Медиация как основа первичной профилактики
12.07.2022
ПОНЯТИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) сами разрешают конфликт.
Восстановительная медиация — это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.
Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ — добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
— информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
— нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
— конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть из‑ менены.
— ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
— заглаживание вреда обидчиком
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
— самостоятельность служб примирения
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ МЕДИАЦИИ
Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации. Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации. Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на нала‑ живание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
Программы восстановительной медиации могут осуществляться в службах примирения. Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными.
Деятельность служб примирения должна получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается. Службы примирения могут создаваться как по ведомственному принципу (в системе образования, молодежной политики, социальной защиты, судебных, правоохранительных органов и пр.), так и носить межведомственный, надведомственный (службы при муниципалитетах, КДНиЗП и пр.) или территориальный характер. Медиаторы, руководители служб и кураторы должны пройти специальную подготовку. Служба примирения использует разные программы: медиацию, круги сообществ, школьную конференцию, а также может разрабатывать свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации. Служба примирения ведет мониторинг и собирает статистику по поступившим запросам и проведенным медиациям. Службы примирения должны обладать достаточной самостоятельностью при исполнении своих функций.
ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов — в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор. В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения. Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.
Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора — организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях. Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее. Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора. Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.
Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов‑школьников на их участие в работе службы примирения. Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы. Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации. По аналогии службы примирения могут создаваться в общежитиях, спецшколах и так далее.
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИАТОРОВ, ТРЕНЕРОВ И КУРАТОРОВ.
Медиатор не обязательно должен иметь специальное образование (педагога, психолога и тп.), но обязательно должен пройти подготовку в качестве медиатора.
Основные этапы подготовки взрослых медиаторов должны включать в себя:
1. Теоретическое обучение медиации, включая специфику восстановительной медиации и знание настоящих стандартов.
2. Прохождение тренингового курса по освоению основных навыков медиации;
3. Самостоятельное проведение серии медиаций и последующую супервизию с более опытными медиаторами или в кругу других медиаторов, а также написание отчетов по проведенным медиациям.
Формы подготовки медиаторов службы медиации могут разрабатывать самостоятельно. Медиатор должен знать специфику работы с обидчиками и пострадавшими в той области, в которой он работает. Тренер по медиации должен быть практикующим медиатором Куратор службы должен пройти обучение в качестве медиатора.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Необходимо стремиться к организации и развитию сообществ восстановительной медиации. Продвижение восстановительной медиации способствует расширению возможностей использования восстановительного способа реагирования на конфликтные и криминальные ситуации и тем самым содействует укреплению позитивных социальных связей в обществе.
Для продвижения стандартов восстановительной медиации рекомендуется:
1. Распространять информацию о целях и задачах восстановительной медиации, положительных ее аспектах, процедурах и результатах среди всех заинтересованных лиц.
2. Развивать методическую и нормативно-правовую базу.
3. Организовать обучение ведущих и координаторов программ восстановительной медиации.
Необходимо стремиться к внедрению восстановительной медиации в деятельность различных ведомств, в различные сферы общественной жизни. Развитие восстановительной медиации в образовательной среде согласно Концепции включает следующие основные принципы:
1. Комплексность Согласованное взаимодействие:
• на межведомственном уровне
— органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы восстановительной медиации в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, социальной защиты населения, правоохранительные органы, юстиции и др.);
• на профессиональном уровне
— специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты восстановительной медиации (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних, судьи);
• в системе образования
— органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.
2. Дифференцированность
Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов восстановительной медиации с учетом:
во‑первых, возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет), младшего школьного возраста (7–10 лет), среднего школьного возраста (11–14 лет), старшего подросткового возраста (15–16 лет), юношеского возраста (17–18 лет) и молодежи (от 18 лет);
во‑вторых, степени вовлечения в конфликты, в том числе в конфликты с законом.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров на пути к противоправной деятельности, нанесения обиды или ущерба другой стороне, а в случае попадания в конфликтную ситуацию служит основанием для участия в процессах восстановительной медиации.
