Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на пленарном заседании 56-й сессии КНС ООН 11 марта 2013 года, Вена

03.09.2021

Афганское наркопроизводство против права на развитие

Господин председатель!
Уважаемые дамы и господа!

Вынужден начать своё выступление на столь авторитетном форуме с выражения сожаления о том бесспорном факте, что международному сообществу за прошедший год не удалось не только переломить ситуацию с наркопроизводством и глобальными трафиками, но и выработать достоверную стратегию победы антинаркотических сил. 
Так, площади под опиумным маком в Афганистане выросли в прошлом году на 18 процентов, со 131 тыс. га до 154-х. И только эпидемия грибкового заболевания и плохие погодные условия не дали вырасти произведённому опиуму до рекордных объёмов. Однако подобного рода сезонные колебания не должны скрывать от нас продолжающееся победное шествие роста производства героина в Афганистане.

Хотел бы при этом обратить внимание, что ООНовский политический процесс антинаркотической деятельности уже дважды с 1998 и 2009 году обозначал императивы сокращения посевов и производства наркотиков, однако, эти решения не выполнены. 
Наоборот, на представленном слайде хорошо заметен рост потребителей кокаина и героина в мире. Объединённые нации, необходимо это констатировать, не смогли защитить население своих стран — прежде всего, молодёжь.

Далее. На следующем слайде хорошо видно, что и объёмы и масштабы наркопроизводства также с 1998 года не только не снизились, но и прямо обратны нашим декларациям. 
Уверен, что никто из участников нынешней сессии КНС не хочет, чтобы и в 2018 году, когда пройдёт очередное десятилетие с момента принятия очередной «Политической декларации и Плана действий по международному сотрудничеству нам пришлось в очередной раз констатировать отсутствие положительных результатов. 
Особенно удручающая ситуация в Афганистане, где по-прежнему производится более 90 процентов всего героина в мире. За годы наступившего Миллениума, с момента начала операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году, от афганского героина погибло более миллиона человек, более того, в транснациональную организованную преступность от продажи героина инвестировано более триллиона долларов. 

Вывод основной части иностранных войск из Афганистана и сложение в 2014 году ответственности международного сообщества безопасность в Афганистане само по себе кардинально не изменит катастрофическую ситуацию с наркопроизводством. 

Транзит афганского героина масштабно затрагивает почти 100 государств мира — членов ООН на всех континентах.

То есть, 154 тысячи гектаров опийного мака в Афганистане являются источником поражающего фактора для 10 млрд. гектаров территорий упомянутых стран и их населения. 
При этом основные усилия международных антинаркотических программ фокусируются не на ничтожных площадях наркопроизводства, а на колоссальных территориях наркотранзита и дистрибуции, занимающих, по сути, полмира. 
Совершенно очевидно, что в случае концентрации сил на площадях наркопроизводства, эффективность, чисто арифметически, — будет в 600 тысяч раз выше.

Налицо феномен локализации в обоих полушариях Земного шара двух сверхмощных планетарных центров наркопроизводства (более 90 % героина — в одном небольшом Афганистане — и 100 % кокаина — в Южной Америке. По сути, это два устойчивых эмиссионных центра, своего рода центральных банка криминального мира, институционально вмонтированных в систему транзита и дистрибуции производимой наркопродукции и, что крайне опасно — в мировой легальный финансовый и банковский сектор. 
Анализ мощности функционирования этих двух планетарных центров позволяет оценить целевое инвестирование за минувшие 15 лет в глобальную организованную преступность, образующую угрозу миру и безопасности во всех её проявлениях, включая пиратство, терроризм и экстремизм, насилие, похищение людей, — совокупно не менее трёх триллионов долларов. 
Чтобы переломить этот негативный тренд последних 15 лет, с момента Декларации 1998 года, требуются новая философия и парадигма общественного развития, которая бы строились на реализации основополагающего ооновского права — права на развитие.

Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на пленарном заседании 56-й сессии КНС ООН

Уважаемые коллеги!

