Минздрав

09.08.2022

Эффективность лечения в  государственных наркологических больницах и  наркологических диспансерах (НД) крайне низкая, так например, количество пациентов с наркотической зависимостью, снимаемых с наблюдения в связи с выздоровлением (под «выздоровлением» понимается воздержание от употребления наркотиков три года и более), колеблется от 1,2% до 2,6%3.

Специализированная медицинская помощь в основном ограничивается купированием синдрома отмены и острых психических, поведенческих и соматических расстройств, связанных с  употреблением ПАВ. Как следствие, 90% наркозависимых, прошедших однократный курс стационарного лечения, в течение года возобновляют неконтролируемое употребление наркотиков. На практике наркологическая помощь больным с алкогольной зависимостью также часто ограничивается психофармакотерапевтическим вмешательством и  декорированным (т. е. наукообразно оформленным) шаманством (методы «Торпедо», «Кодирование» и т.п. по Е.М. Крупицкому)

Российское общество в целом не информировано о том, что практики так называемого «кодирования», «подшивки» и прочих разновидностей «плацебо-лечения» являются манипуляциями, основанными на  нарушении врачебной этики и прав пациента, его запугивании, и не предоставлении пациенту достоверной информации о  его заболевании и о научно-обоснованных методах лечения. Контент-анализ запатентованных методов лечения зависимого поведения в России выявил преобладание вмешательств с однократным воздействием на ЦНС. Значительная часть их представляет опасность для пациентов, неадекватна, причудлива и научно необоснованна

Подобные виды воздействия практикуются только в РФ и некоторых странах СНГ и противоречат мировой практике лечения наркологических больных. Повторность поступлений в стационары для больных алкоголизмом оставляет 29%, а длительные ремиссии (более 3‑х лет) после лечения составляют менее 5%. Фактически государственные наркологические больницы превратились в  центры неотложной токсикологической помощи. Особенно трагична судьба наркозависимых людей инфицированных ВИЧ, так как барьеры доступа к лечению ВИЧ для людей, употребляющих инъекционные наркотики в России носят системный характер.

Такие пациенты в  целом имеют низкий доступ к антиретровирусной терапии (АРВТ). Наследие советской системы здравоохранения определяет влияние системных факторов в  современном контексте, в том числе на ответ на проблемы ВИЧ, туберкулеза и наркопотребления. Системные барьеры доступа к антиретровирусной терапии в одном из проведенных исследований были выявлены и обозначены как «лабиринтообразная бюрократия», «системная Ловушка‑22» и «вертикализация системы». Лабиринтообразный процесс оценки готовности к лечению АРВТ приводит к тому, что для большого числа пациентов начало лечения значительно откладывается, включая тех, кто нуждается в  нем незамедлительно.

«Лабиринтообразная бюрократия» проявляется в том, что процесс записей на прием к специалистам, очень сильно усложняет систему и отнимает много энергии и времени у пациентов. Это приводит к откладыванию начала лечения, а также обуславливает неспособность пациентов завершить процесс, предшествующий началу приема терапии. «Системная Ловушка‑22» обусловлена тем, что доступ к лечению ВИЧ и туберкулеза зависит от вылеченной наркозависимости в условиях, когда эффективное лечение наркозависимости не доступно, а нарратив «сначала вылечи наркоманию, а потом ВИЧ» был достаточно распространен среди медиков.

«Вертикализация системы» проявляется например, в том, что в туберкулезных больницах наркозависимым пациентам зачастую не  предоставляется никакой наркологической помощи. Ее отсутствие ведет к снижению приверженности противотуберкулезному лечению со стороны пациентов, которые вынуждены «убегать» из стационаров для обеспечения самостоятельного лечения абстинентного синдрома. Для многих пациентов это влечет за  собой риск полного прекращения туберкулезного лечения. А для того чтобы, например, попасть в наркологическую больницу в Москве, пациенту необходимо предъявить паспорт с  московской регистрацией, полис обязательного медицинского страхования, анализ на  ВИЧ, гепатит, сифилис, флюорографию, а еще желательно направление из  наркодиспансера.

