ФСКН
26.01.2021
По данным UNODC за 2011 год, Россия находится на втором месте в мире по доле населения, вовлеченной в употребление нелегальных опиатов, а героин является самым распространенным наркотическим препаратом на черном рынке. Весной 2012 г. в УК РФ внесены поправки, ужесточающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров. Утверждены соответствующие размеры для наркотических средств и психотропных веществ, а также для растений. Судебная статистика показывает, что в 2010 году 73% осужденных по статьям, связанным с наркотиками, были осуждены за немедицинское использование или за хранение так называемых «крупных размеров» наркотика (например, не более 2,5 героина, не зависимо от его чистоты — это при том, что в официальных отчетах ФСКН указывается, что содержание чистого героина в оптовых (!!!) партиях изъятых наркотиков не превышает 20%).
По данным ФСКН, более 140 тыс., находятся в тюрьмах в связи с оборотом наркотиков. По статистике Судебного департамента и Росстата в 2010 году в состоянии опьянения наркотического совершено всего 1,5% преступлений (и 28% в состоянии алкогольного опьянения соответственно). Таким образом, большинство лиц осужденных по наркостатьям — наркозависимые граждане и рядовые потребители наркотиков.
Обзор и анализ нормативно-правовых актов ФСКН России следует начать проекта «Критерии оценки объекта сертификации: работы и услуги по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях». Учреждение разработчик проекта ФГБУ «Научно-исследовательский центр Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» и АНО «Институт демографии, миграции и регионального развития» г. Москва 2011 г.
Следует знать, что данный проект не был официально утвержден, однако многие положения этого проекта плавно «перекочевали» в другие документы ФСКН имеющие ключевое значение для наркополитики. Согласно «Критерии оценки объекта сертификации: работы и услуги по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях» условием для включения в программу реабилитации и ресоциализации является «Наличие в анамнезе проходящего реабилитацию лица факта немедицинского употребления наркотиков».
Наряду с прочими условиями согласно проекту «Критерии оценки объекта сертификации…» критические несоответствия является: «Недопущение к участию в социальной реабилитации и ресоциализации религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект, иностранных религиозных организаций и миссионеров, деятельность которых представляет угрозу информационной безопасности Российской Федерации, а также общественных и религиозных объединений, осуществляющих экстремистскую деятельность, создающую реальную угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству».
«Отсутствие физического, психологического или духовного насилия (религиозных и оккультных практик, оказывающих деструктивное воздействие на личность, использо‑ вания методов сайентологии и дианетики)».
«Отсутствие участия реабилитационного сообщества в любых формах пропаганды и реализации стратегий «снижения вреда» (пропаганда наркопотребления под видом выдачи и обмена шприцов, пропаганда метадоновых программ, аутрич-работа по обучению наркоманов «безопасным» способам употребления наркотиков, «адвокация» с целью нарколиберальной обработки общественного мнения и принимающих ответственное решение руководящих работников».
В поведенной «модели социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых» (по опыту Ханты-Мансийского авто‑ номного округа — Югры) говориться о «технологии обеспечения антинаркотической безопасности на региональном и муниципальном уровнях по принципу «слома» наркотизации».
В качестве механизма «слома» ставить задачу по:
1. «общественному и административному прессингу в отношении лиц, эпизодически употребляющих наркотики в целях побуждения к трезвости»,
2. «выявлению и пресечению участия в незаконном обороте наркотиков мелкооптовых и розничных их сбытчиков, одновременно являющимися их незаконными потребителями»,
3. «правовому принуждению к трезвому образу жизни и обязательной реабилитации наркозависимых лиц с антисоциальными тенденциями».