4. Многоаспектность
Сочетание различных направлений деятельности восстановительной медиации. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
• социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор образа жизни, ориентированный на разрешение конфликта и примирение сторон, дающее больше возможности для социализации участников обеих сторон, а также развитие социальной активности сообщества, участвующего в разрешении конфликта;
• психологический аспект, направленный на формирование позитивно-когнитивных оценок, понимания и принятия ситуации противоположной стороны, развитие личностного потенциала, быть способным сделать позитивный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию когда обидчик, нанесший ущерб может быть понят и прощён;
• образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, правовых и морально-этических последствиях конфликтов и преимуществах их разрешения. Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных взаимодействий при реализации программ восстановительной медиации:
• социально-средовое воздействие, направленное на снижение конфликтности среди детей и подростков и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры — школьных служб примирения;
• воздействие на “саморазрушающее” поведение детей и подростков, вовлеченных в конфликтную (криминальную), а также на другие отклоняющиеся (“девиантные”) формы поведения детей группы риска;
• воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами восстановительной медиации.
5. Последовательность (этапность)
Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:
• разделены на общие стратегические и частные (этапные), т. е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;
• на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием;
• для обеспечения последовательности или “алгоритма” шагов в реализации системного развития восстановительной медиации в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов конфликтности образовательной среды, но и на формирование структур восстановительной медиации.
6. Легитимность
Легитимность предусматривает необходимую правовую базу деятельности в области восстановительной медиации. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься восстановительной медиацией. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы восстановительной медиации предусматривают:
• действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих примирительные процедуры;
• действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти примирительные процедуры. При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления восстановительной медиации не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих примирительные процедуры, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Это ставит перед участниками восстановительной медиации специфические задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепции активной, системной восстановительных программ; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении примирительных процедур, организации выявления конфликтов, осуществление примирительных программ, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов — с другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в программах вос‑ становительной медиации. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях участия его в программах восстановительной медиации, влекущих принуждение и ограничение его прав.
Цели Концепции развития Восстановительной медиации в образовательной среде
• развитие и распространение восстановительного подхода к конфликтам и криминальным ситуациям;
• развитие и закрепление, как культурной традиции, способность людей к взаимопониманию;
• развитие в образовательной среде восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения;
• трансляция цивилизованных норм взаимоотношений между детьми через самих детей;
• снижение уровня конфликтности образовательной среды;
• снижение численности детей и подростков, вовлеченных в межличностные, социальные конфликты, в том числе в конфликты с законом;
• снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей;
• снижение последствий карательной системы разрешения конфликтов.
Основные задачи Концепции развития восстановительной медиации в образовательной среде
• вовлечение в деятельность восстановительной медиации всех без исключения учреждений системы образования;
• ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения и развитие восстановительных практик, таких как медиация, «Круг сообщества», «Школьная восста‑ новительная конференция» в образовательной среде;
• передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка) педагогам, администрации, учащимся и родителям;
• насыщение восстановительными практиками существующих в образовательной среде форм управления и воспитания, налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса;
• улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи установок, направленных на:
— улучшение качества образования за счет снижения уровня конфликтности образовательной среды и изменения ценностных ориентаций учащихся;
— повышение качества психологического здоровья детей и молодежи;
— улучшение криминогенной обстановки в образовательной среде;
— снижение уровня воздействия асоциальных групп;
— возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, имевших конфликт с законом;
— оказание детям и молодежи консультативной, юридической и психологической и социальной помощи;
— осуществление примирительных программ в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;
— создание системы раннего выявления конфликтности детей и молодёжи, на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);
• реализация этапов восстановительной медиации:
— создание организационных структур;
— подготовка: кадров, нормативно-правовой базы, дифференцированных восстановительных программ, программ научных исследований;
— взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.
Концепция развития восстановительной медиации учитывает все многообразие факторов, способствующих разрешению конфликтов, главным образом, личностные особенности детей и подростков, значимых для образовательных учреждений. В процесс реализации Концепции Восстановительной медиации должны включаться при поддержке государства профессиональные сообщества медиаторов таких как Ассоциация восстановительных практик, осуществляющая свою деятельность во многих регионах России. Фактически речь идет не только и не столько о разработке и принятии в качестве отправной точки всех мероприятий Концепции развития восстановительной медиации, но и о создании новой организационной структуры в рамках образовательных учреждений. Прообраз такой структуры может быть смоделирован в виде двух базовых федеральных центров, поддерживаемых Минобразования России — организационно-методического — Ассоциация восстановительных практик и практического — Школьных Служб Примирения (ШСП).