Все эти описанные барьеры приводят к тому, что права пациентов на доступ к квалифицированной, в том числе наркологической помощи систематически нарушаются. Не смотря на  то, что наркологическая служба России, в основном, ориентирована на купирование острых проявлений наркологических заболеваний — беременным наркоависимым женщинам не предлагается вообще никаких вариантов лечения и поддержки во время беременности. Более того, в РФ отсутствуют протоколы и какие-либо рекомендации для оказания помощи наркозависимым беременным. Существующая практика учета наркологических больных в  наркологических диспансерах (НД) порождает недоверие, отчуждает их от  государственных наркологических учреждений (НД, больниц, реабилитационных центров), так как пациенты не  могут получить бесплатную наркологическую помощь без последующих социальных санкций. А  система «платной анонимности» усугубляет ситуацию  — снижая доступность медицинской помощи и порождая возможности для коррупции.

Предыдущие попытки модернизации наркологической службы, носившие научно-необоснованный и  декларативный характер потерпели полную неудачу.

Например, 7 августа 2002 года министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко на заседании Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту заявил, что в  Российской Федерации необходимо открыть около 300 наркологических реабилитационных центров на 30 тысяч мест.

По годам это выглядело следующим образом: 2002  г.— 53 центра, 2003 г.— 89 центров, 2004 г.— 111 центров. Предполагалось также открытие 5  специализированных реабилитационных центров для подростков  — в  Краснодарском крае, Калининградской, Московской, Самарской и Ульяновской областях. Предполагалось, что за счет реализации меро‑ приятий Программы в социальной сфере будут созданы благоприятные условия для возвращения к нормальной жизни и трудоустройства больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию. Доля больных наркоманией с ремиссией 3 года была запланирована на уровне 30–40%. Однако ни в части разработки новых методов и средств лечения наркоманий, ни в части повышения эффективности реабилитации больных наркоманией, ожидаемые результаты достигнуты не  были.

При министрах здравоохранения России М.Ю. Зурабове и Т.А. Голиковой в  течение последних 10 лет в стране не только не  было создано ни одного государственного наркологического реабилитационного центра, но начался демонтаж всей службы, наступил кризис. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2003 г. №  1650‑р — фактически провалено и давно назревшая реформа государственной системы оказания наркологической помощи не состоялась. В настоящее время кризис государственной наркологической службы продолжается, о чем неоднократно заявляли организаторы здравоохранения. Учитывая, что современное состояние системы наркологической службы продолжает оставаться неудовлетворительным и нуждается в модернизации, Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал 7 мая 2012 года указ N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», который был принят: «В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни…».

«В  целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни, постановляю: Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— обеспечить дальнейшую работу, направленную на  реализацию мероприятий по  формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака;

— завершить до 1 января 2016 г. модернизацию нарколо‑гической службы Российской Федерации. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 202‑р был утвержден «План мероприятий по  созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012– 2020 годы)»

План предусматривает проведение комплексных мероприятий направленных на первичную, вторичную и третичную профилактику. Ответственными исполнителями являются Минздравсоцразвития России, ФСКН России, Минобрнауки России, МВД России, Минобороны России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минспорттуризм России, а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

«План мероприятий…» включает в себя совершенствование:

1. Государственной системы профилактики немедицинско‑ го потребления наркотиков.

2. Наркологическая медицинская помощи.

3. Реабилитации больных наркоманией.

4. Социальной и трудовой реинтеграции участников реабилитационных программ.

Министерством образования и науки РФ принят и начал реализовываться Приказ N 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и  высшего профессионального образования, на  предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» 

Согласно приказу региональным органам власти в сфере образования рекомендовано организовать работу по анонимному психологическому тестированию обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Образовательные учреждения должны использовать полученные результаты тестирования для профилактики потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ обучающимися. Для реализации психологического тестирования в школах Минздравсоцразвитием России в 2012 г. в качестве приложения к методическим рекомендациям «Оказание медицинской помощи взрослому населению в  центрах здоровья» разработан экспресс-тест на употребление различных психоактивных веществ с целью выявления групп риска среди учащихся. На базе центров и планируется устраивать экспресс-тесты «с целью выявления проблем с потреблением табака, алкоголя Приказ N 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и  профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и  высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»

Тест рекомендован для самостоятельного заполнения учащимися. Часть вопросов теста в буквальном смысле знакомит с  жаргонными названиями наркотиков. Кроме того, из текста опроса учащиеся могут узнать, что «для получения «необычных ощущений» можно попробовать подышать парами бензина, «понюхать… клей и  аэрозоль» или «употреблять алкоголь в сочетании с таблетками». Из длинного списка наркотиков, который включает марихуану, гашиш, ЛСД, крэк, кокаин, героин, галлюциногенные грибы, ребенку безапелляционно предлагают выбрать вещество, которое он «попробовал первым». Анкета содержит вопросы о том, что именно послужило причиной «половой связи без презерватива» или «половой связи, о которой пришлось сожалеть на следующий день».

