Концепция Школы саморазвития В.И. Ланцберга

11.03.2021

В рамках первичной профилактики целесообразно рассмотреть комплексную систему профилактики детской неуспешности – проект авторской школы, которую сам автор Владимир Исаакович Ланцберг назвал как «Школа саморазвития».

Технология «Школы саморазвития» – это технология, которая не имеет никакого отношения к зарубежной практике. Она создавалась ещё до того, как Россией была ратифицирована Конвенция о правах ребёнка. Но эта работа полностью, от начала до конца пронизана идеями международного сообщества, создававшего этот великий документ Конвенцию о правах ребёнка.

В данной редакции концепция В.И. Ланцберга была представлена в 1993 году для создания реабилитационного центра для детей группы риска в селе Архангельском Буденовского района Ставропольского края, где он работал в качестве заместителя директора по воспитательной работе. Т.е. эта Концепция разрабатывалась в качестве системного профилактического продукта, который может быть применим, в том числе и для детей группы риска. Следует отметить, что в это время педагогические концепции, основанные на партнёрских отношениях взрослых и детей в России уже существовали, были широко применяемы, и они нужны нашей сегодняшней школе, не только как развивающая, но и как позитивная профилактическая технология, создающая безопасное для ребёнка пространство.

Текст концепции В.И. Ланцберга приведен полностью. Единственным изменением стал перенос заключения в начало, дабы оно стало некоторого рода введением.

Школа саморазвития задумана как базовая модель одной из возможных разновидностей массовой средней общеобразовательной школы новой генерации. Она отличается технологической повторяемостью, воспроизводимостью, так как в основе ее лежат технологии, зарекомендовавшие себя с точки зрения технологичности.

Отличие ее от известных альтернативных систем (в частности, школ свободного воспитания, развивающего обучения, диалога культур и др.) состоит, во-первых, в комплексном характере используемых средств, а во-вторых, в наличии логически необходимого, центрального, связующего звена — самоуправляемого клуба в основе учебной группы, помещение которого в фокусе образовательной системы стало возможно лишь благодаря разработке специальных социопсихологических методик создания неформальных объединений и управления ими.

Отличие же ее от традиционной системы, где «работает» репрессивный механизм, не нуждающийся в Личности, а также от конструкций, в основе которых находится Личность, создающая неповторимый мир, рассыпающийся в случае ее ухода, в том, что в данном случае создается Система Условий для работы Личности Педагога (причем в Систему заложен механизм селекции этой Личности), которая, в свою очередь, на основе известных педагогических технологий, создает Систему Развития, в которой происходит становление Личности Ученика. Обе системы являются тем каркасом, который, с одной стороны, гарантирует реализацию или выращивание именно Личности, с другой – позволяет сохранить Школу как целое в случае ухода конкретной яркой фигуры, замены ее на другую.