Автор: Наталья Ефимовна Маркова markowa@rambler.ru эксперт в области изучения воздействия на детей и подростков средств массовой информации
«Избегайте заголовков, содержащих в себе отрицание» К. Бове, У. Аренс. Современная реклама. с. 433. 1995
Известно, что Россия проиграла холодную войну, которая велась противником при помощи новейших средств пропаганды. Сегодня, благодаря невежеству и коррупции, мы бездарно проигрываем еще одну информационную войну — войну с наркомафией. Исходя из содержания профилактических буклетов, журналов и программ, можно заключить, что любые сообщения о наркотиках автоматически производят дезинфицирующее действие наподобие керосина. Простительно если бы такую степень понимания выказывали рядовые граждане. Убийственно, когда такая «профилактика» исходит из недр Министерства образования или поощряется высокими чинами ФСКН, призванными защитить страну от наркомании. Представим себе профилактические кампании «Нет водке!», «Спорт против спирта!», «Ученые против самогонки!», «Твой выбор: Белая горячка или диплом инженера?». Конкурс рисунка «Дети против пьянства!»: школьники рисуют зеленого змия, черепа на этикетках бутылей, зеленых чертей, оседлавших горлышко. А как вам вот это: «Театр оперы и балета им. Умирающего лебедя — против контрфактной продукции!», — каков профилактический эффект?! Нелепость? На запрос «Нет наркотикам!» в поисковой системе Интернета выходит 1175368 (более миллиона!) документов. Количество упоминаний лозунга зашкаливает и конкурирует с приснопамятным «Слава КПСС!». На протяжении последнего десятилетия при поддержке местных Администраций с самыми благими намерениями проводятся акции «Нет наркотикам!», «Твой выбор», «Рок против наркотиков». Благодаря этим слоганам — автопробег, соревнование по карате, конкурс детского рисунка, праздничные гуляния, рок-концерты — все в сознании детей и подростков связывается с наркотиками. Наркотики приобретают будничный вид, становятся фактом повседневности, вызывают не страх, а притяжение, любопытство, смех. На этих мероприятиях рок-музыканты исполняют профилактические шедевры:
«Девочка наркоты наелась, Головка у ней разболелась».
Устроители готовят театрализованные представления и поэтические конкурсы, где поэты зачитывают произведения на тему «Нет наркотикам!», а киномеханики крутят профилактическое кино, демонстрирующее пагубность разнообразных способов потребления. Идеи профилактики дискредитированы. Официоз выставляется смехотворным, взрослые, участвующие в подобной акции — глупыми. Героями становятся наркотики. В народе появились анекдоты, точно отражающие суть явления:
«Скажи нет наркотикам!». Наркотикам? Не — е — е — т!»; «Рок против наркотиков»? Это все равно, что пчелы против меда!».
Все это время не меняются лозунги «Нет наркотикам!» и «Рок (спорт) против наркотиков» в кампаниях псевдопрофилактики. Это — одна из тактик, используемых для манипулятивной рекламы. Профессионалам хорошо известно, что по законам психологии потребитель не воспринимает отрицание в лозунге, в сознании четко отпечатывается слово «наркотики». Подобные акции несут функцию постоянного напоминания о товаре. Другой способ латентной пропаганды на средства государства — внедрение псевдопрофилактических программ, построенных на принципе «твой выбор». Созданные по западным образцам они распространяются от имени Министерства образования и уничтожают антинаркотические установки, порождая, так называемый, когнитивный диссонанс. Равноценными представлены жизнь и смерть, потребление и отказ от наркотиков. «Если взрослые разрешают делать выбор — значит наркотики не являются злом?», — думает подросток. Школы в российской глубинке завалены плакатами, буклетами, закладками с манипулятивным лозунгом-слоганом «твой выбор». Своими руками их распространяют обманутые российские педагоги. Ежегодные конкурсы на «лучшую профилактическую программу», порождают тысячи компиляций, столь же разрушительных для детского сознания. Педагогов поощряют местные Комитеты по образованию. У детей, «охваченных» подобной профилактикой, разрушаются антинаркотические установки, сознание подготовлено к положительному восприятию наркотиков. Из номера в номер многотиражные газеты и журналы печатают комиксы, рассказы и анекдоты о наркотиках и наркоманах:
Идет зачет по произведению Л. Толстого «Анна Каренина». Студент долго и нудно рассказывает о жизни Вронского Преподаватель устал слушать: — О герое романа вы рассказали достаточно. Теперь расскажите о героине. Студент оживляется: — Героин — очень мощная штука! А вы с какой целью интересуетесь?.. «Комсомольская правда», 2005
Знаете ли вы, что слово аэроплан произошло от греческого существительного «аэро» — воздух и узбекского глагола «план» — улетать. «Комсомольская правда», №34-n, 2006, ( тираж газеты — 234840).
