«СМИ в системе антинароктических практик» Под общей редакцией Е.В. Шмелевой.
19.02.2021
СМИ в системе антинароктических практик
Учебное пособие, Факультет журналистики СПбГУ 2011г.
- Е.В. Шмелева (Глава 1, разделы 1-5, 8, вступление, заключение),
- Д.В. Островский (Глава 1, раздел 6),
- А.Н. Сунами (Глава 1, раздел 7; глава 3, раздел 3),
- К.И. Ксынкин (Глава 2, разделы 1-4; Глава 3, разделы 4-6),
- Т.Ю. Редькина (Глава 2, раздел 5),
- И.А.Пик (Глава 2, раздел 6),
- Д.Д. Илларионова (Глава2, раздел 7),
- Г.В. Зазулин (Глава 2, раздел 8),
- С.А. Глазкова (Глава 3, раздел 1),
- Е.А. Каверина (Глава 3, раздел 2).
Авторы представленных материалов, проводившие обучающий семинар для петербургских журналистов, анализируют роль СМИ и журналистов в системе антинаркотической пропаганды, освещают современные концепции и раскрывают технологии деятельности журналиста при освещении проблем наркозависимости, описывают необходимые компетенции СМИ и журналистов, освещающих проблемы наркотизации, рассматривают трудные вопросы антинаркотичекой политики и раскрывают технологии эффективной деятельности журналиста при участии в государственных профилактических программах.
Рекомендуется журналистам, исследователям в области СМИ, преподавателям, аспирантам и студентам, обучающимся по специальностям «Журналистика», «Реклама» и «Связи с общественностью», а также всем, кого интересует антинаркотическая проблематика в СМИ.
Оглавление
Предисловие
Глава 1. Российская медиаполитика в сфере антинаркотической пропаганды
1.1. Компоненты антинаркотической политики
1.2. Наркопотребители как целевые группы риска
1.3. Факторы вовлечения в наркопотребление
1.4. Стратегии социального контроля в отношении наркопотребителю
1.5. СМИ в системе факторов антинаркотической деятельности
1.6. Охват СМИ целевой аудитории в ходе выполнения профилактических программ
1.7. Трудные вопросы антинаркотической политики
1.8. Принципы оценки эффективности антинаркотической медиаполитики
Контрольные вопросы
Литература
Глава 2. Рекомендации для сотрудников СМИ по освещению вопросов, связанных с антинаркотической тематикой
2.1. Историческая справка
2.2. Наркотики и общественное мнение
2.3. Вовлечение в наркопотребление
2.4. Рекомендации по освещению тем, связанных с рынком незаконного оборота наркотиков
2.5. О «наркотизации» русской речи
2.6. Специфика подачи информации о наркотиках в российских СМИ — противодействие полей «за» и «против»
2.7. Наркомания в зеркале немецкой прессы: национальные аспекты международной проблемы
2.8. Компетенции журналистов, освещающих проблемы наркотизации общества
Контрольные вопросы
Литература
Глава 3. Методы и принципы конструктивной антинаркотической пропаганды
3.1. Социальная реклама в России: проблемы и перспективы
3.2. DRUGая реклама: ответственность за креатив
3.3. Антинаркотическая политика и антинаркотическая пропаганда
3.4. Социальная реклама как средство влияния на общественное сознание и коррекции социального поведения
3.5. Роль и место антинаркотической рекламы в системе социальной рекламы. Зарубежный опыт
3.6. Концепция антинаркотической рекламы Санкт-Петербурга как бренд
Контрольные вопросы
Литература
Заключение
Предисловие
Представленные в учебном пособии материалы — выступления конфликтологов, социологов, философов, филологов, журналистов на обучающих семинарах, организованных СПбГУ для петербургских журналистов в 2010 году. Они ставили перед собой цель повысить уровень антинаркотической пропаганды в петербургской прессе, повысить эффективность журналистских материалов, освещающих проблемы наркозависимости.
Россия давно уже стала очередной страной, в которой разразилась наркоэпидения. Для того, чтобы бороться с ней, нужно понимать ее специфику и место каждого института, специалиста в этой борьбе. Так, например, официальная российская статистика учитывает только людей, зарегистрированных в наркологических учреждениях. Их число составляет в среднем по России триста человек на сто тысяч. Для оценки реальной ситуации существуют поправочные коэффициенты — сегодня общее число наркоманов в России предположительно больше в пять раз. Особенностью российского наркопотребления является то, что 90% зарегистрированных наркозависимых употребляет героин, следовательно, смертность среди таких наркоманов крайне высока.
Между тем (во многом благодаря и позиции российских СМИ), в российском обществе сегодня все существует лояльный взгляд на наркоманию, недооценивается вся серьезность ситуации. В связи с этим возникает вопрос о том, как обществу стоит относиться к наркозависимым: как к больным людям, которых надо жалеть и лечить, или как к преступникам, которых надо наказывать? «Наркоман ведет паразитический образ жизни. Он умеет убедить любого, что ему нужны деньги. При этом с целью вовлечения других в употребление приводит доводы только «за». У таких людей уже изменена психика» — считает К.И. Ксынкин. В своем выступлении «Рекомендации для сотрудников СМИ по освещению вопросов, связанных с антинаркотической тематикой» он вывел следующие правила работы журналистов российских медиа:
- необходимо рассматривать вопрос наркопотребления как вопрос отношения к жизни и жизненным ценностям в целом — данную тему нельзя освещать только с позиции медицины;
- журналист должен быть достаточно компетентным и взвешенно подходить к освещению этой темы (чтобы, например, его тексты не вызвали интереса у детей);
- журналист обязан ориентироваться в действующем антинаркотическом законодательстве, знать базовые установки «философии противодействия наркопотреблению»;
- журналист должен правильно оценивать и формировать общественное мнение.
Журналисту необходимо также всегда помнить о том, что в борьбе с наркопотреблением не может быть абсолютной победы. Наркомания будет всегда, поэтому профилактику нужно вести постоянно. Мировая история знакома с проблемами массового наркопотребления еще с древнейших времен и каждая эпоха пыталась по-разному бороться с этой зависимостью или игнорировать ее. В России во времена Михаила Горбачева легализовали употребление наркотиков. Из-за этого в 3,5 раза выросло количество состоящих на учете в наркодиспансерах, при этом среди молодежи — в 3 раза. Смертность в этот период увеличилась в 10 раз.
Таким образом, антинаркотическая политика представляет для журналистов сегодня совокупность трудноразрешимых вопросов. И самым главным остается вопрос о том, какую же конкретную пользу могут принести СМИ своей работой.
Выпуская первое методическое пособие для редакций СМИ, журналистов мы надеемся, что факультет журналистики в дальнейшем станет удобной дискуссионной площадкой для представителей органов власти и правоохранительных структур, органов здравоохранения, общественных организаций и СМИ по данной тематике. Только совместными усилиями можно выработать целостную систему профилактики распространения наркомании в российском обществе и определить роль СМИ в этой работе.
Кандидат социологических наук, доцент СПбГУ
Е.В. Шмелева