Варианты ответа: наркотики, спиртные напитки, сочетание наркотиков и спиртных напитков.

Генеральная прокуратура РФ установила что: «В соответствии с  Федеральным законом «О  защите детей от  информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, способная вызвать у  детей желание употребить наркотические средства, психотропные и  одурманивающие вещества, отнесена к  запрещенной для распространения среди детей». В связи с этим Генеральной прокуратурой РФ предложено Министерству здравоохранения РФ принять меры к недопущению скрытой пропаганды употребления наркотиков и при необходимости инициировать проведение экспертизы информации, содержащейся в  распространяемых среди несовершеннолетних тестах

Авторы скандальных анкет-тестов из  Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГНИЦ Профмедицины), которые согласно определению Генеральной прокуратуры РФ были признаны «пропагандой употребления наркотиков среди несовершеннолетних» в 2013 году разработали анкету для взрослых, которая должна быть заполнена при диспансеризации.

Вопросы в анкете, данные эксперты, составили так, что практически любого человека, который время от времени употребляет алкоголь, можно было заподозрить в  наличии у  него наркомании со всеми вытекающими последствиям. Анкеты не являются анонимными: в начале анкеты проходящему диспансеризацию следует указать ФИО, возраст и адрес регистрации.

Для примера:

• Вопрос 36 «Выпиваете  ли Вы или употребляете наркотики для того, чтобы расслабиться, почувствовать себя лучше или вписаться в компанию?»

• Вопрос 37 «Вы когда-нибудь выпивали или употребляли наркотики, находясь в одиночестве?»

• Вопрос 38 «Употребляете ли Вы или кто-нибудь из  Ваших близких друзей алкоголь или наркотики?»

• Вопрос 39 «Имеет ли кто-нибудь из Ваших близких родственников проблемы, связанные с употреблением наркотиков?»

• Вопрос 40 «Случались ли у вас неприятности из-за употребления алкоголя или наркотиков?»

Согласно специалистам ГНИЦ Профмедицины «Ответ «ДА» на два и более вопросов — подозрение на наличие зависимости, показана консультация врача психиатра-нарколога»

Признание человека, что он когда-либо в  своей жизни выпивал спиртное в  одиночестве и что у кого-либо из его родственников были проблемы с наркотикам, по мнению авторов анкеты, является достаточным основанием для направления его в наркологический диспансер.

Таким образом, ожидаемым результатом применения данных анкет будет увеличение количества лиц, которые безосновательно будут заподозрены зависимости от наркотиков. А  между тем диагноз «наркомания» является медицинским противопоказанием для усыновления ребенка или установления над ним опеки либо попечительства, ограничивает возможности заниматься трудовой деятельностью, владеть оружием, управлять автотранспортом и т. д.

Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. №  2511‑р Государственной программа «Развитие здравоохранения» (ответственный исполнитель Министерство Здравоохранения РФ) была принята Программа «Развитие здравоохранения» разделена на  Подпрограммы.

Подпрограмма 1  — «Профилактика заболеваний и  формирование здорового образа жизни…»

Целью данной Подпрограммы является «снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией». Задачей Подпрограммы 1  является «снижение распространенности потребления табака» и  «снижение потребления алкогольной продукции». Целевым индикатором и показателем Подпрограммы 1 является: «доля больных алкоголизмом повторно госпитализируемых в  течение года» и «доля больных наркоманиями повторно госпитализируемых в  течение года».

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 1: «Снижение потребления табака на 50 процентов, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами».

Подпрограмма 2: «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи…».

Перечень основных мероприятий в рамках данной Подпрограммы: «Мероприятие 2.3  Совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным».

Целью Подпрограммы 2  является: «Увеличение сроков краткосрочной и долгосрочной ремиссии». Задачей Подпрограммы является: «Модернизация наркологической службы Российской Федерации». Целевым индикатором и показателем Подпрограммы 2 является: «число наркологических больных, находящихся в ремиссии от 1 года до 2‑х лет», «число наркологических больных, находящихся в  ремиссии более 2‑х лет», «число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2‑х лет», «число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2‑х лет».