Помимо этого предполагается решать задачу «по духовной ресоциализации и реконструкции лиц, прекративших употребление наркотиков с использованием потенциала душепопечительских реабилитационных центров Русской Православной Церкви». В отношении негосударственных организаций предполагается «обеспечить отбор эффективно работающих центров, государственную поддержку, в том числе информационную, финансовую и другие — через механизмы государственного заказа, предоставление субсидий и грантов, содействие в повышении квалификации кадров». «Центральным механизмом реализации управленческих функций в отношении негосударственных реабилитационных центров может служить их добровольная сертификация. Система добровольной сертификации должна быть разработана независимой и компетентной в вопросах социальной реабилитации и ресоциализации организацией совместно с ФСКН России». «Система добровольной сертификации должна предусматривать механизм, исключающий допуск к реабилитационной деятельности организаций экстремистской направленности, участвующих во внедрении нарколиберальных программ «снижения вреда», связанных с криминалом, а также ориентированных на зарубежные миссионерские центры тоталитарных культов».
Предполагается введение «Социально-платежная карты, выданная проходящему реабилитацию и ресоциализацию, будет информационно-учетным и платежным средством, фиксирующим прохождение его персональной программы. В перспективе возможно предоставление реабилитируемому права выбора организации, в которой он хотел бы проходить лечение, социальную реабилитацию и ресоциализацию, и наделение СПК функциями сертификата для оплаты соот‑ ветствующих услуг». Таким образом, мы видим идеологический документ не двусмысленно показывающий какие организации, по мнению ФСКН, является «хорошими» и могущими рассчитывать на государственную поддержку, а какие реабилитационные центры является «плохими» (Запад, либерализм, оккультизм, «снижение вреда», аутрич-работа, адвокация и т. д.). Практика добровольной сертификации ФСКН
Примером сомнительной практики является религиозные организации, которые занимаются вовлечением людей в религиозную веру, однако утверждающие, что они занимаются реабилитацией наркозависимых. «Православное Братство Святого Духа», в котором цитата: «Условием реабилитации 116 воспитанника является воцерковление его родственников». А в качестве направления реабилитации на первом месте заявлена так называемая: «Духовная реабилитация» (священник, референт-катехизатор).
Священник осуществляет:
1. духовное окормление воспитанников;
2. проводит консультации с матерями-родителями по установленному графику;
3. пробуждает мотивацию к лечению и реабилитации, а также показывает духовный, а не медицинский характер заболевания наркомании и пробудить у него желание покаяния и духовного исправления;
4. оказывает помощь центру продуктами от прихода.
А распорядок дня реабилитационного центра представляет собой (с официального сайта): 07.00 — подъем, личная гигиена; 07.30 — утреннее молитвенное правило; 08.00 — чтение Святоотеческих преданий; 09.00 — наведение порядка; 10.00 — завтрак; 11.00 — Евангельское чтение; 13.00 — обед; 14.00 — послушания по центру; 17.00 — чтение апостольских посланий; 19.00 — ужин; 20.00 — просмотр православного видео; 21.00 — личное время; 22.00 — вечернее молитвенное правило; 22.30 — вечерний туалет; 23.00 — отбой.
«Послушание по центру» — это эвфемизм означающий работу на подсобном хозяйстве. «Распорядок дня» больше напоминает монастырь или порядок обучения на кафедре теологии, а не распорядок дня организации которая занимается реабилитаций наркозависимых. На официальном сайте «Братства» говорится, что продолжительность реабилитации «не менее 1 года». Стоимость одного месяца «реабилитации» по данным на 2010 год составляла 8 тысяч рублей месяц. Несмотря на это, Реабилитационный центр имеет сертификат соответствия первого уровня № СДС СРСС 0002, (№ 2!) выданный НИИ ФСКН, в котором утверждается, что деятельность, осуществляемая в Спасо-Преображенском реабилитационном центре, соответствует базовым требованиям Системы добровольной сертификации работ и услуг по социальной реабилитации лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях.
Распоряжением правительства от 4 марта 2013 года № 294‑р утверждена государственная программа «Противодействие незаконному обороту наркотиков» 22. Программа рассчитана на 2013–2020 годы.