    В качестве новой парадигмы в последнее время нам упорно навязывают идею легализации, спекулируя на неэффективности антинаркотической политики. 
    Однако это полная иллюзия. Опыт свободной продажи опиума в Китае в 19 веке британской Ост-Индской компанией наглядно продемонстрировал стремительное вымирание целого народа. 
    С нашей точки зрения, эффективная парадигма должна быть построена на понимании глубинных причин и особенностей наркопроблемы. 
    Анализ наркопроизводства в двух глобальных центрах, а также особенностей трансконтинентального транзита героина и кокаина, отчетливо высвечивает доминантный фактор, своего рода системный интегратор наркопроблемы — социально-экономическую депрессивность в странах производств и транзита, которая породила значительные сегменты общества как социальную базу населения, вовлеченного в воспроизводство и транзит наркотиков.

    Исследования показывают убийственное влияние депрессивности как на отдельного человека или группы людей, так и на целые регионы. 
    Показательна ситуация с несчастными дехканами в Афганистане, вынужденными за нищенское вознаграждение возделывать опиумные поля, приносящие баснословные доходы лэндлордам к удовольствию банковско-финансовых учреждений. 
    Аналогичная ситуация с городскими потребителями наркопродукции афганских дехкан на улицах европейских мегаполисов, образующими ту же депрессивную социальную базу. 
    Таким образом, поддержание и культивирование таких депрессивных зон является политэкономической основой продолжения наркопроизводства и существования самой наркомафии. 
    В этом контексте одних полицейских мер ни в Афганистане, ни в Южной Америке явно недостаточно.

Прокомментирую.

Регулярно уничтожаются нарколаборатории и тонны наркотиков в самом Афганистане. Однако ощутимых перемен не наблюдается. И это понятно, поскольку сама социальная база наркопроизводства не ликвидирована, а наоборот все больше воспроизводится. 

Зафиксированный за прошлый год 18-процентный рост площадей под опиумный мак в Афганистане, по сути, означает такой же рост крестьянских хозяйств, вовлеченных в наркопроизводство. 
Иными словами, деградация продолжается, а социальная база наркопроизводства расширяется. 
Совершенно очевидно, что прекращение наркопроизводства лежит через альтернативное развитие Афганистана путем реализации права отдельных людей и всего народа на развитие, которое должно стать приоритетом антинаркотической политики и сутью новой парадигмы. 
На конференции в Лиме в мае прошлого года мы предложили сделать основной акцент как раз на реализации права на развитие и альтернативное развитие. 
В ноябре прошлого года там же, в Лиме, это было закреплено на экспертной конференции высокого уровня. 
Мы с удовлетворением отмечаем, что российские инициативы в прошлом году были учтены на этих важных форумах и вошли в состав резолюций нынешней сессии Комиссии по наркотическим средствам. 
Нам особенно приятно выразить восхищение и признательность Перу, тем более что председателем нынешней сессии КНС является представитель этой страны. 
В предложенном Перу совместно с Колумбией и Таиландом проекте резолюции для принятия Генеральной Ассамблеей «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций в области альтернативного развития» в полной мере учтены и наши предложения, представленные и в моём выступлении на прошлой сессии КНС. 
С учётом изложенного, ключевое значение для устранения социально-экономических причин наркопроизводства имеет задействование всего потенциала такого уникального механизма, как Экономический и Социальный Совет ООН. 
Напомню, что в сферу компетенции ЭКОСОС входит рассмотрение международных экономических и социальных проблем, а сам Совет учрежден в качестве центрального форума для обсуждения таких проблем и разработки политических рекомендаций.

Уважаемые коллеги!

В связи с вышесказанным предлагаю внести в решения нашей Сессии следующее:

Первое. В целях решения поставленной проблемы предлагаем в предверии 2015 года возложить Генассамблеей на ЭКОСОС новую функцию Альтернативного форсированного развития Афганистана, которая бы совместно с Форумом ЭКОСОС по сотрудничеству в целях развития, и Комиссией по вопросам миростроительства организовать форсированный постконфликтный подъём и развитие страны — возможно, путём создания нового специального механизма ЭКОСОС в форме Специальной консультативной группы по развитию Афганистана.

Второе. Полагаем целесообразным запланировать в следующем году проведение в рамках Генассамблеи ООН Всемирного антинаркотического Саммита, решения которого секьюритиризировать Советом Безопасности ООН.

Третье. Предлагаю вынести данные вопросы на очередную июльскую основную сессию ЭКОСОС текущего года.

Благодарю за внимание.

Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на пленарном заседании 56-й сессии КНС ООН