Решение Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СЗ ФЗ

04.02.2021

«О роли средств массовой информации в формировании общественного мнения антинаркотической направленности, пропаганде здорового образа жизни, массового занятия физкультурой и спортом, и мерах по противодействию рекламы наркотиков в Северо-Западном федеральном округе».

РЕШЕНИЕ Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Окружной антинаркотической комиссии) 
7 мая 2003г.   № 3    Санкт-Петербург   

    Комиссия отмечает, что результаты работы средств массовой информации, осуществляющих свою деятельность на территории Северо-Западного федерального округа, в течение последнего года свидетельствуют, что средства массовой информации недостаточно и неоднозначно освещают тему борьбы с наркоманией. При этом наблюдается бессистемность, поверхностность изложения, а сама организация работы не имеет комплексного характера. Как правило, публикации в СМИ сводятся к тому, что приводятся статистические данные о росте числа наркозависимых в том или ином регионе. 
    Почти не публикуются статьи специалистов, имеющих прямое, профессиональное отношение к решению проблемы наркомании: врачей, психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, — посвященные проблеме наркомании. Авторами большинства материалов о борьбе с наркоманией являются сами журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими познаниями в данной области, не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией и т.п. 
    В настоящий момент СМИ практически не уделяют внимания пропаганде теории конкретных дел, число таких публикаций крайне незначительно, а уровень распространения информации о положительном опыте в данном направлении носит исключительно местный или региональный характер. 
    Журналисты зачастую не владеют достоверной информацией о ситуации с наркоманией в том или ином регионе, что вызвано отсутствием обмена опытом, информацией, как между журналистами, так и при работе с правоохранительными органами и органами государственной власти, деятельность которых, направлена на борьбу с наркоманией. 
    Все эти факторы затрудняют создание единого информационного пространства для деятельности средств массовой информации с целью формирования общественного мнения антинаркотической направленности. 
    Другой проблемой является слабая практика использования действующего законодательства в борьбе с пропагандой наркотиков. 
    Между тем, в средствах массовой информации продолжают появляться материалы, которые можно расценивать как скрытую пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и соответствующего образа жизни. Однако комплексный подход в правовой квалификации подобного рода печатных материалов как пропаганды не выработан, а специалистов в различных областях, которые обладают необходимой квалификацией для работы в данном направлении с целью грамотной правовой оценки публикаций, недостаточно. 
    На заседании комиссии рассмотрены поступившие из субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, материалы о деятельности средств массовой информации по освещению проблем, связанных с распространением наркомании и формированием антинаркотического общественного мнения. 
    В выступлении представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе отмечена тенденция роста числа организаций и лиц, предлагающих реабилитацию наркозависимых различными методами, которые чаще всего не дают положительного эффекта. Реклама в СМИ таких организаций, в конечном итоге наносит определенный вред. В связи со сложившейся ситуацией, представителем Министерства здравоохранения Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе отмечена необходимость создания постоянно действующего Экспертного совета при Окружной антинаркотической комиссии (ОАК), ведающего вопросами оценки деятельности государственных учреждений, религиозных конфессий, общественных и иных организаций, занимающихся вопросами реабилитации наркозависимых, подготовкой и проведением различного рода обучающих семинаров и санитарно-просветительской работой. 
    В выступлении представителя Санкт-Петербургского государственного университета отмечена необходимость создания постоянно действующего Экспертного совета при Окружной антинаркотической комиссии, по направлению «Государственная и региональная политика противодействия распространению наркотиков». Кроме того, в выступлении была высказана просьба поддержать инициативу Санкт-Петербургского государственного университета по созданию международной ассоциации «Европейские университеты против наркотиков» со штаб-квартирой в Санкт-Петербургском государственном университете. 

    Заслушав и обсудив вышеперечисленные вопросы комиссия решила: 
  1.   Принять к сведению доклады и выступления участников заседания: Верещаки М.В., Шаброва А.В., Ямщикова С.В., Бастрыкина А.И., Аграшенкова А.В. 

