Гражданское общество
27.03.2022
На сегодняшний день в Российской Федерации, по приблизительным оценкам, более 5000 некоммерческих организаций работают в сфере «предотвращения роста уровня социально значимых заболеваний». Из них около 800 организаций заявляют о том, что они занимаются реабилитацией наркозависимых. Большинство этих организаций в своей работе использует те или иные технологии реабилитационной и социальной деятельности. Несмотря на декларативное единодушие по поводу важности профилактики и реабилитации, отсутствует согласие в отношении наилучших способов ее осуществления.
Сегодня стало очевидно и то, что для решения проблем алкоголизма и наркомании необходимо более активное использование потенциала гражданского общества, а именно потенциал некоммерческих организаций и самоорганизации граждан. Гражданское общество — это динамичная форма обеспечения адекватного взаимодействия политических институтов и сложно структурированного общества, представляющего совокупность частных и общественных интересов, или взаимосвязанная совокупность общественно-политических институтов.
Институты гражданского общества играют роль посредника между целевой аудиторией социальной политики и органами государственной власти. Значимость посреднического потенциала проявляется на основных этапах решения проблем данных социальных групп: обозначения проблемы, планирования мероприятий, их реализации и последующей оценки эффективности.
Особенно важна деятельность гражданского общества в сфере профилактики. Под профилактикой понимают любые мероприятия, разработанные для того, чтобы избежать злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами и уменьшить негативные социальные последствия и вред, наносимый здоровью. Это широкое понятие может включать действия, направленные на ограничение предложения (основанные на том принципе, что снижение доступности психоактивных веществ ограничивает возможности для злоупотребления и возникновения зависимости) и ограничение спроса (включая пропаганду здоровья и профилактику заболеваний).
Термин «снижение спроса» был использован для описания политики и программ, направленных на сокращение потребительского спроса на наркотические и психотропные средства, на которые распространяется действие международных конвенций по контролю над психоактивными веществами. Ограничение спроса может быть достигнуто через специальные программы, направленные на:
• изменение тех факторов, которые предрасполагают индивидов к экспериментированию с психоактивными веществами, постоянному употреблению и формированию зависимости;
• посредством активизирования защитных факторов у индивида и его окружения;
• снижение поощрения злоупотребления со стороны окружения;
• информирование, просвещение и консультирование по вопросам, связанным с алкоголем и психоактивными веществами;
• реабилитацию лиц, ставших зависимыми от алкоголя и наркотиков, ибо зависимые лица являются основными потребителями, формирующими спрос на наркотики.
Существуют убедительные научные доказательства, что факторами, способствующими развитию алкогольной или наркотической зависимости, являются пережитые человеком психологические травмы, недостаток внимания в детстве, тяжелые условия жизни, социальное отторжение и эмоциональные проблемы, а не моральная слабость или поиск удовольствий.
Насилие, репрессии, карательные методы не способствуют сокращению потребления наркотиков, но парадоксальным образом усиливают проблему наркомании. В связи с масштабностью задач и трудностью их реализации во всем мире возрастает роль так называемого «третьего сектора» — совокупности общественных негосударственных организаций (созданных на истинно добро‑ вольной, волонтерской основе, независимых в организационном и материальном отношении), занимающих свою нишу в сфере социальных услуг, организующих свою работу как на коммерческой, так и в рамках целевой благотворительности.
Несмотря на значительную пестроту НКО, работающих в наркологической сфере, по организационным формам, источникам средств, штатам, направлениям деятельности и т.п., всех их объединяет то, что большинство этих структур было создано или профессионалами, неудовлетворенными своей деятельностью в рамках официальной наркологии, педагогической или правоохранительной деятельности, или группами лиц — носителей проблем.
Имеющие активную гражданскую позицию специалисты смогли реализовать свои представления о развитии наркологической помощи и противодействии распространения алкоголизма и наркомании именно в рамках НКО. Указанные службы работают как вне конфессиональных рамок, так и на конфессиональной основе, например, христианские приюты, «братства трезвости», общины и коммуны и т. д.
Во многих странах мира успешно функционируют специализированные структуры, решающие те или иные лечебно-реабилитационные задачи в рамках различных организационных и научно-методических парадигм:
12‑шаговые программы — в том числе сообщества: «Анонимные Алкоголики» (АА), «Анонимные Наркоманы» (АН), «Анонимные Игроки» (АИ), «Ал-Анон» (программа для родственников алкоголиков), «Нар-Анон» (программа для родственников наркозависимых) и т.п. Функционируют различные терапевтические сообщества и реабилитационные центры, как амбулаторные, так и стационарные. Для потребителей услуг предлагаются разные уровни реабилитационных программ, например, первичные реабилитационные программы для новичков, программы профилактики срыва, семейные программы и т. д.