Документ подготовлен ФСКН России в целях повышения качества и результативности противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, а также осуществления координации антинаркотической деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов. В рамках программы планируется:
— разработать и реализовать государственные меры по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи, в том числе мероприятия по организации перспективной занятости, высококачественного досуга для молодёжи, развитию социальной инфраструктуры;
— создать систему мер воспитательного, образовательного, культурного и физкультурно-спортивного характера, направленных на развитие личности и мотивацию к здоровому образу жизни;
— разработать и реализовать программу формирования антинаркотической медиасреды;
— провести профилактические мероприятия с группами риска немедицинского потребления наркотиков и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
— создать систему выявления лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях;
— участие ФСКН России в разработке национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации. Общий объём финансирования — 212,16 млрд. рублей. Ожидаемые результаты реализации программы — повышение уровня защищённости граждан, общества и государства от наркоугрозы, повышение эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации антинаркотической деятельности.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков России представила 24.06.2013 г. проект документа под названием: Государственная межведомственная программа «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Представленный документ содержит 15 глав и имеет объем 37 страниц. Также ФСКН было представлено датируемое 23.07.2013 годом Финансово‑экономическое обоснование Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ», объем которого составляет 44 страницы. Разработчиком и ответственным исполнителем Государственной межведомственной программы является ФСКН России. Соисполнителями Государственной межведомственной программы являются: Минтруд России, Минздрав России, МВД России, ФСИН России, Mинобpнayки России, Минсельхоз России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В пункте 1.1. утверждается что «Государственная межведомственная программа представляет собой документ государственного стратегического планирования, подготовленный во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № Пр‑3132».
В копии данного поручения от 26 ноября 2012 г. за подписью помощника Президента Российской Федерации, начальника управления К. Чуйченко указано, что Президентом Российской Федерации рассмотрены результаты проработки предложений ФСКН России о разработке государственной программы РФ «Лечение, социальная реабилитация и ресоциализация граждан с наркотической, алкогольной и иными видами зависимостями». Глава государства поручил ФСКН России совместно с заинтересованными ведомствами до 30 марта 2013 года разработать проект Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Следует обратить внимание на то, что название программ не совпадает. Президенту докладывали о результатах проработки одной программы, а Президент поручил разработать программу другую. Поручение Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № Пр‑3132.120 Согласно программе предполагается проведение «квалификационного отбора» организаций, предоставляющих услуги по комплексной реабилитации и ресоциализации и создание реестра организаций всех форм собственности. А также создание «надежного механизма государственного финансирования деятельности этих организаций, путем введения специального сертификата на комплексную реабилитацию и ресоциализацию». Сертификат предполагается выдать потребителю наркотиков после подписания соответствующего социального контракта между органом, осуществляющим социальный патронат, самим реабилитируемым и выбранной им организацией, реализующей программу комплексной реабилитации и ресоциализации. То есть государство проведет отбор, создаст единую базу негосударственных реабилитационных центров и посред‑ ством безналичного платежа произведет оплату услуг по реабилитации каждому гражданину России который хочет избавиться от наркотической зависимости.
Любопытным является то, что согласно проекту ФСКН Минздрав России будет исключен из перечня ведомств, которые будут организовывать этот «квалификационный отбор». В пункте 1.3. говорится что: «Государственная межве‑ домственная программа развивает, уточняет и конкретизирует Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690, в части, касающейся развития программ реабилитации, а также социальной и трудовой реинтеграции потребителей наркотических средств и психотропных веществ (наркотики)». Таким образом, мы видим, что в тексте Государственной программы легальные (медицинские) психотропные вещества объединены с нелегальными наркотиками и фактически отождествляются с последними.
Так 8 августа 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 4.02.2013 г. № 78 согласно которому, двадцать сильнодействующих лекарственных средств внезапно стали считаться психотропными веществами: Алпразолам, Барбитал натрия, Бромазепам, Бротизолам, Диазепам, Клоназепам, Лоразепам, Медазепам, Мезокарб, Мепробамат, Мидазолам, Нитразепам, Оксазепам, Темазепам, Тетразепам, Фенобарбитал, Флунитразепам, Флуразепам, Хлордиазепоксид, Эстазолам.
