Официальный представитель ECAD в России, профессор кафедры ИПК ФСКН России, доцент кафедры конфликтологии СПбГУ, к. ю. н. Георгий Васильевич Зазулин
От мониторинга приобщенности к наркопотреблению к мониторингу достижения цели антинаркотической политики
Тезисы выступления представителя ECAD в России Георгия Зазулина на межведомственном семинаре «Социологические экспресс — исследования информированности подросткового населения Ленинградской области по вопросам формирования аддиктивной патологии». 28 ноября 2008 года. Ленинградский областной наркологический диспансер.
1. С точки зрения получение нового знания, проведенное в 2007 году Ленинградским областным наркологическим диспансером социологического экспресс — исследование информированности подросткового населения о проблемах, связанных с потреблением токсических веществ, алкогольных напитков и наркотических средств, представляет несомненную значимость.(1) Его результаты интересны в исследовательском плане, но они было бы еще интереснее, если бы оно было проведено десятью годами раньше, например в 1997, когда в нашем регионе только начиналась героиновая эпидемия.
2. С точки зрения специфики содержания в антинаркотической деятельности государства и его субъектов можно выделить до десяти направлений:
- профилактика наркомании,
- лечение наркозависимых,
- реабилитация наркоманов,
- административное предупреждение наркопреступности,
- уголовно-правовое пресечение наркопреступности,
- исполнение наказания в отношении осужденных участников незаконного оборота наркотиков (НОН),
- антинаркотическая пропаганда,
- международное сотрудничество,
- совершенствование антинаркотического законодательства,
- научное исследование наркореальности.
Постоянная работа по первым шести направлениям требует больших финансовых затрат из бюджета и поэтому органы власти субъекта федерации должны финансировать не то, что желательно, а то что единственно необходимо для успеха. (2)
3. Представляется, что если российское государство определило в качестве основной цели антинаркотической политики «постепенное сокращение больных наркоманией, а также … сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ», то самым необходимым и постоянно осуществляемым в каждом субъекте федерации должен быть мониторинг именно достижения (приближения к … или отдаления от) заявленной в Законе цели в каждом муниципальном образовании.
4. С учетом высокой латентности численности больных наркоманией и количества преступлений, связанных с НОН, нам представляется, что мониторинг достижения главной цели регионального антинаркотического управления, возможно и необходимо осуществлять по другим показателям, выбрав такие, которые прямо, однозначно и непосредственно связанны с заявленными целями государственной антинаркотической политики.
5. Мы предлагаем достижение цели в части «постепенное сокращение больных наркоманией» оценивать по приросту количества наркозависимых не потребляющих наркотики более одного года, то есть находящихся в устойчивой ремиссии. Ведь понятно, что чем больше наркоманов общими усилиями муниципального образования будет выведено в устойчивую ремиссию, тем меньше останется больных наркоманией в субъекте федерации.
6. Мы предлагаем достижение цели в части «сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ» оценивать по приросту количества пресеченных административных правонарушений по наркотикам (ст. 6.8; 6.9; часть 2 ст. 20.20; 20.22 КоАП РФ), выделяя в нем отдельным разделом долю правонарушений, рассмотренных мировыми судьями с решением о назначении административного ареста.
7. Постоянное наблюдение и учет Антинаркотической комиссией субъекта федерации обозначенных выше показателей на уровне муниципальных образований, ранжирование муниципалитетов на их основе на добившиеся успеха и отстающие — уже в течение нескольких лет «спровоцирует» все ведомства, участвующие в антинаркотической деятельности на территории субъекта федерации, работать на данную «статистику», а значит и на главную цель, которую в идеале можно назвать построением «общества свободного от наркотиков».
8. В муниципалитетах и субъектах федерации, в которых мониторинг не покажет прироста этих показателей эффективности антинаркотической деятельности, будет необходимо приступить к осуществлению мониторинга соотношения сил сторон участвующих в конфликте государства и наркорынка. Нельзя исключать, что на уроне муниципалитета отдельные представители государства на стороне «против наркотиков» могут быть коррумпированы, а наркорынок быть основным источником дохода для населения, как, например нелегальный рынок марихуаны в некоторых муниципалитетах республики Тува.
- Славина Т.Ю., Масалов Д.В., Окунев А.Ю. Итоги социологического экспресс-исследования информированности подросткового населения по вопросам формирования аддиктивных растройств среди подростков Ленинградской области. ЛО. 2008. с. 4
- Зазулин Г.В. Наркоэпидемия. Политика. Менеджмент.- СПб.: Издво С.-Петерб. ун-та, 2003. с30
- Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 года
|