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 2: «Увеличение числа наркологических больных, находящихся в ремиссии от 1 года до 2‑х лет до 9,7 на 100 наркологических больных». И  «Увеличение числа наркологических больных, находящихся в ремиссии более 2‑х лет до 10,4 на 100 наркологических больных».

Следует отметить, что данные ожидания являются нереалистичными, так как количество пациентов в ремиссии более 2‑х лет не может быть больше, чем количество пациентов находящихся в ремиссии от 1 года до 2‑х лет. Еще одним ожидаемым результатом является: «Увеличение числа больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2‑х лет до 12,9 на 100 больных алкоголизмом».

Для справки: согласно «Основным показателям деятельности наркологической службы в 2011 году» основным показателем, характеризующим результативность наркологической службы по конечному результату был уровень достижимой у больных алкоголизмом ремиссии. Так уровень ремиссии от 1 года до 2‑х лет в 2008 году составлял 13,4 на 100 больных алкоголизмом.

То есть разработчики проекта под видом достижения ожидаемого результата реализации Подпрограммы («ремиссии от 1 года до 2‑х лет до 12,9 на 100 больных алкоголизмом») предлагают достичь в будущем худших показателей, чем они были в 2008 году! Помимо вышеперечисленного, в  Государственной программе «Развитие здравоохранения» приводится перечень мер правового регулирования, которые необходимо разработать в первый год реализации данной программы (т. е. в 2013 году). Помимо массы фактических ошибок, неточностей, искажений и несоответствий многие положения государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» вызывают вопросы со стороны гражданского общества и НКО, занимающихся правозащитной деятельностью.

В частности, в тексте госпрограммы говорится цитата: «Государство не может предоставить неограниченный объем государственных гарантий оказываемой бесплатно медицинской помощи при отсутствии зафиксированных корреспондирующих обязательств (ответственное отношение к собственному здоровью… соблюдение предписаний врача) со стороны гражданина (пациента)».

Цитата № 2 «… каждый гражданин сделает свой осознанный выбор: качественная и бесплатная медицинская помощь при соблюдении … правил ответственного отношения к собственному здоровью… или в противном случае качественная медицинская помощь на условиях софинансирования…».

«Софинансирование» — это эвфемизм, означающий введение платной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения. Введение платной помощи означает только одно — снижение доступности медицинской помощи для населения РФ.

Между тем, право на здоровье является одним из основных неотчуждаемых прав человека, закрепленных в ряде международных конвенций, в  41  статье Конституции РФ и  законодательстве нашей страны. В  41  статье 104 Конституции РФ прямо указанно: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в  государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». То есть, ни о каком «софинсировании» не может быть и речи. Данное положение государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» антиконституционно.

Еще в  1990 года Комитет конституционного надзора СССР (предшественник Конституционного Суда РФ) признал не  соответствующим советской Конституции любое принуждение к  лечению алкоголизма и  наркомании. В  заключении Комитета говорится, что положение Основ законодательства о  здравоохранении, согласно которому «граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью», неконституционно. Такая обязанность «не  предусмотрена ни Конституцией СССР, ни международными актами о правах человека и не может обеспечиваться мерами принудительного характера».

В  этом Конституция России ничем от  Конституции СССР не  отличается. Обязанности быть здоровым или «ответственно относиться к  собственному здоровью» в Конституции РФ также нет. Это положение программы «Развитие здравоохранения» противоречит статье 11 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно которой: «Отказ в оказании медицинской по‑ мощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не допускается».

В соответствии с Приказом Минздрава России № 929 н от 15 ноября 2012 г. был утвержден «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «наркология». Приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ 5 марта 2013 г. Регистрационный N 27503. «Порядок» отменяет приказ Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 225 ан и  включает в себя 24 Приложения (штатные нормативы, стандарты оснащения, порядки организации и т. д.).

«Порядок» провозглашает концепцию трех видов помощи: первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи. Скорой помощи предписывается транспортировать больных до медицинского учреждения. Участковые терапевты или семейные врачи должны оказывать первичную наркологическую помощь. Врач-психиатр-нарколог осуществляет выявление наркологических заболеваний, медицинское освидетельствование, профилактическое наблюдение, проведение лечебных мероприятий, диспансерное наблюдение, определение медицинских показаний для направления пациентов для оказания медицинской помощи в  стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, направление на медико-социальную реабилитацию, при наличии медицинских показаний — направление на консультацию к врачам других специальностей, выполнение профилактических мероприятий.