Таким образом, граждане России, которые хранят у себя в домашней аптечке и принимают данные лекарственные средства без назначения врача (т.н. «самолечение») становятся потенциальными кандидатами на участие в программе «Комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Если буквально следовать логике ФСКН, то любой человек допустивший использование наркотического или психотропного вещества без назначения врача (например, пенсионер, купивший в аптеке без рецепта корвалол, в состав которого входит психотропное средство фенобарбитал, и принявший его с целью успокоить нервы) — этот человек согласно определению ФСКН — «наркопотребитель». «Легальная триада» веществ вызывающих зависимость — алкоголь, табак (никотин) и кофеин употребляются в обществе в немедицинских целях и без назначения врача. Врач никому не назначал пить алкоголь или курить сигареты. Люди пьют алкоголь и курят сигареты, делая свой собственный выбор и следуя не медицинским целям, а руководствуясь рекреационными и социальными мотивами. Столь широкое опреде‑ ление: «потребитель наркотических средств и психотропных веществ», приводимое в программе ФСКН, будет приводить к путанице, нарушению прав человека и злоупотреблению, тем самым, создавая предпосылки для усиления коррупции. Следует отметить тот факт, что перечень наркотиче‑ских и психотропных средств с каждым годом расширяется, в него вносятся химические субстанции и растения, которые еще несколько лет назад свободно продавались в аптеках, назначались врачами для лечения различных болезней, использовались в пищу и культивировались на приусадебных хозяйствах.
В качестве примера из российской действительности можно привести лекарственный препарат эфедрин, который еще с советских времен на протяжении нескольких десятилетий активно использовался в медицинской практике. Эфедрин назначали даже детям как средство от насморка, он применялся как лекарство для лечения аллергии, бронхиальной астмы и т. д. Однако теперь эфедрин включен в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В 2011 году ведомство Г.Г. Онищенко внесло в перечень растений, содержащих сильнодействующие наркотические и ядовитые вещества: «Петрушку курчавую» (популярную приправу), «Аир болотный» (лекарственное растение столетиями применяемое в медицине) и «Буниум персидский» (популярную специю, известную также как «Зира»). Остается открытым вопрос нуждаются ли в реабилитации потребители зиры, аира болотного и петрушки курчавой?
В качестве обоснования разработчики программы в пункте 1.5 приводят статистические данные для обоснования необходимости ее внедрения. «По данным проведенного в 2012 годах мониторинга наркоситуации России число лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, оценивается в 8 млн. человек». В утвержденной Правительством РФ государственной программе Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» от 4 марта 2013 г. № 294‑р, которая была представлена ФСКН России, утверждается что: «Общее число лиц, эпизодически и регулярно потребляющих [не медицинские] наркотики, достигает 6% населения (8,5 миллионов человек)». Из выступления председателя директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании Государственного антинаркотического комитета 28 июня 2013 года «О подготовке к реализации государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» следует, что оценочное количество наркопотребителей равно 4,5 миллионам человек, из которых 1,5 млн. человек являются потребителями опиатов и 3 млн. человек потребляют марихуану и синтетические наркотики.
Тремя годами ранее в интервью Российской Газете глава ФСКН России В.П. Иванов утверждал что: «Тех, кто зависит от опиатов,— порядка 2 миллионов, и еще 3 миллиона употребляют марихуану, гашиш и синтетику»,— суммарно 5 миллионов человек. Таким образом, в ФСКН не имеют ясного представления, сколько на самом деле в РФ потребителей наркотиков. Разброс составляет от: плюс 500 тысяч, до минус 4‑х миллионов человек. В пункте 1.6. утверждается: «Незаконное потребление наркотиков является одной из основных причин криминализации российского общества, прежде всего молодежной среды».