Для того чтобы система наркологической помощи была эффективной, необходимо, чтобы все субъекты (государственные и негосударственные) осуществляли свою деятельность в сфере профилактики и предотвращения роста уровня социально-опасных заболеваний на основе единой стратегии, с использованием комплекса легитимных социальных технологий и всех ресурсов территории.
«Союзом некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив» с участием ряда экспертов в октябре 2010 года был разработан проект Стандарт организации НКО (НПО) «Социальные услуги зависимым от наркотиков и алкоголя и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».
Действие стандарта распространяется на социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания некоммерческих организаций гражданам, зависимых от наркотиков и алкоголя и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а так же предусматривает критерии, определяющие качественный и количественный результат деятельности организации социальной пользы.
Стандарт устанавливает:
1. Типы учреждений НКО (НПО)
2. Виды социальных услуг, их состав, формы,
3. Условия размещения учреждений,
4. Состав специального технического оснащения учреждений,
5. Состав и характеристику документации учреждений,
6. Требования к персоналу учреждений,
7. Порядок и условия предоставления социальных услуг,
8. Систему и контроль качества социальных услуг.
Социально-ориентированные НКО (НПО) — организации общественной пользы, предоставляющие социальные услуги гражданам независимо от их национальности, вероисповедания и места жительства, зарегистрированные в установленном законом порядке и действующие на принципах прозрачности и открытости.
И осуществляет такие виды деятельности, как:
1. социальная поддержка и защита граждан;
2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4. охрана окружающей среды и защита животных;
5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6. оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10. другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, установленные федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Услуги, предоставляемые НКО гражданам в учреждениях социального обслуживания, разделяются на следующие виды:
1. Социально-бытовые и социально-экономические услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности граждан, направленные на восстановление социального статуса гражданина и его трудовых навыков;
2. Социально-медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание необходимой медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противо‑ эпидемических требований;
3. Социально-педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня граждан, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала; услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение гражданами свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства; услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма;
4. Социально-психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния граждан и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;
5. Социально-правовые услуги, направленные на оказание гражданам и их родителям (родственникам) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;
6. Информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;
7. Транспортные услуги.
Данный Стандарт официально утвержден не был.
В 2010 году был разработан и утвержден Стандарт «Антинаркотические некоммерческие организации: цели, виды и принципы деятельности; требования к социальному обслуживанию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств; критерии оценки результативности основных направлений деятельности».
Сокращенное название «Стандарт АННКО 1.0».
Стандарт был разработан Свердловской Областной Общественной Организацией «Центр поддержки гражданских инициатив «Открытое общество», внесен Управлением Федеральной Службы по Контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области. Впервые введен в действие 2 марта 2010 года. Использовать данный стандарт может любая организация в России. Соблюдая определенные требования, установленные государственными органами стандартизации можно участвовать в процессе добровольной сертификации. Стандарт разработан с целью повышения социальной эффективности деятельности антинаркотических некоммерческих организаций (АННКО) и качества услуг, оказываемых ими в ходе социального обслуживания людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств.
Антинаркотические некоммерческие организации — это социально ориентированная некоммерческая организация, зарегистрированная в порядке, установленном российским законодательством о некоммерческих объединениях, действующая как корпорация общественной пользы, вносящая вклад в повышение уровня устойчивости общества через решение социально значимой проблемы — противодействие распространению наркомании. Стратегическая цель АННКО — повышение устойчивости общества путем снижения уровня его наркотизации через пропаганду здорового образа жизни, социальную реабилитацию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, повышение уровня гражданской ответственности населения.
Данная цель достигается решением следующих основных задач:
1. профилактика асоциального образа жизни, связанного с употреблением наркотических средств, в том числе через пропаганду здорового образа жизни и повышение гражданской ответственности населения;
2. социальная реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в связи с употреблением наркотических средств;
3. развитие эффективного взаимодействия общественных институтов, властных структур, частных лиц с целью решения проблем, связанных с противодействием наркотизации общества.
Основные направления и формы социальной помощи:
1. Содействие в восстановлении адекватного правового статуса. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 5 апреля.2010 N 40‑ФЗ151
2. Содействие в восстановлении и формирование поддерживающей системы социальных связей.
3. Социально-бытовая и культурная адаптация.
4. Содействие в восстановлении трудовых навыков в системе хозяйственной деятельности.
