Участниками международной конференции стали представители 35 муниципальных образований из 14 субъектов России и Швеции, сотрудники ФСКН России, других правоохранительных органов, работники учреждений муниципального здравоохранения, образования, молодёжной политики и социальной сферы, представители общественных объединений и некоммерческих организаций. В работе конференции приняли участие эксперты в области антинаркотической политики из международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков» — ECAD (Швеция). В ходе конференции мы обсудили актуальные вопросы и поделились опытом организации управления, координации деятельности и межведомственного взаимодействия по широкому кругу проблем антинаркотической деятельности в муниципальном образовании. Мы отмечаем, что за последнее время на общероссийском уровне наметились положительные тенденции по противодействию наркомании и наркобизнесу. Антинаркотическая политика становится неотъемлемой частью государственной политики. Происходят положительные изменения в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, что во многом связано с активизацией деятельности со стороны ФСКН России. Всесторонняя поддержка обществом усилий по противодействию наркомании как сложному социальному явлению служит гарантом успеха всей антинаркотической работы. Участники конференции подтверждают свою приверженность конвенциям ООН о наркотиках. Мы выступаем против легализации наркотиков и за эффективную, наступательную антинаркотическую политику, за укрепление международного сотрудничества в области профилактики наркомании и борьбе с наркобизнесом в целях устранения возможности злоупотребления наркотиками в каждом муниципальном образовании, в России и во всём мире. Оценивая состояние антинаркотической работы и наркоситуации в России, участники конференции выражают обеспокоенность в связи с принятием на государственном уровне ряда решений, способствующих либерализации государственной политики в отношении наркотиков. Мы убеждены, что реализация либеральных технологий в отношении наркотиков отчасти снимают лишь проблемы наркоманов, а не общества в целом. Легализовать наркотики — значит, подтолкнуть молодёжь к их потреблению, а страну — к новой наркоэпидемии. Сегодня российское антинаркотическое законодательство требует совершенствования практически по всем направлениям, начиная от концептуальных подходов, уголовной и административной политики, до регулирования наркопрофилактики в различных социально-экономических сферах. Мы констатируем, что пока на государственном уровне законодательно не определены место, роль, компетенция, ресурсное обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других заинтересованных сторон в области реализации антинаркотической политики в России. Это позволяет руководителям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований уклоняться от проведения сильной и эффективной антинаркотической деятельности на своей территории, отклонять финансирование антинаркотических программ или выводить их из ряда приоритетных. На сегодня организация этой работы является актом выражения гражданской и политической позиции отдельных субъектов Российской Федерации и Глав муниципальных образований, которая зачастую подвергается необоснованной критике и нападкам со стороны различных структур и лиц, заинтересованных в ослаблении государственности в стране. Кроме этого, вступающий в силу с 01 января 2006 года Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, существенно ограничил полномочия и возможности муниципальных образований в сфере комплексной профилактики наркомании. Это, например, коснулось такого важного направления профилактической работы как раннее выявление и диагностика начинающих наркопотребителей, организация раннего вмешательства с целью недопущения формирования наркозависимости. Вызывает обеспокоенность тот факт, что в Законе нет даже упоминания о молодёжной политике как важнейшем звене воспитания подрастающего поколения. Фактором, существенно затрудняющим антинаркотическую работу, является отсутствие государственных стандартов по организации этой деятельности. Это уже привело к появлению ряда организаций, которые применяют методики, наносящие вред не только здоровью наркозависимых, но и всей антинаркотической политике в целом. Достаточно часто прикрываясь лозунгом борьбы с наркотиками и имитируя активную (а по сути противозаконную) антинаркотическую деятельность, отдельные лица и структуры фактически используют несовершенство законодательства для достижения политических целей и удовлетворения личных амбиций. Представленный на Конференции опыт городов Екатеринбурга, Заводоуковска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Санкт-Петербурга, Шадринска, Югорска и других, свидетельствует о том, что в организации антинаркотической работы имеется ряд нерешённых проблем. Среди них: дефицит квалифицированных кадров и системы их подготовки, отсутствие регулярного обмена накопленной информацией и опытом работы между муниципальными образованиями, слабое использование в практической работе научных представлений о проблеме и ряд других. Осложняет деятельность отсутствие новой Концепции по контролю за наркотиками в Российской Федерации, новой Федеральной целевой антинаркотической программы, государственной поддержки антинаркотической пропаганды в СМИ. Сегодня, в условиях административной реформы, Россия имеет уникальный шанс для выработки и реализации на практике новой антинаркотической политики. Все граждане России ждут принципиальных изменений в этой области. Только объединив усилия государства и всего общества, Россия может выжить, победить и продолжить своё поступательное развитие.
