ОБРАЩЕНИЕ участников научно-практического семинара к Председателю Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации — Директору ФСКН России В.В. Черкесову
23.05.2021
О Б Р А Щ Е Н И Е
участников научно-практического семинара «Создан Государственный антинаркотический комитет. Станет ли антинаркотическая деятельность органов власти эффективнее?» к Председателю Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации- Директору ФСКН России В.В. Черкесову
За последнее десятилетие, принятие государственной властью целого ряда решений позволило выделиться в отдельное направление государственной политики ее антинаркотической составляющей. Последовательно были сформированы основы организационного, материального и законодательного обеспечения данного вида деятельности. Создание Государственного Антинаркотического Комитета (далее Комитет) стало своего рода завершением длительной работы, этапами которой было принятие в 1998 Федерального закона N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», реализация с 1999 года по настоящее время Федеральных целевых программ, создание в 2003 году Указом Президента РФ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Необходимо отметить, что за эти годы в стране проведена большая работа, предпринятыми мерами удалось в определенной мере стабилизировать наркоситуацию. Правоохранительными органами достигнуты промежуточные успехи в части подавления организованной преступности, контролирующей наркотрафики, крупные сети сбыта, легализующей доходы от наркобизнеса. Развивается сеть специализированных учреждений для оказания лечебной, реабилитационной помощи больным наркоманией. Органами государственной власти и общественными организациями ведется работа в части профилактики наркозависимости и наркопреступности.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся позитивные изменения, целый ряд проблем остается нерешенным:
- на федеральном, региональном и муниципальном уровнях отмечается недостаточная координация антинаркотической деятельности между различными ведомствами и уровнями государственной власти;
- организационное приращение антинаркотической политики не сопровождается методологическим и кадровым ее усилением через подготовку квалифицированных специалистов в области антинаркотического управления и разработку научных основ данной деятельности;
- законодательно остаются недостаточно отрегулированными вопросы взаимодействия между различными уровнями государственной власти, постановки на учет за факт незаконного потребления наркотиков, принудительного лечения, реабилитации как альтернативы наказанию лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков и ряд других;
- взаимодействие органов антинаркотической политики и гражданского общества зачастую носит декларативный характер, недостаточно задействованы ресурсы населения в антинаркотической работе.
Полагая, что все эти годы наращивание усилий антинаркотической политики происходило через повышение ее политического статуса и, будучи уверенными, что данная стратегия достигла своего максимума в лице Комитета, считаем необходимым задуматься об изыскании новых резервов, но уже в рамках существующей системы администрирования.
В связи с вышеизложенным участники научно-практического семинара предлагают:
1. В части совершенствования российской антинаркотической политики
1.1. На основе анализа содержания антинаркотической составляющей деятельности органов всех ветвей власти, общественных организаций, граждан уточнить смысл новых понятий «антинаркотическая политика» и «государственная антинаркотическая политика», соотнести их с традиционными понятиями «социальная политика» и «уголовная политика» и определить порядок сотрудничества Комитета со структурами, в предмет ведения которых входит профилактика курения табака и пьянства на федеральном, региональном и местном уровне.
1.2. Инициировать в Государственной Думе Российской Федерации подготовку федерального закона дополняющего статью 1 «Основные понятия» Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных» новыми понятиями «антинаркотическая политика » и «антинаркотическое управление (координация)».
1.3. Поручить аппарату Комитета разработать национальный профессиональный стандарт специалиста в антинаркотической деятельности, сместив в нем акценты с правоприменительной практики на область антинаркотической политики, антинаркотического менеджмента и профилактики наркотизма.
1.4. Инициировать в Государственной Думе Российской Федерации подготовку федерального закона дополняющего Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления муниципального территориального образования в Российской Федерации» от 6. 10. 2003 года № 131 — ФЗ нормами, предусматривающими права, обязанности и задачи органов местного самоуправления в сфере антинаркотической политики (понятие «муниципальная антинаркотическая политика») в целях регулирования взаимоотношений между региональными антинаркотическими комиссиями и муниципалитетами.