Эти центры должны соответствовать трем основным задачам:
• учебно-методический полигон мероприятий по развитию восстановительной медиации в образовательных учреждениях, включая решение задач примирения;
• действующий в реальной образовательной среде прототип будущих региональных центров восстановительной медиации;
• информационный узел, позволяющий адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития восстановительных практик и эффективности Школьных Служб Примирения.
• Внедрение восстановительной медиации происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать развитие восстановительной медиации наиболее эффективной.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Исходя из нашего опыта создания служб примирения, можно составить некоторый «усредненный» вариант этапов создания службы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП работы начинается с понимания конкретным представителем педагогического коллектива значимость идеи, принятие идеи восстановительной медиации и готового взять на себя ответственность за создание службы в своей школе. Этот человек становится куратором службы, и сначала ему нужно:
1) оценить тип и количество конфликтов — насколько они оправдывают создание в школе именно службы, а не наличие одного взрослого ведущего;
2) оценить, насколько директор поддерживает идею службы, готов ли он отпускать учеников на тренинг, решать другие организационные и финансовые вопросы. Определить людей, от которых зависит типичная для данного учреждения реакция на конфликтные ситуации (администраторы, учителя, лидеры класса) и оценить, будет ли хотя бы часть из них поддерживать Службу;
3) убедиться, готов ли сам куратор в течение достаточно долгого времени (возможно, не один год) кропотливо работать над развитием службы. Если на эти вопросы получены утвердительные ответы, между школой и Центром «СПР» подписывается договор о сотрудничестве, и с куратором, администрацией, а затем и с учениками обсуждается модель будущей Службы, ее миссия, стратегия и проч.
ВТОРОЙ ЭТАП: дальнейшая работа куратора разделяется на два одновременно развиваемых направления.
1. Создание службы: организация подготовки ведущих (центром «СПР» проводятся обучающие тренинги), нахождения помещения для службы, установление расписания работы и т. д. Цель — создание условий для реализации вос‑ становительного подхода.
2. Встраивание службы в структуру школы: нахождение способов получения информации, реагирование администрации в случае примирения сторон, и т. д. Цель — поступление в службу информации о ситуациях.
ТРЕТИЙ ЭТАП: работа с конкретными случаями. По результатам проведенных программ примирения проводится супервизия со стороны опытных ведущих. Составляются бланки заявок, пишутся отчеты по проведенным программам. Налаживается взаимодействие с психологами и социальными педагогами. Завершением этого этапа можно считать успешное разрешение нескольких ситуаций, презентация результата администрации и коллективу школы, признание важности этой деятельности.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: идет накопление и анализ опыта, подводится статистика. Появляется «Положение о службе», в котором закреплены основные моменты работы службы, ее структура для конкретной школы. Организуется Клуб ведущих. На этом этапе расширяются виды деятельности (например, курирование младших — аналог социальной работы), ставится вопрос об устойчивости службы, передаче опыта новым ведущим, презентации проекта для других школ и т. д. Нам кажется, что на этом этапе служба может определить, какие негативные процессы она будет корректировать в первую очередь. Результатом деятельности службы является складывание новой традиции взаимодействия между людьми. Поэто‑ му так необходимо, чтобы восстановительный способ был успешен, получил огласку и был испробован многими учениками. А также, чтобы имеющие высокий статус носители старого административного или криминального способа (если такие есть) не оказывали активного противодействия новому способу. Развитие восстановительной медиации одна из технологий создания эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах.
Она ориентирована на:
• развитие государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка;
• повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий по‑ лучения детьми — жертвами насилия социально-психо‑ логической помощи;
• снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей;
• расширение практики применения технологий восстано‑ вительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка;
• повышение качества социализирующей деятельности в отношении детей находящихся в конфликте с законом;
• расширение спектра мер воспитательного характера.
Реализация Концепции Восстановительной медиации будет способствовать привлечению детей к участию в общественной жизни и воспитанию у детей гражданственности.