Выдержка из стенограммы открытых парламентских слушаний Комитета по безопасности на тему: «Незаконный оборот наркотиков — угроза национальной безопасности и целостности России»

31.10.2021


Выдержка из стенограммы открытых парламентских слушаний
Комитета по безопасности на тему:
«Незаконный оборот наркотиков —
угроза национальной безопасности и целостности России»

26 октября 2001 года. 10 часов 30 мин. Новый Арбат, 19

    Председательствует председатель Комитета по безопасности А. И. Гуров. 

    А.И.Гуров: Спасибо. Вот видите, там где люди хотят что-то сделать, делаются конкретные дела. Слово предоставляется Наталье Ефимовне Марковой, руководителю научно-практического центра Института социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук

    Маркова Н.Е.: Здравствуйте, уважаемое собрание. Пару лет назад нами были сделаны исследования, направленные на выяснение информации, поступающей в демографический сектор от 12 до 25 лет. Как известно, этот возраст наиболее подвержен наркомании. Вот что нам удалось выяснить. Вся информация, поступающая в этот сектор из печатных органов, радио, телевидения практически одинакова и содержит 6 тем. После дополнительного исследования оказалось, что именно эти темы являются тем информационным воздействием, которые формируют поведение потребителя наркотиков. Таким образом, именно средства массовой информации направляют поведение наших детей, делают из них наркоманов. Сегодня об этом уже говорили и Владимир Вольфович Жириновский, и Вера Александровна Лекарева, да и все остальные, присутствующие сегодня в зале, наверное, замечали нечто подобное. По телевидению идут какие-то странные фильмы о наркомании, в газетах появляются удивительные статьи, звучат поразительные песни, посвященные наркомании и наркотическим ощущениям. Вам, может быть, кажется, что это — случайность. На самом деле это не случайность. Это не отражение действительности, а ее формирование. Искусство формирует ту ситуацию, которая существует у нас на сегодняшний день. Мы попытались выяснить, откуда взялись эти пресловутые 6 тем. Оказалось, что, конечно, эти темы не родились у нас в стране, а имеют очень давнее происхождение. Начиная с 50-х годов ХХ века этот так называемый «драгмаркетинг» начал свое победное шествие по Западной Европе из Англии и Соединенных Штатов. Это началось с субкультурных групп, таких как хиппи, панки, металлисты. Раньше считалось, что они как бы самозарождаются. Как нам удалось выяснить, на самом деле они создаются искусственно, во-первых, с целью «выпустить пар» из общества, поскольку молодежь является самой «революционной» его частью. Во-вторых,молодежь таким образом собирают в субкультурные гетто и при помощи моделирования поведения склоняют их к употреблению наркотиков. Все это пришло к нам вместе с перестройкой. 
    Что же делать, что мы можем сейчас противопоставить воздействию средств массовой информации? Я надеюсь, что мое выступление будет зафиксировано и хочу сказать, что «драгмаркетинг», являющийся глобальной маркетинговой стратегией корпорации, производящей наркотики, должен быть исключен из российских средств массовой информации. Необходимо внести поправки в законодательство о рекламе и СМИ, запрещающие использование в рекламе любых товаров сексуальных символов. Именно демонстрация этих символов моделирует поведение потребителей наркотиков. 
    Второе. Необходима федеральная профилактическая программа, построенная именно с учетом этих открытий в области информационных воздействий. Мы готовы принять участие в ее разработке. 
    Третье. Следует законодательно запретить всякое сексуальное просветительство, типа того, каким сейчас занимается журнал Cool и прочие подобные издания. Необходимо раз и навсегда запретить спекуляции на тему проведения различия между эротикой и порнографией. На самом деле все это — определенное физиологическое воздействие, которое вызывает совершенно определенные реакции и благодаря этому делает возможной манипуляцию сознанием. Благодарю за внимание.