Данное утверждение является ошибочным, (причина меняется местами со следствием) как причиной «криминализации российского общества» является не наркотики, а законодательство которое криминализирует то или иное поведение связанное с наркотиками. В пункте 1.6. помимо этого утверждается что: «Потребители наркотиков вносят решающий вклад в эпидемиологическое распространение наркомании, являются основой криминальной дистрибьюторской сети, покупая и продавая до 2 млрд. разовых доз наркотиков в год (по данным ФСКН России)». Однако можно утверждать это чисто теоретические выкладки, основанные не на фактах (проведенных исследованиях), а на допущении. Методология расчета, которой пользуется ФСКН, предельно абсурдна: «В стране порядка 1,5 млн. человек являются потребителями опиатов. Каждый опийный наркоман, а это потребители и героина и ацетилированного опия, ежедневно потребляет в среднем две дозы наркотика на протяжении примерно 300 дней в году. Таким образом, только полтора миллиона упомянутых наших сограждан ежегодно покупают и потребляют миллиард разовых доз наркотиков опийной группы. С учетом того, что практически весь этот контингент — безработные, то на каждую дозу, необходимую для снятия абстинентной крайне болезненной ломки, они зарабатывают путём дистрибуции порядка 5 доз ежедневно. Таким образом, только рядовые опиатные наркоманы осуществляют около 200 миллионов фактов сбыта наркотиков — то есть совершают 200 миллионов наркопреступлений ежегодно. Еще не менее 3 млн. человек в нашей стране потребляют марихуану и син‑ тетические наркотики, поэтому общее количество наркодоз, покупаемых наркоманами разного профиля, достигает в год 2 миллиардов, а общее количество фактов сбыта, то есть, опять же, наркопреступлений — около 400 миллионов». Таким образом, данные ФСКН России о «покупках и продажах до 2 млрд. разовых доз наркотиков в год» носят чисто умозрительный, гипотетический характер. Если бы они были верны, то можно было бы задать представителям ФСКН вопрос об эффективности их деятельности по пресечению незаконного оборота наркотиков — что собственно и является основной задачей этого силового ведомства. Почему ФСКН России не пресекло 400миллионов наркопреступлений совершенных в 2012 году?
По словам главы ФСКН РФ за наркопреступления ежегодно наказывают 300 тысяч человек. А преступлений совершается 400 миллионов! Таким образом, получается, что эффективность работы ФСКН (и МВД) по части пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков равна практически нулю (0,075%)! Вопросы эти разумеется риторические. В пункте 1.11. документа указано: «В настоящее время в Российской Федерации существует порядка 500 центров немедицинской социальной реабилитации и ресоциализации, созданных негосударственными организациями… В этих центрах ежегодно проходят реабилитацию до 20 тысяч наркозависимых». Согласно проекту предполагается пункт 1.12.: «создание необходимых механизмов и условий для увеличения числа реабилитируемых наркопотребителей до 150 тысяч человек ежегодно и повышения эффективности освобождения от зависимости до 30% устойчивой длительной ремиссии». По мнению ФСКН «включение 150 тысяч, прежде всего наиболее криминально активных потребителей наркотиков в долгосрочные программы реабилитации ственного антинаркотического комитета 28 июня 2013 года «О подготовке к реализации государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».
То есть, по мнению ФСКН, «решающим фактором сокращения масштабов незаконного потребления наркотических средств» будет направление 150 тысяч (из 8 миллионов наркопотребителей как утверждалось ранее) что равно 1,875% от всей предполагаемой численности. Изоляция (реа‑билитация) менее 2‑х процентов наркопотребителей никак не скажется на наркоситуации в стране. Следует напомнить прошлое — на пике развития системы лечебно-трудовых профилакториев в СССР было 314 ЛТП (из них 90% — в РСФСР), общее количество мест в которых составляло 273,7 тысячи. В общей сложности через «принудительное лечение и трудовое перевоспитание» прошло более 2 млн. человек. К тому же до 75% лиц, освобожденных из ЛТП, начинали употреблять алкоголь или наркотики в течение первых дней или недель после освобождения. Ужесточение борьбы, рост нетерпимости привело лишь к усилению проблемы.
По данным Госкомстата СССР контингент больных алкоголизмом и наркоманией с 1970 по 1988 годы вырос в три раза; продажа алкоголя в России на душу населения с 1960 по 1980 годы увеличилась в 2,3 раза; заболеваемость алкоголизмом с 1970 по 1990 годы возросла в 1,6 раза; смертность возросла в 1,3 раза. Соответственно увеличилась и преступность, в том числе, особенно, так называемая «пьяная преступность». В 1988 г. совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения 379 тыс. человек или 44,7% всех осужденных. Так как выводы относительно недавнего прошлого не были сделаны, есть риск получить те же результаты, но уже не ЛТП и МВД, а с ФСКН и реабилитационными центрами. В пункте 1.13. утверждается: «Государственная межведомственная программа опирается на успешно реализуемые в отечественной и международной практике подходы в организации системы реабилитации и ресоциализации, которые эффективно работают в США, Швеции, Польше, Израиле и других странах. В материалах 55‑й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, состоявшейся в Вене в 2012 году, представлены компоненты комплексной программы сокращения спроса на наркотики (Резолюция 55/12). В отношении лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, выделяются следующие необходимые этапы работы:
• профилактика,
• ранняя диагностика и вмешательство,
• лечение и обеспечение ухода,
• реабилитация,
• социальная интеграция,
• предоставление дополнительных услуг (включающих помощь в трудоустройстве, получении образования)».
