Факторы защиты от рисков в подростковой среде
27.07.2022
Теперь рассмотрим защитные факторы. Они могут быть не только противоположными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития.
Наиболее значимые защитные факторы включают в себя:
Факторы психологической защищённости:
• наличие и профессиональная компетентность социально-психологических служб;
• взаимодействие всех факторов психолого-педагогической коррекции.
Факторы семейной защищённости:
• крепкие семейные узы;
• внимание со стороны родителей к поведению своих детей;
• наличие доверительных отношений между детьми и их родителями;
• вовлеченность родителей в жизненные интересы детей;
• родители являются примером поведения для детей внутри семьи.
Факторы социально-коммуникационной защищённости:
• успех в школьных мероприятиях;
• умение находить и дорожить дружбой со сверстниками;
• навыки избегать и предотвращать конфликты.
Факторы социально-средовой защищённости:
• тесное взаимодействие социальных институтов — семьи, школы, церкви, местного сообщества;
• контроль за социально опасной рекламой и распространением психоактивных веществ;
• профессионализм и бескомпромиссность работы правоохранительных органов.
Исходя из приведённых нами выше факторов риска по канадской группировке, приведём здесь соответственно и факторы защиты:
Индивидуальные факторы защиты:
• здоровое, адекватное мировосприятие;
• ожидание, что мечты осуществятся;
• принятие социальной поддержки взрослых и сверстников;
• позитивный, жизнерадостный склад характера;
• позитивные ожидания, оптимизм в отношении будущего;
• сила воли;
• социальная адекватность и навыки решения проблем;
• возможность участия в общественной жизни, наличие ресурсов общения;
• присутствие и поддержка заботливых взрослых;
• безопасная среда.
Защитные факторы семья:
• эффективное родительское воспитание;
• хорошие отношения с родителями / привязанность к семье;
• прочная семья;
• ожидание лучшего;
• возможность вовлечения семьи в общественную жизнь;
• безопасная среда, низкий уровень преступности в районе.
Защитные факторы школа:
• хорошая успеваемость;
• ожидание успеха в обучении;
• четкие стандарты и правила;
• возможность участия в общественной жизни;
• присутствие и поддержка заботливых взрослых;
• поощрение участия в общественной жизни;
• позитивное отношение к школе;
• привязанность учащихся к учителям, их мировоззрению;
• хорошие взаимоотношения со сверстниками;
• участие в позитивной деятельности группы сверстников.
Защитные факторы микрорайон:
• недоступность ПАВ;
• развитая досуговая инфраструктура (клубы по месту жительства, спортивные объекты и т.п.);
• удаленность от рынков и промышленных объектов;
• удаленность от лесных или не организованных парковых зон;
• небольшое количество общежитий.
Что же нужно для того, чтобы факторы защиты заработали? Прежде всего, для этого нужно, чтобы работа была совместной, чтобы она была поддержана всеми наличествующими социальными институтами: семьёй, школой, местным сообществом, церковью и общественными организациями. И, конечно же, в первую очередь заинтересованность в таком взаимодействии должны проявлять местные властные структуры, а социальный заказ – исходить от организованного местного сообщества. Основным содержанием деятельности в области первичной профилактики местного сообщества является – уменьшение до полного упразднения факторов риска и повышение факторов защищённости.
Детальное изучение факторов и процессов, которые защищают подростков от факторов риска, определило основные направления профилактического воздействия:
• семейные отношения;
• взаимоотношения со сверстниками;
• отношения в школе и к школе (всех участников: учителей, родителей, учащихся);
• отношения в местном сообществе.
Каждое из этих направлений деятельности может быть определёно как область для организации программ по первичной профилактике (т.е. профилактика рискованного поведения, которое может привести к различным формам зависимостей) через усиленное развитие личностных качеств, поведенческих навыков, укрепления общественно полезных коммуникаций и поведения, и информированности об опасности различных форм зависимости (в том числе и наркотиков), и полезности участия в социально значимой деятельности в школе и по месту жительства.
Отношения в семье.
• Программы первичной профилактики должны усиливать защитные механизмы детей и подростков путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения на основе доверительных отношений, как их сохранять и развивать, как развивать самодисциплину, а в необходимых случаях твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения, поясняя подростку причину принимаемых мер.
• Программы первичной профилактики должны учить родителей как играть более активную роль в жизни детей, как проводить беседы, в том числе и о зависимостях, как перейти от отслеживания поступков детей к доверительным отношениям, пониманию проблем забот подростков, а также как дружить с друзьями детей и с их родителями.
Отношения со сверстниками.
Профилактические программы должны быть сфокусированы на:
• взаимоотношение ребенка со сверстниками;
• развитие позитивных отношений со сверстниками;
• улучшение социально-значимых способностей;
• развитие коммуникативных навыков;
• благоприятное воздействие на развитие навыков социального поведения, устойчивую способность отказываться от участия в любых проявлениях, приводящих к нездоровому поведению.
Школьная среда.
Профилактические программы также должны быть направлены на:
• повышение общего качества обучения;
• усиление связи учащихся со школой;
• привитие им чувств собственной индивидуальности;
• стремление к достижениям;
• поддержку позитивных отношений со сверстниками;
• коррекцию их ошибочных представлений;
• информирование о негативных последствиях употребления ПАВ.
Роль местных сообществ.
Профилактические программы работают на уровне общин через общественные, религиозные, правозащитные и государственные организации, имея своей целью:
• усиление безопасность среды в местном сообществе;
• обеспечение доступности объектов, укрепляющих здоровье и организации полезного досуга;
• повышение норм общественного поведения и социального взаимодействия;
• изменение местных законов, направленных на защиту безопасности детства;
• повышение позитивного воздействия средств массовой информации;
• развитие межсекторного взаимодействия в рамках местного сообщества.