ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ «Профилактика социально-значимых заболеваний: наркомании, ВИЧ/СПИДа и их социальных последствий на 2004-2006 гг.»

24.05.2022

•  ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА ПРОТИВ НАРКОТИКОВ  •  РОССИЯ  • 

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ
«Профилактика социально-значимых заболеваний:
наркомании, ВИЧ/СПИДа и их социальных последствий
на 2004 — 2006 гг.»

    В соответствии с вашим обращение нами проведена экспертиза проекта городской программы «Профилактика социально-значимых заболеваний: наркомании, ВИЧ/СПИДа и их социальных последствий на 2004 — 2006 гг. » (паспорт и система программных мероприятий). 
    Программа — инструмент целевого воздействия на наркоситуацию в Ижевске необходимый для того, чтобы сократить количество наркоманов и уменьшить наркопреступность. 

    Структурно мероприятия проекта программы объединены в 6-ть групп. На наш взгляд это сделано произвольно, а должно являться результатом применения программно-целевого подхода и построения «дерева целей». Но предположим, что этот проект программа все-таки является целевым и комплексным. Это позволяет остановится на следующих проблемных моментах проекта програмы: 

Организационно-управленческое обеспечение программы.

    Этот раздел проекта содержит 4 мероприятия. 
    Из паспорта проекта следует, что в управленческой структуре Ижевска имеется такая структура как Городской центр по профилактике социально-значимых заболеваний (ЦП СЗЗ), который должен осуществлять координацию всех территориальных антинаркотических структур. 
    Однако мероприятие 1.1. сформулировано так, что ЦПСЗЗ еще только предстоит создать. Это противоречие ставит под угрозу текущее (ежедневное) управление реализацией принятой Программы. 
    Мероприятие п. 1.2. по своему содержанию к данному разделу относятся весьма условно. Такое впечатление, что у Администрации нет научно разработанного Положения о ЦПСЗЗ. Может правильнее провести конкурс на этот предмет? 
    Мероприятие 1.3. по содержанию не может претендовать на решение проблемы организационно-управленческого обеспечения программы. Подобные конкурсы бесспорно нужны для получения изделий социальной рекламы, но это уже из области формирования общественного мнения. 

Информационно-аналитическое и научно-методическое
обеспечение программы.

    Этот раздел проекта программы содержит 4 мероприятия. 
    Мероприятие 2.1. важнейшее, но вряд ли правильно ответственным исполнителем назначать Управление здравоохранения, тем более в ситуации, когда учет потребителей запрещенных наркотиков до сих пор осуществляется ими только на добровольной основе самого наркопотребителя.
    Мероприятие 2.2. отличается от мероприятия 2.1. фактически только исполнителем. Хорошо если ЦП СЗЗ уже создан. Если он еще не создан, тогда Управления Госнаркоконтроля Ижевска может быть исполнителем, ведь на него функция координации возложена по Закону, а значит, они без всяких программ будут проводить мониторинг наркоситуации. 
    Мероприятие 2.4. не ясно. Помимо ЦП СЗЗ будет организована оплачиваемая работа группы экспертов? А почему эти эксперты не могут состоять в штате ЦП СЗЗ? Ведь лучшие специалисты в этой области (может их в городе всего 2-3) и должны работать в ЦП СЗЗ. Не собственно врачи (здравоохранение только на 15% влияет на здоровье населения, а образ жизни на 50%), а именно эксперты междисциплинарно понимающие проблему наркотиков в обществе. 

Профилактические мероприятия.

    Этот раздел программы содержит 23 мероприятия. 
    Мероприятия 3.4.; 3.6.; 3.8.; 3.9.; 3.12.; 3.13.; 3.14.; 3.15.; 3.16.; 3.18.; 3.19.; 3.20.; 3.21.; в графе «ответственные и исполнители» имеют одного исполнителя, он же является ответственным. Это значимые мероприятия, очень важно их все провести, но они являются «функционалом» исполнителей и поэтому должны проводится на основе ведомственных планов работы. Можно спорить с этой точкой зрения и настаивать на том, что без этого не будет финансирования на эти мероприятия и т.д. Но это слабый аргумент. Принцип комплексности требует наличия нескольких исполнителей, иначе это не мероприятие комплексной программы. Администрация всегда может «посоветовать» включить этот «функционал» в Планы работы соответствующих структур, помогать и контролировать их исполнение. А перегружать программу не стоит. Это приводит к тому, что важнейшее вопросы раннего выявления несовершеннолетних наркопотребителей ставятся под номер 3.10., а должны быть по смыслу программы на месте 3.1. 

Работа со СМИ.

    Этот раздел программы содержит 5 мероприятий. 
    Мероприятие 4.1. сформулировано не конкретно. Сколько будет проведено семинаров? Один ежегодно или по одному каждый квартал? 
    Мероприятие 4.2. не отвечает требованиям принципа комплексности. 
    Мероприятие 4.3. нет исполнителей. 
    Мероприятие 4.4. сформулировано неконкретно. Фактически речь идет о процессе. Необходимо определиться сколько например, плакатов (1 в квартал), каким тиражом (100, 1000) будет выпущено и расклеено (естественно лучших и после проверки на фокус-группе). Тогда понятно будет и по финансированию, а пока естественно прочерк. 

Борьба с незаконным оборотом наркотиков.

    Это раздел не содержит конкретных мероприятий. 
    Под п.5.1. и 5.2. речь о постоянно происходящих событиях, которые происходят независимо от того будет принята настоящая программа или нет, а это недопустимо для подобных документов. 

Международное и межведомственное сотрудничество.

    Этот раздел программы содержит 4 мероприятия. 
    Мероприятие 6.1.сформулировано не конкретно. 
    Мероприятие 6.2. еще более неконкретно, чем в п. 6.1. 
    Мероприятие 6.3. не ясен исполнитель 
    Мероприятие 6.4 не отвечает требованиям принципа комплексности. 
    Вывод Вы можете сделать сами. А на наш взгляд проект программы не отвечает требованиям программно-целевого подхода в принципе. 

Георгий Зазулин
Представитель ECAD в России,
председатель СПбРОО «Город против
наркотиков», кандидат юрид. наук