Другие международные инструменты, используемые в борьбе с преступностью, связанной с наркотиками

29.06.2022

К числу основных механизмов международного сотрудничества органов уголовного правосудия относятся взаимная правовая помощь, выдача, передача производства по уголовным делам, замораживание и конфискация доходов от преступлений, а также целый ряд менее официальных мер. Эти механизмы опираются на двусторонние и многосторонние соглашения и договоренности, а также на положения национального законодательства. Все они быстро эволюционируют в свете новых достижений науки и техники. Их укрепление за последнее десятилетие свидетельствует о решимости государств-членов теснее сплотить свои ряды перед лицом растущей угрозы со стороны организованной преступности и коррупции.

Наряду с Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года существуют еще две конвенции, играющие важнейшую роль в развитии международного сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней и Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Поэтому чрезвычайно большое значение придается наличию в странах законодательства о всестороннем осуществлении этих правовых документов, а также принятию
административных мер, обеспечивающих возможность международного сотрудничества в различных его формах.

Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней

Действие Конвенции об организованной преступности и протоколов к ней распространяется на серьезные преступления, совершаемые преступными организациями, включая соучастие в деятельности таких организаций. Под нее подпадают также незаконный оборот наркотиков и преступления, связанные с коррупцией. Конвенция является важным правовым документом для создания правовой базы, которая требуется для борьбы с незаконной торговлей наркотиками и построения механизмов международного сотрудничества. В отсутствие соответствующих двусторонних договоренностей Конвенция об организованной преступности может использоваться в качестве договора о взаимной правовой помощи или выдаче между подписавшими ее государствами. Принятие этой конвенции укрепило большинство существующих механизмов международного сотрудничества, включая механизмы выдачи, взаимной правовой помощи, сотрудничества между правоохранительными органами и защиты потерпевших, осведомителей и свидетелей.

В деле обеспечения всеобщего осуществления Конвенции об организованной преступности уже достигнуты определенные успехи, но сделать предстоит еще многое. К сожалению, темпы осуществления Конвенции все еще отстают от быстрых темпов ее ратификации. До сих пор не реализован весь потенциал Конвенции в том, что касается обеспечения эффективных мер противодействия незаконной торговле наркотиками и другим видам организованной преступности. Деятельность Конференции участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности по поддержке и мониторингу ее осуществления способствует постепенному решению этой задачи.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

Основными целями Конвенции против коррупции являются: содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; поощрение, облегчение и поддержка
международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе в принятии мер по возвращению активов; и поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

Конвенция против коррупции требует от государств-участников разработки и проведения эффективной политики, направленной на предупреждение коррупции. Этому посвящена целая глава Конвенции, охватывающая разнообразные меры как для публичного, так и для частного сектора: от создания организационных механизмов, таких как специализированный орган по борьбе с коррупцией, до принятия кодексов поведения и осуществления политики, способствующей добросовестному управлению, поддержанию правопорядка, прозрачности и подотчетности.

Государства – участники Конвенции против коррупции обязаны ввести уголовную ответственность за разнообразные виды коррупционных деяний и направить на борьбу с коррупцией весь потенциал системы уголовного права и уголовного правосудия. Самое важное состоит в том, что она призвана заложить прочную основу международного сотрудничества в противодействии коррупции, особенно в области отслеживания, замораживания и ареста активов, а также возвращения активов и принятия мер по борьбе с отмыванием денежных средств.

Конвенция против коррупции позволяет достичь значительно более высокого уровня развития сотрудничества между национальными учреждениями по борьбе с коррупцией и другими правоохранительными органами, противостоящими организованной преступности, наркобизнесу и коррупции. Такое сотрудничество включает усилия по наращиванию потенциала национальных правоохранительных органов и органов уголовного правосудия в области борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Борьба с коррупцией является особенно важной составляющей эффективного международного сотрудничества. Оказание технической и иной помощи в плане поддержки инициатив по созданию потенциала является одной из целей Конвенции против коррупции, а также Конвенции об организованной преступности и Конвенции 1988 года.