Участники конференции решили обратиться с предложениями:
1. К Президенту Российской Федерации:
- принять меры к формированию эффективного механизма координации законодательной, исполнительной и судебных ветвей государственной власти в сфере борьбы с наркоугрозой и недопущению либерализации антинаркотической политики России;
- выступить с законодательной инициативой о принятии Закона Российской Федерации «Об антинаркотической деятельности в Российской Федерации»;
- ускорить проведение заседания Государственного Совета с повесткой дня «О состоянии антинаркотической работы в субъектах Российской Федерации и мерах по усилению противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»;
- поручить ФСКН России организовать разработку проекта новой Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации и вынести её на всенародное обсуждение;
- создать при ФСКН РФ межведомственный научно-исследовательский центр по изучению проблем противодействия наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- возродить лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) для наркозависимых и алкоголиков с учётом современных технологий лечения и реабилитации.
2. К Правительству Российской Федерации:
- предусмотреть в бюджете Российской Федерации наличие защищённой статьи на организацию антинаркотической деятельности;
- разработать Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и её финансирование на 2005 и последующие годы, обеспечив возможность участия в разработке и экспертизе программы всех заинтересованных сторон;
- признать ошибочной и отменить действующую редакцию Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2004 г. № 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
- сформировать рабочую группу по внесению в данное Постановление изменений с учётом мнения ФСКН России, других правоохранительных органов, специалистов в области здравоохранения и иных заинтересованных сторон;
- разработать нормативно-правовые документы, обосновывающие необходимость введения в структуру Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппаратов Правительств (Администраций) субъектов федерации, Администраций органов местного самоуправления подразделений (агентств) по межведомственному взаимодействию и координации антинаркотической деятельности на соответствующих уровнях исполнительной власти;
- обязать Министерство образования и науки Российской Федерации предусмотреть в рамках базисной учебной программы необходимое количество часов для предмета «Превентология» как самостоятельной дисциплины и открыть в ВУЗах России подготовку по специальности «специалист-превентолог»;
- рекомендовать Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации выйти с законодательной инициативой по внесению в Федеральный Закон РФ «О рекламе» от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ в части касающейся создания благоприятных условий размещения рекламы пропаганды здорового образа жизни, антинаркотической пропаганды и недопущения распространения наркогенной рекламы, прежде всего в СМИ России.
3. В Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации:
- создать рабочую группу, в задачу которой будет входить:
- проведение экспертизы всего антинаркотического законодательства Российской Федерации;
- разработка комплекса Законов Российской Федерации, регламентирующих деятельность в сфере антинаркотической политики;
участники конференции просят рассмотреть возможность включения в её состав представителей ECAD в России;
- в целях совершенствования антинаркотического законодательства, изучить практику рестриктивной (ограничительной) политики в отношении наркотиков, которой привержена Международная неправительственная организация «Европейские города против наркотиков» — ECAD.
4. К руководителям органов законодательной, представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- предусмотреть в бюджете субъекта Российской Федерации наличие защищённой статьи на организацию антинаркотической деятельности;
- поддержать опыт Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и других субъектов Российской Федерации по созданию в структуре Правительства (Администрации) подразделения по межведомственному взаимодействию и координации деятельности в сфере комплексной профилактики наркомании на территории субъекта федерации;
- считать приоритетным направлением развития наркологической службы расширение её полномочий как социальной службы, осуществляющей раннюю диагностику, длительную психологическую помощь и социальный патронаж состоящим на учёте пациентам;
- изучить опыт Тюменской области по созданию медико-социальных реабилитационных центров, прежде всего для несовершеннолетних, с нарко- и алкогольными патологиями.
5. К руководителям органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления:
- предусмотреть в бюджете местного самоуправления наличие защищённой статьи на организацию антинаркотической деятельности;
- поддержать опыт Екатеринбурга, Перми и других муниципальных образований по созданию в структуре Администрации подразделения по межведомственному взаимодействию и координации деятельности в сфере комплексной профилактики наркомании на территории муниципального образования;
- считать приоритетным направлением муниципального образования деятельность по первичной профилактике наркомании и иных зависимостей от психоактивных веществ,
- считать одним из важных направлений деятельности Администраций организацию взаимодействия с правоохранительными органами, общественностью, религиозными конфессиями, СМИ, иными заинтересованными сторонами в организации антинаркотической работы на территории муниципального образования;
- изучить опыт работы международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков» — ECAD по организации антинаркотической деятельности и обмену информационными ресурсами через сайт организации (www.ecad.ru).
- изучить опыт взаимодействия и информационного обмена между муниципальными образованиями через Ассоциацию муниципальных образований «Города Урала».
6. К руководству ECAD:
- в целях оптимизации обмена информацией и опытом работы муниципальных органов власти в Урало-Сибирском регионе, рассмотреть возможность создания «Восточного отделения представительства ECAD в России» с центром в городе Екатеринбурге.
- сформировать план-график проведения мероприятий ECAD (конференций, семинаров, грантовых конкурсов и др.) на 2006 и последующие годы для «Восточного отделения представительства ECAD в России».
|