Постоянное звучание темы в смеховом контексте делает её восприятие обыденным, вводит в обиход, сглаживает трагизм и страдания, стоящие за этим понятием, сеет всеобщее равнодушие. Существуют внушительные списки фильмов, пропагандирующих наркотики. Вообще в современном кино не редки фильмы, действие которых разворачивается вокруг какого-либо товара. Скрытая, а то и неприкрытая реклама — заурядное явление. Известно, что любимый многими фильм «Мужчина и женщина» К. Лелюша, был снят на деньги компании Форд, автомобиль которой постоянно фигурировал на экране. Сильвестр Сталлоне рекламировал сигареты марки «Браун энд Уильямсон тобакко» в пяти картинах, в том числе в «Рэмбо» и «Рокки-4″*. Даже среди кинематографических произведений, награжденных престижными международными наградами, есть фильмы, рекламирующие наркопотребление. Сегодня эти фильмы регулярно показывают по телевидению, свободно продают в магазинах, прокатывают в пустующих залах. Реклама наркотиков в кино строится по всем правилам рекламы и маркетинга, основана на законах социальной психологии, использует все известные художественные средства и неразличимо сливается с сюжетом фильма. Для создания такого монстра привлекаются известные актеры, талантливые режиссеры и операторы. Мастерство, используемое для promotion товара, создает качественный художественный продукт, позволяющий распространять миф, о якобы, невозможности отличить «настоящее» искусство, раскрывающее социально значимую тему, от скрытой рекламы. Происходит спекуляция понятиями «свобода искусства», «свобода слова», «цензура». Это ограждает наглую пропаганду от закона, суда и следствия, заранее присваивая ей титул «высокого искусства». Предполагается, что в стране с населением в 144 млн. человек не найдется специалистов, способных отличить рекламу и пропаганду наркотиков от художественного произведения. Между тем, еще в 1988 году, в Нью-Йорке на Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, проведенной ООН, была принята Декларация, где специалисты из более сорока стран (включая Россию) обозначили основные приемы пропаганды наркотиков в СМИ. Кратко изложим их:
- Применение неточной терминологии («легкие» и «тяжелые» наркотики).
- Выступления за легализацию, распространение идеологии легализации.
- Информация об уличной стоимости конфискованных партий товара.
- Восхваление наркомании в песнях, кинофильмах и др. коммерческих произведениях.
- Сообщение об огромных прибылях, полученных от торговли.
- Сообщения о потреблении людьми, добившимися успеха в обществе.
Сюда следует добавить предметы, физиологически обусловленные для наркомана наркопотреблением и вызывающие тягу: шприц, вид исколотых вен, способы приготовления и потребления наркотических средств, ломка. В рамках исследования «Фильмы о наркотиках и наркоманах» (ИСЭПН РАН, 2004) были выявлены характерные модели поведения и приемы воздействий, моделирующих поведение потребителя наркотиков. Социально-культурный анализ является одной из составляющих комплексной экспертизы, в основе которой рекламно-маркетинговые характеристики текста и его социально-психологическое воздействие. Следует отметить, что исследованные фильмы имеют престижные международные награды, являются профессиональными и высокохудожественными произведениями и насчитывают тонны хвалебных отзывов в прессе, что нисколько не мешает им содержать социально-психологические матрицы, моделирующие поведение потребителя наркотиков (как реклама автомобиля не помешала фильму К. Лелюша стать художественным событием). В яркой художественной форме, часто в момент катарсиса, в сознании будущего потребителя происходит позиционирование товара, как средства необходимого для удовлетворения насущной нужды (потребности). Прием наркотиков всегда связан с одной из потребностей, четко обозначенных драматургией фильма. Наркоманка («На игле») испытывает страдания, переживая смерть ребенка и просит сделать ей укол героина (позиционирование героина как средства от муки, боли, страдания). Следователь-интеллектуал («Из ада»), потерявший семью, употребляет опиум (позиционирование: средство от депрессии) и в состоянии наркотического сна провидит будущее (позиционирование: средство самоактуализации). В любовной сцене молодой человек предлагает девушке («Траффик») употребить кокаин в момент достижения оргазма (позиционирование: средство усиления сексуального наслаждения). Молодой продавец из фильма «В отрыв» страдает импотенцией и только после употребления наркотика в постельной сцене ему удается совершить половой акт, обрести любовь и излечиться (позиционирование: средство самоактуализации, средство достижения любви, средство безопасности). Часто потребление товара происходит в сексуальных сценах и обусловливается половой стимуляцией, что оказывает физиологическое воздействие на зрителя. Образ наркотика, связанный с сексуальными переживаниями, становится необыкновенно приятным, притягательным. Это — старый прием рекламной манипуляции. Как правило, подобные фильмы кинокритики причисляют к «социальному» кино. Наряду с достоверно показанными «язвами» современного мира — однообразной изматывающей работой, тупыми обывателями, пороками властей, герой обязательно демонстрирует асоциальные и преступные модели