2. В части совершенствования антинаркотического управления:
2.1. Изучить в рабочих группах Комитета, в чем конкретно не совпадают интересы структур ФСКН и органов здравоохранения (например, место частных медицинских учреждений в решении проблем наркотизации населения), структур ФСКН и органов образования, ФСКН и каждого из входящих в Комитет субъекта антинаркотической деятельности и определить порядок их согласования (координации) на всех уровнях (совместные приказы, совместные региональные коллегий, и обучающие семинары и т.д.).
2.2. Составить перечень первоочередных (на 2008 год) и долгосрочных задач Комитета на федеральном и региональном уровнях и разместить их на сайте ФСКН России и информационно-публицистическом ресурсе «Нет наркотикам» для информирования гражданского общества.
2.3. Разработать комплексные объективные критерии оценки тенденций в наркоситуации субъекта федерации и эффективности деятельности антинаркотических комиссий субъектов РФ. Рекомендовать администрации Президента РФ определить порядок их учета при оценке деятельности региона и решении вопросов о переназначении действующих губернаторов на новый срок и назначении новых.
2.4. Поручить аппарату Комитета:
— разработать сертификат соответствия деятельности антинаркотической комиссии субъекта федерации рекомендациям ежегодных докладов Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН);
— разработать методические рекомендации о принципах взаимодействия территориальных органов федеральных министерств с региональными органами государственной власти в вопросах антинаркотического управления наркоситуацией и реализации принципа приоритета профилактики наркомании перед ее лечением и административного предупреждения наркопреступности перед ее уголовно-правовым пресечением. Использовать потенциал гражданского общества в проведении экспертизы качества методических материалов;
— изучить вопрос о возможности разработки поправок в действующее законодательство, позволяющих постановку на учет в наркологический диспансер лиц неоднократно (более 2 раз) привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков без назначения врача.
2.7. Инициировать в Государственной Думе Российской Федерации рассмотрение вопроса об ответственности администраций досуговых заведений и организаторов массовых мероприятий за систематическое попустительство нахождению в состоянии наркотического опьянения посетителей и распространению среди них наркотиков.
3. В части стимулирования участия гражданского общества в антинаркотической политике:
3.1. Дать указание руководителям аппаратов антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации обобязательном опубликовании всех решений Антинаркотических комиссий субъектов федерации на Информационных порталах региональных органов государственной власти.
3.2. Привлекать к участию в работе межведомственных рабочих групп при Комитете активных деятелей из числа антинаркотических общественных организаций.
3.3. Поручить аппарату Комитета разработать методические рекомендации, определяющие критерии и механизмы взаимодействия Комитета и общественных организаций по вопросам профилактики и реабилитации наркомании, предупреждения наркопреступности (наркокорупции) и проведения общественной экспертизы наиболее важных управленческих решений и результатов их реализации в правоохранительных органах.
4. В части обучения и подготовки кадров для нужд антинаркотической политики и управления (Государственного Антинаркотического Комитета)
4.1. Поручить разработать требования (стандарты) к профессиональной компетенции специалистов в сфере антинаркотической политики и антинаркотического управления, то есть к государственным служащем ФСКН РФ, обеспечивающих деятельность Государственного антинаркотического комитета РФ и государственным служащем обеспечивающим деятельность Антинаркотических комиссий субъектов федерации.
4.2. Поручить разработать обучающие программы на основе «наркоконфликтологии» для сотрудников ФСКН РФ, отвечающих за линию МВП, и общественности с целью формирования единой антинаркотической политики и методов взаимодействия общественности и государства.
4.3. Изучить вопрос готовности руководителей субъектов РФ сформировать предложения на заказ для обучения специалистов по антинаркотической политике и антинаркотическому управлению к новому учебному году
4.4. Внедрить систему дистанционной переподготовки специалистов по антинаркотической политике и управлению на базе определенных в этих целях образовательных учреждений по федеральным округам
Участники научно-практического семинара просят опубликовать данное обращение с официальными комментариями руководителя аппарата Комитета в очередном номере всероссийского журнала «Наркоконтроль».
Центр антинаркотической политики СПбГУ/ECAD