5. Содействие в восстановлении здоровья.
6. Содействие в восстановлении или повышении образовательного статуса.
7. Содействие в решении вопросов жизнеустройства, проживания.
Потенциал гражданского общества заключается в возможности формировать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и по организации более эффективной работы государственных структур. Так, например Проект реформы наркологии «Правовая наркология», которая была разработана экспертами Российского благотворительного фонда «Нет Алкоголизму и Наркомании» (НАН) совместно с Общественной палатой РФ и ведущими специалистами НПЦ Наркологии и ННЦ Наркологии. Возможность разработки Концепции основывалась на реальном опыте и понимании технологий профилактической и реабилитационной деятельности, что удалось сформулировать в трехтомнике «Профилактика зависимостей».
Издание трехтомника создало условия к предметности данной дискуссии, предопределило конструктивность диалога с профессиональным сообществом и заявило практическую ценность этого диалога. Проект «Правовая наркология» был представлен на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений 15.12.2010 г. В соответствии с решением Комиссии (протокол № 4 от 15.12.2010 г.), «Профилактика зависимостей». Под общей редакцией О.В. Зыкова, 2010; был направлен в регионы.
Поступили отзывы из 58 субъектов РФ и на основе анализа полученных дополнений и замечаний Концепция «Правовая наркология» была доработана. На заседании Правительственной Комиссии по профилактике правонарушений 28.12.2011 г. доработанная версия Концепции «Правовая наркология» с учетом позиции регионов была повторно заслушана. В соответствии с решением Правительственной комиссии по профилактике правонарушений пункт 1.2.2 Кон‑ цепция «Правовая наркология» рекомендована для представления Правительству РФ. Текст Концепции «Правовая наркология» был направлен органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации которым было предписано в соответствии с пунктом 1.5.2. протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений использовать Концепцию «Правовая наркология» в процессе формирования региональных моделей организации эффективной наркологической помощи.
Субъектам Российской Федерации предписывалось в срок до 31 марта 2012 года отчитаться о проделанной работе. В соответствии с решением Правительственной комиссии регионы отчитались о проделанной работе. В информационно-справочных материалах полученных из всех 83 субъектов РФ сообщалось, что Концепция «Правовая наркология. Концепция реформы системы наркологической помощи» была использована для формирования региональных моделей организации наркологической помощи. 15 мая 2012 года от лица Общественной палаты Концепция «Правовая наркология» и блок материалов, которые в нее вошли, подписанные секретарем ОП РФ Е.П. Велиховым, были направлены в адрес вновь назначенного председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. Однако, несмотря на всю проделанную работу концепция реформы системы наркологической помощи «Правовая наркология» была проигнорирована Минздравом и не была использована при дальнейшей подготовке нормативных документов.
В сентябре 2012 года ФГУП СТАНДАРТИНФОРМом при участии Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив был разработан Национальный стандарт Российской Федерации «Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг».
Стандарт был внесен техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения». 18.09.2012 года был утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и методологии № 327‑ст. Дата введения в действие Стандарта — с 1 июля 2013 года. Национальный стандарт Российской Федерации «Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг» ГОСТ Р 54990–2012 содержит в себе:
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Термины и определения.
4. Общие положения.
5. Основные виды и характеристики реабилитационных услуг.
Заявленная в Национальном стандарте область применения: реабилитационные социальные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя, предоставляемые специализированными реа‑ билитационными центрами. Действия реабилитационных учреждений, согласно Национальному стандарту должны предусматривать проведение совокупности медицинских, психологических, воспитательных, педагогических, социально-психотерапевтических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе (реинтеграцию) без употребления психоактивных веществ. И должны быть направлены на избавление вышеуказанных лиц от патологической зависимости от психоактивных веществ, восстановление их личности и социального статуса, преобразование и восстановление мировоззрения этих лиц, направленного на соблюдение здорового образа жизни.
Каждый этап предоставления и вид реабилитационных социальных услуг, согласно Национальному стандарту, должен быть ориентирован на конкретную реально достижимую цель, отраженную в договоре между реабилитантом и реаби‑ литационным учреждением. Обязательной составной частью реабилитационного процесса зависимых от психоактивных веществ являются разработка и периодическое уточнение модели жизни реабилитанта в учреждении и после ухода из него. Реабилитационные социальные услуги предоставляют комплексно. Согласно Национальному стандарту реабилитационные социальные услуги, предоставляемые реабилитантам, должны быть направлены на восстановление и развитие уровня их функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных семейных, общественных связей и отношений вследствие возникновения патологической зависимости от психоактивных веществ.
