Центральная Америка и Карибский бассейн. Национальное законодательство, политика и мероприятия

19.08.2021

359. В 2009 году Белиз принял законодательство, в соответствии с которым запрещается ввоз псевдоэфедрина и ограничивается ввоз эфедрина. В 2010 году Сальвадор принял два нормативно-правовых акта, касающихся контроля над эфедрином и псевдоэфедрином: в соответствии с первым документом налагается запрет на псевдоэфедрин и препараты на основе псевдоэфедрина, а в соответствии со вторым – на эфедрин и препараты на основе эфедрина, за достойным внимания исключением эфедрина в инъекционной лекарственной форме.

360. В 2008 году Гондурас сообщил о резком увеличении объема изъятых химических веществ-прекурсоров, что было обусловлено эффектом изменения в связи с ужесточением в других странах Центральной Америки и Карибского бассейна мер контроля над прекурсорами. В порядке реагирования на эту обостряющуюся проблему в начале 2009 года правительство Гондураса выпустило министерское распоряжение, запрещающее импорт, экспорт, использование и распространение эфедрина, псевдоэфедрина и их солей. После этого объемы изъятий этих химических веществ-прекурсоров существенно сократились.

361. В Сальвадоре Национальная комиссия по борьбе с наркотиками в составе представителей министерств общественной безопасности, здравоохранения, образования и обороны объявила о разработке во взаимодействии с СИКАД национальной стратегии по контролю над наркотиками на период 2010-2014 годов. Цель стратегии заключается в сокращении предложения запрещенных наркотиков и спроса на них в этой стране на основе осуществления пяти основных компонентов: разработки законодательства; наращивания потенциала; совершенствования управления; проведения расследований; и более эффективного информирования. В апреле 2010 года правительство Сальвадора представило свою Национальную комплексную программу по наркотикам и преступности, разработанную совместно с ЮНОДК и предусматривающую финансирование в размере 15 млн. долларов США.

362. В 2009 году Коста-Рика приняла ряд новых законов, направленных на ужесточение национального правового режима в отношении организованной преступности и отмывания денег. В 2009 году было произведено свыше 64 000 арестов, связанных с наркотиками, что более чем на 40 процентов превышает аналогичный показатель за 2008 год. Правительство также подписало соглашение с ЮНОДК о разработке программы предоставления оперативных сведений о контейнерных перевозках. В сентябре 2009 года делегация Коста-Рики во главе с председателем Верховного суда подписала в штаб-квартире ЮНОДК план действий по обеспечению потребностей этой страны в области контроля над наркотиками, борьбы с транснациональной организованной преступностью и предупреждения терроризма. В июле 2010 года Национальная ассамблея Коста-Рики разрешила нескольким боевым кораблям и подводным лодкам Соединенных Штатов Америки войти в свои территориальные воды в период с 1 июля по 31 декабря 2010 года в целях оказания содействия в проведении операций по контролю над наркотиками и гуманитарных миссий.

363. В марте 2010 года президент Гватемалы объявил о начале реализации трехлетней национальной комплексной программы стоимостью 16 млн. долларов США, направленной на развитие потенциала Гватемалы в области контроля над наркотиками, правосудия, реформы полиции, контроля над огнестрельным оружием, тюремной реформы и борьбы с торговлей людьми. Программа нацелена также на борьбу с коррупцией, которая признается одной из главных проблем Гватемалы.

364. На усилиях Гватемалы, направленных на решение наркопроблем, по-прежнему отрицательно сказываются такие связанные с незаконным оборотом наркотиков в Центральной Америке явления, как повсеместная коррупция, безнаказанность и незатухающее насилие. По данным Международной комиссии по борьбе с безнаказанностью в Гватемале (МКББГ), учрежденной в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций в 2006 году в целях поддержки системы правосудия Гватемалы, около 97 процентов совершаемых в стране тяжких преступлений остаются безнаказанными. В июне 2010 года МКББГ дала неудовлетворительную оценку мерам, принимаемым правительством Гватемалы в области реформы своей системы правосудия и пресечения коррупции.

365. В целях расширения своих возможностей в деле эффективной борьбы с угрозами, создаваемыми масштабным незаконным оборотом наркотиков, правительство Багамских Островов утвердило стратегию наращивания потенциала, основное внимание в которой уделяется обеспечению максимально широкого участия сотрудников правоохранительных органов этой страны в национальных, региональных и международных мероприятиях по подготовке кадров.

366. Правительство Панамы объявило о создании совместной целевой группы, которая будет заниматься мерами по ужесточению национального контроля над своими территориальными водами в целях пресечения ввоза наркотиков на ее территорию. Главным элементом этой стратегии является создание станций мониторинга на обоих побережьях. В контексте своего участия в программе по контролю за контейнерными перевозками правительство Панамы совместно с Региональным отделением ЮНОДК по программам в Панаме создали следственное оперативное подразделение в целях наблюдения за контейнерными перевозками.

367. В апреле 2010 года правительство Гондураса открыло новую военно-морскую базу, построенную при финансовой и материально-технической поддержке правительства Соединенных Штатов в отдаленном районе Ла-Москития в целях содействия перехвату легких самолетов («narcoavionetas»), используемых для контрабанды кокаина из Боливарианской Республики Венесуэла через территорию Гондураса.

368. Правительство Доминиканской Республики в порядке реагирования на заметное увеличение в стране незаконного оборота наркотиков предпринимает решительные шаги по наращиванию своего оперативного потенциала в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков на основе приобретения такого нового оборудования, как самолеты, лодки и радиолокационные системы. В июне 2010 года правительство Доминиканской Республики и ЮНОДК подписали соглашение о создании регионального центра повышения квалификации специалистов по вопросам сокращения спроса на наркотики и управления пенитенциарными учреждениями. Ожидается, что центр приступит к работе в начале 2011 года.

369. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что многие государства Центральной Америки и Карибского бассейна до сих пор не приняли эффективное законодательство в целях предотвращения утечки химических веществ-прекурсоров, находящихся под международным контролем. В странах, в которых такое законодательство уже принято, его эффективному осуществлению препятствует отсутствие надлежащей системы правоприменения, что обусловлено ограниченными ресурсами и/или недостатком политической воли. Комитет настоятельно призывает все государства как можно скорее принять всеобъемлющее законодательство в отношении химических веществ-прекурсоров и предоставить своим правоохранительным органам необходимые ресурсы для обеспечения его систематического соблюдения. Комитет также рекомендует правительствам распространить его «Руководящие принципы подготовки добровольного кодекса поведения химической промышленности» и принять меры по их осуществлению.