Денис Бабаджанов, Общественное объединение «Белый журавль», Бишкек» «Здоровье, знания, успех»
07.01.2021
Предлагаемое Вашему вниманию пособие является попыткой разработать методическую основу для программы эффективной первичной наркопрофилактики среди подростков. Нельзя сказать, что эффективной наркопрофилактики не существует. Она есть, но в большинстве своем «завязана» на личностном потенциале какого-то конкретного яркого тренера, лидера, и плохо поддается попыткам «переложить» ее на бумагу, для дальнейшего транслирования и распространения.
Предлагаемый материал является попыткой обобщить прежний успешный и неуспешный опыт, и создать методику понятную большинству заинтересованных лиц. При ее создании использовались различные источники, но сама идея проложить резкий контраст между такими (значимыми для молодежи) понятиями как свобода, успех, и собственно наркотиками, к какой-то степени нова. Главная тема занятий — развитие личности как шаг в сторону достижения желаемых жизненных целей, и в этом есть значительное родство нашей методики с программами по развитию лидерства среди молодежи.
К сожалению, пособие не завершено. Пока существует только теоретическая часть и общее описание занятий. Подробное описание занятий еще находится на стадии разработки, и мы предлагаем всем заинтересованных сторонам стать со-авторами данного пособия, приняв участие в подготовке и апробации занятий курса.
Всегда рады единомышленникам.
«Здоровье, знания, успех»Молодежный учебно-тренинговый курс |
Данный курс содержит описание цикла занятий с молодежью по формированию жизненных навыков, способствующих принятию правильных решений в сложных жизненных ситуациях и укреплению факторов защиты перед употреблением наркотиков. ПредисловиеМолодежь и наркотикиТема профилактики наркомании среди молодежи как была актуальной в предыдущие годы в нашей республике, так и остается актуальной до настоящего времени. Трафик афганских наркотиков, сложное социально-экономическое положение, снижение влияния «традиционных» ценностей и недостаток новых молодежных положительных лидеров и идеалов — все это вносит свой вклад в то, что уровень наркотизации населения не снижается. Но сегодня мы видим и другую тенденцию. Наркомания — это своеобразный «социальный невроз», который расцветает в периоды социально-экономического неблагополучия общества. В периоды экономического подъема общества число вновь рекрутируемых потребителей наркотиков, как правило, сокращается. Нельзя сказать, что в настоящее время наша собственная экономика переживает бурный экономический рост, но, тем не менее, в социально-экономической сфере есть сдвиги к лучшему. Среди молодежи, как городской, так и сельской, уже не царит «дух полной безысходности», люди имеют больше возможностей в работе и устройстве своего будущего, и больше ориентируются на трудовую активность и успешность. Первичная позитивная профилактика наркомании среди молодежиНаучно установлено, что вкусы человека, потребности и манеры поведения, в том числе склонность к нездоровому образу жизни, закладываются в самом раннем детстве. Ключевую роль в формировании здоровой личности ребенка в этот период играют родители и другие старшие из ближайшего окружения ребенка. Их здоровое или нездоровое поведение, заложит основу для собственных алгоритмов поведения ребенка.
Теоретическая часть.«Жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности повседневной жизни. (ВОЗ, 1993г.)» Понятие «жизненные навыки» интегрирует в себе умения и способности, относимые к разным сферам человеческого бытия (физического, психологического, социального), позволяющие решать задачи адаптации и развития. К основным жизненным навыкам относят: навыки принятия решений, коммуникативные навыки, навыки выражения чувств и управления ими, навык критического мышления, навык осознания негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивления им, навык постановки целей и др.
Однако, опыт работы с подростками показывает, что жизненные навыки не выполняют свои защитные функции по отношению к факторам риска аддиктивного поведения (и ВИЧ-инфицирования) при несформированных социальных установках (смотрите схему «Модель вовлечения в употребление наркотиков»). Это обстоятельство застали нас расширить программу за пределы собственно «жизненных навыков, и сформулировать «стратегию поведения» молодежи по отношению к факторам риска с использованием привития полезных социальных установок. Мы считаем, что обучение жизненным навыкам должно пониматься более широко — не только как освоение конкретных умений и навыков, но как формирование стратегий поведения, в рамках которых отрабатывается связь мотива, установки, навыка как такового, фактора риска, ситуации риска. Поэтому данный учебно-тренинговый курс по формированию здорового и успешного стиля жизни построен на трех главных компонентах:
Схематично последовательность (стратегию) преподнесения информационных блоков учебного курса по профилактике наркомании среди молодежи можно изобразить следующим образом:
Каждый из предложенных информационных блоков может быть развёрнут в виде небольшого одиночного занятия, занятия длительностью в целый день или даже в виде целого курса специальных тренингов. Но, работая в качестве «приезжих» лекторов в учреждениях среднего, высшего или профессионально-технического образования, мы не имели возможности работать с группами молодежи более чем по 2 часа (одна пара) в день, поэтому подготовили учебных курс именно для работы в таких условиях. При этом каждый из пяти информационных блоков дается в виде небольшого отдельного занятия. В случае необходимости, взяв за основу предложенную стратегию, Вы можете расширить каждый блок, увеличив его объем и длительность. Общие правила проведение информирования молодежи по вопросам профилактики наркомании:
Занятие 1: «Наши жизненные цели: что мы хотим достичь в жизни?»Цель: Формирование здоровых жизненных целей и установок на сохранение здоровья.Задачи:
Занятие 2: «Я — лидер!»Цель: формирования общих навыков общения для укрепления чувства уверенности подростка.Задачи:
Занятие 3: «Молодежь и наркотики»Цель: формирование информационной компетентности подростков по вопросам вреда от употребления наркотиков.Задачи:
Занятие 4: «Я могу сказать НЕТ»Цель: Формирование и закрепление навыка принятия решений в сложных жизненных ситуациях.Задачи:
Занятие 5: «Я могу изменить жизнь к лучшему»Цель: Сформировать понимание и навыки организации и проведения профилактической работы по принципу «равного обучения» среди сверстников.Задачи:
|