и поведенческих навыков, позволяющих успешно решать задачи интеграции в общество, преодоления жизненных трудностей, самозащиты от рисков.

Однако, опыт работы с подростками показывает, что жизненные навыки не выполняют свои защитные функции по отношению к факторам риска аддиктивного поведения (и ВИЧ-инфицирования) при несформированных социальных установках (смотрите схему «Модель вовлечения в употребление наркотиков»). Это обстоятельство застали нас расширить программу за пределы собственно «жизненных навыков, и сформулировать «стратегию поведения» молодежи по отношению к факторам риска с использованием привития полезных социальных установок. Мы считаем, что обучение жизненным навыкам должно пониматься более широко — не только как освоение конкретных умений и навыков, но как формирование стратегий поведения, в рамках которых отрабатывается связь мотива, установки, навыка как такового, фактора риска, ситуации риска.

Поэтому данный учебно-тренинговый курс по формированию здорового и успешного стиля жизни построен на трех главных компонентах:

  • Жизненные навыки и повышение личностного потенциала;
  • Привитие полезных социальных установок;
  • Информационная компетентность молодежи о собственном здоровье.

Схематично последовательность (стратегию) преподнесения информационных блоков учебного курса по профилактике наркомании среди молодежи можно изобразить следующим образом:

Каждый из предложенных информационных блоков может быть развёрнут в виде небольшого одиночного занятия, занятия длительностью в целый день или даже в виде целого курса специальных тренингов. Но, работая в качестве «приезжих» лекторов в учреждениях среднего, высшего или профессионально-технического образования, мы не имели возможности работать с группами молодежи более чем по 2 часа (одна пара) в день, поэтому подготовили учебных курс именно для работы в таких условиях. При этом каждый из пяти информационных блоков дается в виде небольшого отдельного занятия. В случае необходимости, взяв за основу предложенную стратегию, Вы можете расширить каждый блок, увеличив его объем и длительность.

Общие правила проведение информирования молодежи по вопросам профилактики наркомании:

  1. Принять во внимание, что неосторожная или недостаточно квалифицированная информация, смакование проблемы (в том числе ее значимости, тяжести, актуальности и последствий) могут породить нездоровый интерес, возбуждают эмоциональный голод и любопытство, жажду ощущений и впечатлений.
  2. Следует воздерживаться от названия конкретных наркотиков, описания и показа способов их введения (приема), источников и способа приготовления, психологических эффектов опьянения, ощущений и чувств, доставляющих удовольствие.
  3. Важнейшим требованием является достаточная квалификация или специальная компетентность (подготовка) тех, кто выступает перед молодежью.

Занятие 1: «Наши жизненные цели: что мы хотим достичь в жизни?»

Цель: Формирование здоровых жизненных целей и установок на сохранение здоровья.Задачи:

  1. Определить какие жизненные стремления и планы есть у слушателей;
  2. Определить какие личностные качества и способности требуются для того, чтобы реализовать жизненные планы;
  3. Определить какие отрицательные личностные качества могут быть у человека, и к каким последствиям это может привести в конечном итоге;
  4. Дать информацию о том, каким образом наш учебный курс может помочь слушателям в формировании их личностного потенциала, и в конечном итоге достижении желаемых жизненных целей.

Занятие 2: «Я — лидер!»

Цель: формирования общих навыков общения для укрепления чувства уверенности подростка.Задачи:

  1. Дать информацию о том, что подразумевает под собой «лидерское поведение»;
  2. Дать информация, способствующую формированию ассертивного поведения подростков;
  3. Заложить основные направления для работы над собственным развитием подростков;
  4. Провести игровые упражнения для формирование командной сплоченности и уверенности в собственные силы подростков.

Занятие 3: «Молодежь и наркотики»

Цель: формирование информационной компетентности подростков по вопросам вреда от употребления наркотиков.Задачи:

  1. Дать базовую информацию о формировании зависимости и вреда от употребления наркотиков.
  2. Закрепить информацию игровыми упражнениями.
  3. Закрепить информация о несовместимости таких понятий как «свобода, успех» и «наркотики».

Занятие 4: «Я могу сказать НЕТ»

Цель: Формирование и закрепление навыка принятия решений в сложных жизненных ситуациях.Задачи:

  1. Обратить внимание на уникальность каждого человека, его выбора и его прав на собственную здоровую жизнь;
  2. Обсудить важность влияния общества, масс-медиа и ближайшего окружения на человека;
  3. Обсудить важность собственного самостоятельного выбора, за который в любом случае каждый человек несет собственную ответственность
  4. Обсудить ситуации, когда сказать «НЕТ» наиболее трудно;
  5. Рассказать о стрессе, его проявления и простейших способов с ним справится.

Занятие 5: «Я могу изменить жизнь к лучшему»

Цель: Сформировать понимание и навыки организации и проведения профилактической работы по принципу «равного обучения» среди сверстников.Задачи:

  1. «Другие наркотики»: самореализация молодежи в творчестве (КВН, ИЗО, спорт);
  2. Обсудить роль молодежи в деле профилактики наркомании;
  3. Определить возможные направления работы с молодежью, как силами взрослых, так и самой молодежью;
  4. Определить какие мероприятия можно сделать для микро-социального окружения участников в самое ближайшее время;
  5. Разработать правила проведения тематических конкурсов, акция, спортивных состязаний под лозунгом «Здоровье, знания, успех» и запланировать их проведение.