поведения, которые всегда получают положительное подкрепление. Герой фильма «На игле», вместе с товарищами удачно совершает незаконную сделку (продажу кокаина) и получает крупную сумму. Незаконное, преступное поведение положительно подкреплено деньгами. Он же дочиста грабит подельников и бежит, заперев их в гостиничном номере. И здесь, преступное и аморальное поведение подкреплено крупной денежной суммой. Репортер-наркоман из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» поселяется в гостинице, учиняет разгром в номере и не заплатив, уезжает. Его адвокат — накачивает наркотиками несовершеннолетнюю девушку, насилует ее, а затем безнаказанно избавляется от жертвы, оставив ее в гостинице. Зато полицейские, в фильмах-пропагандистах, как правило, выглядят полными идиотами («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»). Некоторые из них не прочь и сами побаловаться наркотиками. («Укуренные»). Другой характерный штамп — образ наркодиллера, обусловленный половой стимуляцией. Наркодиллер (барыга) в фильмах-пропагандистах чаще всего половой гигант, всемогущий властелин («Экстази», «Траффик»). Он обладатель денег (денежные купюры в руках), наркотиков, девушек, которые отдаются ему из-за денег или наркотиков. Иногда фигурирует другой тип барыги — интеллектуала, имеющего высокий социальный статус («Кэнди»). Для обусловливания может использоваться гомосексуальная половая стимуляция. Как видим, одновременно с пропагандой наркотиков происходит пропаганда смежных профессий (наркодиллер, проститутка). Недавно в Петербурге проходил фестиваль социального кино «Время жить», где мне довелось участвовать в качестве члена жюри и эксперта. Попечителями фестиваля стали руководители комитетов Совета Федераций, Государственной Думы, руководитель департамента ФСКН, директор попечительского совета ГУИН, представитель администрации Петербурга. Предполагалось, что с целью профилактики наркомании и ВИЧ\СПИДа фильмы-номинанты будут демонстрировать в 700 исправительных учреждениях и 60 воспитательных колониях по 30 регионам страны. Для меня до сих пор остается загадкой: А) почему ответственные государственные люди так уверовали в профилактическое действие фильмов, которые никто из них не видел? Б) Почему фильмы отбирались «специалистами», полагающими, что любое упоминание о наркотиках является профилактикой?
* Л.Н. Федотова «Анализ содержания — социологический метод изучения СМК», М., 2001, с. 111
Из «Выводов и рекомендаций эксперта»
Подавляющее большинство документальных, художественных и короткометражных фильмов (16) транслировали тяжелые для восприятия, подчас беспросветные картины жизни, не позволявшие предполагать каких-либо положительных изменений в судьбах героев. Экран фиксировал внимание на боли, страданиях, смерти, состоянии алкогольного и наркотического опьянения, ломках наркоманов, рассказах о страшных преступлениях и зверствах. При этом профессиональный уровень большинства как художественных, так и документальных кинолент не был высок. Общее впечатление от фильмов складывалось сумрачное, депрессивное; некоторые из них смотреть было невозможно и зрители уходили из зала. Из 20 конкурсных фильмов наибольшее число (6) были посвящены теме наркомании и содержали положительно подкрепленные или нейтральные модели поведения потребителя наркотиков и физиологически воздействующие, обусловленные наркопотреблением стимулы (шприцы, ломка, наркотик), вызывающие тягу к потреблению у наркозависимых… В «Небоскребе» персонаж, делал инъекцию героина, восстанавливаясь в статусе «супергероя» (позиционирование наркотика как средства самоактуализации). Супружеская пара из фильма «Взлеты и падения», в наркотическом трансе воспаряла над землей, а при обретении ясного сознания, тяжело падала на землю (позиционирование наркотиков как средства получения легкости, удовольствия). В комедии «Адам и Поль» в поисках наркотика наркоманы-неудачники постоянно попадали в разные передряги. Беднягам приходилось нелегко. Чудесным образом им удалось обрести и употребить героин. Перед ними открылся сияющий свет, несчастья улетучились, проблемы исчезли (позиционирование: наркотики как средство от горя, несчастий, депрессии). В фильме «Город без солнца» присутствовали положительно подкрепленные модели поведения потребителя наркотиков и физиологически воздействующие, обусловленные наркопотреблением стимулы (шприцы, жгут, ломка, наркотик). Наркотики здесь позиционировались как средство от горя, несчастья, депрессии. Не случайно руководитель одного из Петербургских реабилитационных центров не разрешил своим подопечным просмотр этого фильма. Явление «тяги» хорошо известно тем, кто занимается лечением наркозависимых. К сожалению, о нем не подозревают люди, которые берутся создавать «профилактическое» кино. Ломки наркоманов, показанные на экране, провоцируют у потребителей наркотиков тягу. Так, во время фестивального просмотра, характерно-неряшливо одетые группы зрителей массово покидали зал, чтобы удовлетворить возникшую потребность. Напомню, что фильмы намеревались демонстрировать в исправительных колониях. Трудно себе представить отрицательный эффект от такой целенаправленной пропаганды в тюрьме. СМИ переполнены сообщениями о происшествиях в колониях.