Медицинская помощь оказывается на основе стандартов медицинской помощи. Предварительный диагноз наркологического заболевания устанавливается в течение первых суток с момента поступления, а основной диагноз устанавливается в течение 3–7 суток с момента поступления пациента на основании данных клинического обследования, результатов инструментальных и лабораторных исследований, динамического наблюдения.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 929 н г. Москва «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология» 23.08.2013 г.106

По окончании лечения пациент при наличии медицинских показаний направляется в  медико-реабилитационные структурные подразделения медицинских организаций или в наркологические реабилитационные центры, оказывающие медико-социальную реабилитацию в стационарных условиях. После прохождения медико-социальной реабилитации в стационарных условиях пациент направляется в медикореабилитационные структурные подразделения медицинских организаций или в наркологические реабилитационные центры, оказывающие медико-социальную реабилитацию в амбулаторных условиях.

В Приложении № 22 устанавливает порядок организации деятельности реабилитационного наркологического центра, который является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организаций. Именно это Приложение имеет непосредственное отношение к деятельности НКО работающих в сфере помощи лицам с алкогольной и наркотической зависимостью. В нем говориться о том, что специалисты государственного реабилитационного наркологического центра должны осуществлять взаимодействия с общественными, религиозными и другими организациями по оказанию реабилитационной помощи пациентам с  наркологическими заболеваниями; и  привлекать волонтеров к оказанию помощи больным, обучать, планировать и контролировать качество их деятельности.

Новый «Порядок» документально подтверждает отказ Минздрава от концепции трех уровней профилактики рекомендованных ВОЗ (первичная, вторичная и  третичная профилактика). Исключается основа для деятельности так называемых «частных», «надомных» наркологов по вызову, в  связи с  тем, что «Порядок» теперь распространяется и  на  частную медицину, и  на  НКО.

Новый «Порядок» не приблизился ни на букву к отмене наркологического учета (наблюдения), как ущемляющего права пациентов в нем нет ни слова про повышение качества их жизни и систему оценки эффективности наркологической помощи.

В декабре 2012 г. Министерство Юстиции РФ зарегистрировало утвержденные Минздравом России новые «Стандарты специализированной медицинской и первичной медико-санитарной помощи в наркологии». «Стандарты» представляют собой унифицированную совокупность медицинских услуг, манипуляций, лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых при оказании медицинской помощи при наркологическом заболевании. Межрегиональная общественная организация «Общество специалистов доказательной медицины» 6  марта 2012 года направило Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. Голиковой рецензию на «Стандарты медицинской помощи по наркологии», разработанные сотрудникам министерства.

Заключение экспертов общественной организации на ведомственный проект были разгромными: «Рецензируемые «Стандарты медицинской помощи по наркологии» не являются научно-обоснованными, т. е. базирующимися на исследованиях, выполненных в соответствии с принципами доказательной медицины и противоречат действующему медицинскому законодательству Российской Федерации. Применение данного Стандарта не может способствовать эффективному лечению наркологических заболеваний, способно причинить вред лицам, страдающим зависимостями и повлечь за собой неоправданные расходы бюджетных средств. В нарушение Приказа о Национальном стандарте РФ ГОСТ 52600–2006 «Протоколы ведения больных. Общие положения» в  разработанных Стандартах не  указаны уровни убедительности доказательств, являющиеся основанием для включения в стандарт тех или иных методов и  лекарственных средств, что делает данные Стандарты просто произвольно составленным перечнем лекарственных препаратов.

Таким образом, разработанные Стандарты, по сути, не являются документом, позволяющим улучшить качество оказания наркологической помощи населению. В связи с несоответствием документа принятым нормативам и требованиям он не  может быть отредактирован и должен быть подготовлен заново…»

04.04.2013 года Министерство здравоохранения Российской Федерации направило в Правительство РФ доработанный проект «Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года»

Реализацию модернизации наркологической службы предусматривается провести одним этапом. Согласно Концепции системными проблемами в организации наркологической службы признается:

1. приоритет лечебных мероприятий над реабилитационными;

2. низкий процент больных проходящих реабилитацию;

3. отсутствие системы мотивации на лечение и реабилитацию;

4. несовершенство учета наркологических больных;

5. более выгодное положение негосударственных организаций и частнопрактикующих врачей по сравнению с государственными, так как обращение граждан в государственные и муниципальные системы здравоохранения ведет к поставке больных на учет (наблюдение), что в результате ведет к поражению в правах.