  2.   Признать, что деятельность средств массовой информации по освещению борьбы с наркоманией и формированию антинаркотического общественного мнения явно неадекватна сложившейся наркотической ситуации в Северо-Западном федеральном округе. При этом отчетливо выделяются основные недостатки: отсутствие комплексного подхода в организации публикаций, крайне незначительное количество публикаций специалистов в области борьбы с наркоманией, отсутствие реального противодействия скрытой рекламы наркотиков и подобного образа жизни, слабый обмен опытом среди региональных средств массовой информацией. Отмеченные тенденции свидетельствуют о недостаточности и неэффективности существующих методов и о необходимости формирования новых стратегий использования СМИ в противодействии распространения наркомании. 
    В связи с чем, Северо-Западному окружному межрегиональному территориальному управлению Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Верещака М.В) необходимо: 
  2.1   Совместно с Ассоциацией средств массовой информации Северо-Запада: 
     организовать рабочие совещания журналистов в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, по обсуждению вопроса о роли средств массовой информации в формировании общественного мнения антинаркотической направленности; 
     организовать проведение семинаров, направленных на повышение профессионального уровня журналистов, специализирующихся на освещении темы борьбы с наркоманией; 
     обобщить опыт проведения выступлений, публикаций антинаркотической направленности в средствах массовой информации в СЗФО за 2002 год с целью широкого распространения наиболее эффективных мероприятий среди общественных и государственных структур; 
     совместно с Федеральным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, Главным управлением МВД России по Северо-Западному федеральному округу, представительством Министерства здравоохранения Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе провести семинары, посвященные вопросу правовой ответственности журналистов за содержание информации, распространяемой в информационном пространстве. 
(Срок до октября 2003 года) 
  2.2   Рекомендовать учредителям и руководителям средств массовой информации (союзов журналистов), в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа: 
     организовать систематическое освещение темы борьбы с наркоманией, выработав комплексный подход в ее освещении (разработав концепцию, указав основные проблемы темы, выработав приоритетные направления и т.п.). 
(Срок — июль 2003 года) 
  2.3   Создать рабочую группу, силами которой изучить эффективность деятельности Ассоциации средств массовой информации Северо-Запада и подготовить предложения по повышению ее эффективности. 
(Срок — август 2003 года) 

  3.   Управлению по работе с органами власти субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа (Аграшенков А.В.): 
  3.1   Довести до руководителей органов власти субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа настоящее Решение. 
  3.2   Ход выполнения Решений ОАК в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, взять на контроль, сведения о ходе выполнения Решений ОАК доложить через секретариат Окружной антинаркотической комиссии. 
(Срок — сентябрь 2003 года) 

  4.   Рекомендовать руководителям межведомственных комиссий по противодействию наркомании в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа: 
     завершить работу по приведению положений о региональных межведомственных антинаркотических комиссиях и региональных целевых программ в соответствие с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; 
(Срок — сентябрь 2003 года) 
     рассмотреть вопрос о создании на постоянной основе в системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации органов по профилактике наркомании и контролю за исполнением целевых антинаркотических программ (для субъектов Российской Федерации, где они отсутствуют). 
(Срок — сентябрь 2003 года) 

  5.   С целью повышения эффективности работы Окружной антинаркотической комиссии Представительству Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе (Шаброву А.В.), совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Макаров Е.И.) сформировать состав и подготовить положение Экспертного совета при Окружной антинаркотической комиссии, которому поручить вопросы оценки деятельности государственных учреждений, религиозных конфессий, общественных и иных организаций, занимающихся вопросами реабилитации наркозависимых, подготовкой и проведением различного рода обучающих семинаров и санитарно-просветительской работы. 
(Срок — октябрь 2003 года) 

  6.   С целью повышения эффективности работы Окружной антинаркотической комиссии, Санкт-Петербургскому государственному университету (ЧерновуА.А.), совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Моцак М.В.) сформировать состав и подготовить положение Экспертного совета при Окружной антинаркотической комиссии по направлению «Государственная и региональная политика в сфере противодействия распространению наркотиков». 
(Срок — октябрь 2002 года) 

  7.   С целью изучения роли пресс-служб правоохранительных органов Северо-Западного федерального круга в формировании антинаркотического общественного мнения, организации систематической пропаганды здорового образа жизни, освещения деятельности правоохранительных органов по борьбе с наркобизнесом, ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу (Новиков А.П.), совместно с УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Смирнов С.Н.), Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Верещака М.В), создать рабочую группу и в течение 3 квартала текущего года изучить данный вопрос, обобщить полученную информацию и доложить на заседании ОАК. 
(Срок — октябрь 2003 года) 

  8.   Заместителю полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Макарову Е.И. совместно с Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Верещака М.В), генеральным директором телерадиокомпании «Национальная вещательная сеть» Ямщиковым С.В. создать рабочую группу, для проработки вопроса о расширении полномочий Северо-Западного окружного межрегионального территориального управления Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и выйти с предложениями в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 
(Срок — июль 2003 года) 

  9.   Начальнику Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Логунову О.В. организовать проверку соблюдения действующего законодательства о средствах массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, обобщить полученную информацию и сформулировать выводы. 
(Срок — октябрь 2003 года) 

  10.   Поддержать инициативу Санкт-Петербургского государственного университета по созданию международной ассоциации «Европейские университеты против наркотиков» со штаб-квартирой в Санкт-Петербургском государственном университете. 

  11.   Секретариату Окружной антинаркотической комиссии (В.М.Малеткин) проработать вопрос о включении в состав ОАК представителя Ассоциации юристов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председатель комиссии  В.Матвиенко