Из выводов и рекомендаций эксперта:
«Специфика данных учреждений (тюрем) создает социальную атмосферу, связанную с действием законов групповой психологии. Происходит огруппление мышления, деиндивидуализация. Под влиянием стимулирующей информации одни и те же чувства могут охватывать большие группы людей, что влечет за собой стихийные проявления деструктивного характера: эпидемическое распространение наркомании, массовые самоубийства, драки, бунты. В этой связи абсолютно недопустимо производить в тюрьмах показ кинопродукции, содержащей сцены наркопотребления, драк, убийств и каких-либо других действий, стимулирующих и провоцирующих их повторение…» Между тем, в 2005 году «Город без солнца» уже демонстрировался в женской колонии №22 под Красноярском для «профилактики». Третья часть заключенных здесь женщин отбывают срок за сбыт и распространение наркотиков, некоторые из них наркозависимы. Можно представить, что происходило со зрительницами на этом принудительном просмотре.
Из Интернет-сети:
Красноярск. Кино, как средство перевоспитания. Режиссеры и продюсеры международного кинофестиваля «Сталкер» показали заключенным женской колонии №22 фильм «Город без солнца»… В женской колонии подобные кинопоказы проходят впервые. Почти третья часть заключенных, которые попали сюда, занимались сбытом и распространением наркотиков. Нижний Новгород. Фильм «Город без солнца» покажут в День борьбы против СПИДа, 1 декабря в нижегородском киноцентре «Рекорд». Перед просмотром фильма зрителям предложат откровенно поговорить о причинах распространения наркотиков в России(!) Краснодар. Фильм «Город без солнца» с Сергеем Безруковым в главной роли будут демонстрировать краснодарским школьникам в рамках профилактики подростковой наркомании. Решение использовать киноленту в этих целях было принято Межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту совместно с городским управлением образования. Елабуга. «Опасное легкомыслие». Под таким названием проходит в кинотеатре «Иллюзион» тематический показ научно-популярных фильмов по профилактике СПИДа и венерических заболеваний. А основой показа стала премьера художественного фильма «Город без солнца», повествующего не только о такой проблеме, как СПИД, но и о наркотиках. Этот же фильм для «профилактики наркомании, СПИДа и венерических болезней» (!) показывали школьникам и студентам в ряде городов России. Фильм рекомендовали местные органы образования и служба по контролю за наркотиками, не имеющие представления о латентных информационных воздействиях. Средства на производство «социального кино» были отпущены Федеральным агентством по кинематографии. Теперь о главном. Почему стало возможным производство такого кинопродукта? Для того чтобы создать фильм необходимы большие деньги. Федеральное агентство финансирует только 60 % его стоимости. Оставшаяся часть — вложение любых (!) заинтересованных лиц. В результате — идеология фильма и его воздействие могут определяться кем угодно, в том числе и мировой наркомафией. При этом большая часть денег вложенных в пропаганду наркотиков — является государственными средствами ! Принудительная демонстрация подобных «профилактических» фильмов в школах сопровождается возмущением родителей и скандалами в прессе. Складывается парадоксальная ситуация: государственные органы, не имеют соответствующих специалистов, но широко рекомендуют опасный информационный продукт, распространяющий наркоманию. Необходимо создать механизмы защиты от «керосиновой профилактики». Профилактическая информация должна проходить жесткий контроль ответственных общественных и государственных органов.
|