Целью модернизации наркологической службы Россий‑ской Федерации до 2016 года, согласно тексту документа, является: «обеспечение доступности лечения и медико-социальной реабилитации, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и передовым достижениям медицинской и смежных наук».

Результативность работы наркологической службы должна определяться по количеству больных вовлеченных в медико-социальную реабилитацию, длительности пребывания, числа больных находящихся в ремиссии от года до двух лет и более двух лет.

Авторами Концепции признается тот факт что: «низкая обращаемость в  государственные и  муниципальные медицинские организации, оказывающие наркологическую помощь, обусловлена наличием поражающего в правах граждан диспансерного учета». С  целью исправления этого недостатка, по мнению разработчиков, следует распространить практику учета на деятельность всех медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь.

Авторами Концепции предполагается осуществлять «динамическое наблюдение за лицами, проходящими социальную реабилитацию» в центрах немедицинской социальной реабилитации, созданных некоммерческими неправительственными орга‑ низациями. В  этой части Концепция противоречит пункту 4. «Плана мероприятий по  созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической ме‑ дицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на  2012–2020 годы)», утвержденного Распоряжением Пра‑вительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года №  202‑р, где прямо указана необходимость «Организации государственной поддержки некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги наркозависимым гражданам».

Концепция не рассматривает реабилитационные ресурсы, созданные некоммерческими организациями, как компонент наркологической службы и вступает в противоречие с интересами этого компонента. Помимо этого декларируется внедрение обязательного тестирования на предмет употребления психоактивных веществ «прежде всего, среди учащихся образовательных учреждений», а также «среди населения Российской Федерации, прежде всего, среди несовершеннолетних».

Проведение регулярных осмотров и освидетельствований, «разработку порядка проведения профилактических медицинских осмотров при поступлении и прохождении обучения в образовательных учреждениях, при допуске к  работе с  источниками повышенной опасности» и осуществление «информационного взаимодействия между правоохранительными органами и медицинскими организациями всех форм собственности». Можно констатировать, что «Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации до  2016 года» представляют собой набор мер, направленных на ужесточение наркологического учета (наблюдения), фактическую отмену конфиденциальности и анонимности, включая возможность предоставления сведений о наркологических больных в правоохранительные органы и «обеспечение обязательной и  принудительной форм лечения» под угрозами разнообразных санкций. «Концепции модернизации наркологической службы» носит откровенно репрессивный характер, ставит перед собой задачу фактической ликвидации деятельности негосударственных организаций и негосударственных реабилитационных центров, работающих в сфере помощи наркологическим больным, и, в случае реализации, будет действовать не в интересах пациентов.

Можно констатировать, что практическая реализация Стандартов специализированной медицинской и  первичной медико-санитарной помощи в  наркологии, Порядков оказания медицинской помощи по  профилю «наркология», а также проекта Концепции модернизации наркологической службы, разработанных Министерством здравоохранения РФ, будет означать:

1. Снижение доступности наркологического лечения для населения.

2. Снижение качества наркологического лечения.

3. Закрепление модели лечения пациентов методами и средствами не соответствующими принципам доказательной медицины.

4. Увеличение бремени финансовых расходов из-за неэффективного лечения, закупки тестов для поголовного тестирования несовершеннолетних и т. д.

5. Расширение практики наркологического учета (наблюдения) и усиление стигматизации и маргинализации пациентов.

6. Создание предпосылок для злоупотребления наркологией и коррупции.

7. Увеличение учета лиц с «пагубным употреблением наркотиков» выявленных в результате тестирования и проведения рейдов.

8. Фактическую ликвидацию деятельности частной наркологии, негосударственных организаций и негосударственных реабилитационных центров.

9. Снижение мотивации на  добровольное обращение в наркологические учреждения как в государственные, муниципальные так и негосударственные организации и реабилитационные центры.

10. Усиление неблагоприятного развития наркоситуаци в стране.

11. Полную и окончательную дискредитацию наркологической службы в глазах населения.

12. Неисполнение указа Президента N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».