Для этого в Национальном стандарте предусмотрены следующие формы (индивидуальные и групповые) и методы предоставления этих услуг:
1. беседа, повествование, объяснение, демонстрация;
2. поведенческий и личностный тренинги;
3. групповое обсуждение;
4. ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры;
5. подведение итогов, разбор трудных случаев;
6. индивидуальное консультирование по проблеме;
7. обязательное участие в трудовых процессах;
8. работа групп самопомощи (объединение людей для оказания само- и взаимопомощи).
Согласно Национальному стандарту предоставление услуг должно быть построено на принципах добровольности и уважения к личности зависимых от психоактивных веществ. Содержание и длительность реабилитации определяются конкретной реабилитационной программой и условиями пребывания в ней, которые необходимо выполнять реабилитанту. Предоставление реабилитационных социальных услуг включает в себя типовую систему следующих реа‑ билитационных мероприятий:
1. медицинское и психологическое обследование реабилитанта;
2. проведение реабилитационно-экспертной диагностики реабилитанта, определения и оценки реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и социального статуса для выявления необходимости конкретных реабилитационных мероприятий, индивидуальных для каждого реабилитанта, по всем направлениям реабилитации;
3. проведение реабилитационных мероприятий с членами семьи и другими созависимыми;
4. формирование модели жизни реабилитанта;
5. реализация реабилитационных мероприятий;
6. послереабилитационное сопровождение;
7. мониторинг (наблюдение);
8. собственная оценка и анализ эффективности реабилитационных воздействий;
9. содействие последующей ресоциализации (социальной интеграции).
Реабилитационную помощь зависимым от психоактивных веществ в учреждениях оказывают конфиденциально, а сведения о них предоставляют заинтересованным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Национальному стандарту основными видами реабилитационных услуг являются:
1. социально-медицинские реабилитационные услуги;
2. услуги по профессионально-трудовой реабилитации;
3. услуги по социальной реабилитации.
Реабилитация считается завершенной при условии устойчивой ремиссии, когда реабилитант достиг уровня, демонстрирующего уверенное желание реализовать намеченную позитивную модель жизни. В качестве основных критериев эффективности проведенного курса реабилитации согласно Национальному стандарту является возврат гражданина в общество и возобновление его полноценного функционирования в нормативном социальном окружении, обретение им психологического и физического здоровья, экономической устойчивости и восстановление правового статуса.
Национальный стандарт Российской Федерации «Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг» ГОСТ Р 54990–2012 создает рамку, необходимую для того, чтобы не допустить злоупотребление правами пациентов (реабилитантов). Национальный стандарт требует от сотрудников безусловного уважения достоинства человеческой личности, дает право на получение конфиденциальной помощи, провозглашает отказ от принуждения, различных форм насилия, принуждения и эксплуатации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с зависимостью от психоактивных веществ.
Таким образом, мы видим пример того, как институты гражданского общества, в т.ч. некоммерческие организации, могут осуществлять не только социальную, реабилитационную помощь, подготовку кадров, но и активно участвовать в выработке нормативно-правовых актов на государственном уровне и содействовать их принятию. Внедрение какой либо инновации невозможно в качестве одномоментного события, реализованного посредством принятия какого-либо нормативно-правового акта. Необходима метатехнология — технология продвижения технологии. «Технология продвижения технологии» — это совокупность методов и приемов, направленных на внедрение и распространение инновации в оформленном виде определенного деятельного комплекса, обеспечивающего получение запланированного результата.
Механизм внедрения состоит из трех взаимосвязанных элементов:
• Создание прецедентов, реализация пилотных проектов, разработка действующих моделей инновационных социальных технологий.
• Организация образовательных и просветительских процессов; создание обучающих программ, методических разработок, проведение конференций, семинаров, под‑ готовка кадров.
• Разработка требуемых нормативно-правовых актов и содействие их принятию.
Гражданское общество, находясь в тесной взаимосвязи с органами государственной власти, могут и уже оказывают помощь в решении проблем профилактики и реабилитации граждан, зависимых от алкоголя и наркотиков. Необходимо дальнейшее формирование и тиражирование эффективных технологий профилактики алкоголизма и наркомании с целью вовлечения профильных общественных организаций в процесс совершенствования системы наркологической помощи. Эффективная работа представителей гражданского общества возможна во взаимодействии организации со структурами региональной и местной власти. Такое взаимодействие открывает доступ к целевой аудитории, организационным, информационным и экспертным ресурсам властных структур и имеет целью совершенствование существующей системы наркологической помощи.