Меры, принятые Комитетом для обеспечения осуществления международных договоров о контроле над наркотиками

03.02.2021

1. Меры, принятые Комитетом в соответствии со статьей 14 Конвенции 1961 года и статьей 19 Конвенции 1971 года

123. За многие годы Комитет применял статью 14 Конвенции 1961 года и/или статью 19 Конвенции 1971 года лишь в отношении нескольких государств. 

При этом он преследовал цель содействовать соблюдению этих конвенций, когда другие меры не имели воздействия. В 2000 году Комитет применил статью 14 Конвенции 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, в отношении Афганистана ввиду широкого распространения в этой стране незаконного культивирования опийного мака. В настоящее время Афганистан является единственным государством, в отношении которого применяются меры, предусмотренные статьей 14 Конвенции 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года.

124. В статье 14 Конвенции 1961 года (и этой Конвенции с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года) и статье 19 Конвенции 1971 года предусмотрены меры, которые может принимать Комитет, с тем чтобы обеспечить осуществление положений этих конвенций. Такие меры, представляющие собой ряд возрастающих по своей строгости шагов, рассматриваются Комитетом в тех случаях, когда у него появляются причины считать, что в результате невыполнения каким-либо государством положений этих конвенций осуществление их целей находится под серьезной угрозой. Соответствующее государство не называется до тех пор, пока Комитет не решит привлечь к сложившейся ситуации внимание сторон, Экономического и Социального Совета и Комиссии по наркотическим средствам (как было в случае с Афганистаном). В отличие от Афганистана все остальные государства предприняли достаточно эффективные шаги для исправления ситуации, благодаря чему Комитет смог отменить меры, принятые по отношению к ним в соответствии с данными статьями.

2. Консультации с правительством Афганистана согласно статье 14 Конвенции 1961 года

125. С тех пор как в 2000 году к Афганистану были применены положения статьи 14 Конвенции 1961 года, Комитет поддерживает постоянный диалог с афганским правительством. Помимо прочего, Комитет направил в Афганистан три делегации политического уровня и три делегации технических специалистов для помощи местным компетентным органам в выполнении договорных обязательств. Кроме этого, по приглашению Комитета в его сессиях неоднократно участвовали высокопоставленные представители афганского правительства в рамках консультаций, ведущихся в соответствии со статьей 14 Конвенции 1961 года.

126. Ввиду отсутствия прогресса в осуществлении Афганистаном своих обязательств, вытекающих из международных договоров о контроле над наркотиками, Комитет предложил направить в Кабул в 2011 году делегацию высокого уровня. Поскольку организовать поездку так и не удалось, Комитет попросил правительство Афганистана направить на его 120-ю сессию, состоявшуюся в Вене в ноябре 2011 года, делегацию высокого уровня для информирования Комитета о текущей наркологической ситуации в Афганистане, мерах, принятых правительством для осуществления международных договоров о контроле над наркотиками, и достигнутом прогрессе. Правительство Афганистана оказалось не в состоянии выполнить эту просьбу.

3. Положение дел в области контроля над наркотиками в Афганистане

127. В 2011 году общая площадь незаконных плантаций опийного мака в Афганистане увеличилась на 7 процентов, а потенциальный объем незаконного производства опия вырос на 61 процент – до 5 800 тонн. Опийный мак выращивается в половине из 34 провинций страны, причем 95 процентов плантаций по-прежнему сосредоточено в ее южных и западных районах. В 2011 году в большинстве афганских провинций было отмечено увеличение площадей, занятых посевами опийного мака.

128. Сокращение незаконных посевов опийного мака в Афганистане идет слишком медленными темпами и носит неустойчивый характер. Комитет настоятельно призывает правительство Афганистана принять надлежащие меры для реализации национальной стратегии контроля над наркотиками и обеспечения постепенного сворачивания и эффективного предупреждения незаконного культивирования опийного мака в стране, в частности путем проведения информационно-разъяснительных кампаний, уничтожения посевов и создания альтернативных источников средств к существованию для крестьян, проживающих в проблемных районах.

129. Афганистан является крупным производителем каннабиса и одним из крупнейших производителей смолы каннабиса. По оценочным данным, в 2010 году незаконными посевами каннабиса было занято от 9 000 до 29 000 га земель, в 2009 году – от 10 000 до 24 000 гектаров. Число провинций, в которых выращивается каннабис, также увеличилось с 17 (в 2009 году) до 19 (в 2010 году). Объем производства смолы каннабиса в 2010 году составил примерно 1 200-3 700 т благодаря высокой урожайности, доходившей до 145 кг/га.

130. Комитет с беспокойством отмечает, что в Афганистане продолжают расширяться масштабы злоупотребления наркотиками. В стране отмечается один из наиболее высоких показателей злоупотребления опиатами в мире: в течение последнего года их потребляло 2,65 процента населения в возрасте от 15 до 64 лет. Эта цифра значительно превышает показатель за 2005 год (1,4 процента). В Афганистане также наблюдается стремительное распространение ВИЧ/СПИДа, связанное с потреблением наркотиков.

131. Комитет по-прежнему обеспокоен масштабами коррупции в Афганистане и ее негативным влиянием на эффективность борьбы с наркотиками, безопасность в стране, надлежащее управление и экономическое развитие. Комитет призывает правительство Афганистана при содействии международного сообщества активизировать усилия по созданию более эффективной, подотчетной и транспарентной системы управления на всех уровнях.

4. Сотрудничество с международным сообществом

132. Комитет приветствует усилия международного сообщества по укреплению безопасности, совершенствованию системы управления и наращиванию темпов восстановления и развития в Афганистане и с удовлетворением отмечает достигнутый прогресс. Прогресс в этих областях должен помочь Афганистану добиться улучшения ситуации в области контроля над наркотиками. Укрепление потенциала национальной полиции Афганистана, в частности ее подразделений по борьбе с наркотиками, должно значительно повысить эффективность усилий правительства по борьбе с противозаконной деятельностью, связанной с наркотиками.

133. Комитет призывает международное сообщество и далее оказывать содействие осуществлению Кабульского процесса, начавшегося в результате Международной конференции по Афганистану, состоявшейся в Кабуле в июле 2010 года. Комитет также призывает правительство Афганистана и международное сообщество принять надлежащие меры для обеспечения эффективного осуществления резолюции 1817 (2008) Совета Безопасности о контроле над прекурсорами. Комитет возлагает большие надежды на Конференцию по Афганистану, которая состоится в Бонне 5 декабря 2011 года и будет посвящена вопросам безопасности, принятию международных обязательств и укреплению политического процесса, а также на третью конференцию на уровне министров, которая соберется в Вене 16 февраля 2012 года для обсуждения Парижского пакта.

5. Выводы

134. Комитет еще раз подчеркивает, что основную ответственность за осуществление международных договоров о контроле над наркотиками на территории Афганистана несет афганское правительство. Комитет убежден, что, несмотря на огромные трудности, с которыми сталкивается правительство Афганистана, оно все же способно принять ряд важных нормативных мер, которые могут существенно улучшить положение дел в области контроля над наркотиками, в частности: усилить контроль за законным оборотом веществ, находящихся под международным контролем, принять меры для предупреждения утечки психотропных веществ и злоупотребления ими и ужесточить контроль за прекурсорами.

135. Комитет настоятельно призывает правительство Афганистана активизировать усилия по контролю над наркотиками и наладить более тесное сотрудничество с Комитетом. Комитет также настоятельно призывает правительство Афганистана предпринять надлежащие шаги для присоединения к Протоколу 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года