Однако следует отметить, что ни в одной стране мира практика реабилитации и ресоциализации не направлена на «потребителей наркотиков». В материалах 55‑й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам на странице 31 говорится о том, что «наркозависимость представляет собой хроническое, но поддающееся профилактике и лечению многофакторное расстройство здоровья…». В материалах 55‑й сессии Комиссии ООН говорится о лицах, которые больны наркоманией и не слова не говорится о лицах «потребляющих наркотики в немедицинских целях». Таким образом, мы видим грубую фальсификацию документов ООН в интересах разработчиков проекта.
Однако, согласно МКБ — 10 наркотическая зависимость является заболеванием (диагноз устанавливает исключительно врач психиатр-нарколог) и наркомания не тождественна наркопотреблению. «Потребление наркотиков» не диагноз, а описание потенциально проблемного поведения. Потребитель наркотиков — это лицо, допускающее немедицинское (без назначения врача) употребление наркотиков (веществ, химических субстанций синтетического или растительного происхождения входящих в утвержденный список наркотических средств), без вредных последствий для психического и физического здоровья и без формирования симптомов зависимости. «Потребление наркотиков» — не является болезнью в медицинском смысле этого слова, потребитель наркотиков в состоянии самостоятельно отказаться от дальнейшего употребления наркотических средств и от дальнейшего экспериментирования с ПАВ. Наркопотребитель, в отличие от наркозависимого, не нуждается в специфической наркологической помощи или прохождении реабилитации, так как не является пациентом. Отождествлять потребителя наркотиков с наркоманом (наркозависимым) — означает совершать грубую фактическую ошибку. По данным Федерального агентства по наркотикам NIDA в США за 2011 год доля лиц старше 12 лет, допускавших за период жизни употребление нелегальных наркотиков составила 47% (более 100 миллионов человек), 41.9% взрослых и подростков в США имеют опыт употребления марихуаны, 19.9% не предписанных врачом психотропных препаратов, 14.3% употребляли кокаин, 1.6% героин. Более 30 миллионов человек, живущих в США употребляли с не медицинскими целями галлюциногенные наркотики: диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД), псилоцибин и мескалин. Нет никаких оснований полагать, что эти лица (почти половина всего населения США) являются наркозависимыми и нуждающимися в лечении или в прохождении комплексной реабилитации и ресоциализации.
Только у меньшинства наркопотребителей формируется болезненное пристрастие — наркозависимость. В государственной программе Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» от 4 марта 2013 г. № 294‑р указывается, что по состоянию на 1 января 2012 года диагноз «наркомания» поставлен [всего] 457591 лицу. «По оценкам UNODC, примерно у 12 процентов потребителей запрещенных наркотиков — развивается наркотическая зависимость, и они переходят в категорию «проблемных» наркопотребителей. Этот показатель значительно разнится в зависимости от типа наркотиков. Например, согласно данным обследования домохозяйств по вопросам потребления наркотиков и здоровья, проведенного в Соединенных Штатах в 2010 году, наркозависимыми могут считаться 15% потребителей кокаина. Этот показатель увеличивается до 26% для метамфетамина, а для героина составляет более 50%. Для каннабиса данный показатель равен 10 процентам». По этой же причине некорректно говорить о «лечении» или «реабилитации» потребителя наркотиков, так как лечение — это медицинские мероприятия, направленные на исцеление от болезни, а реабилитация — это восстановление утраченных функций после перенесенного расстройства и максимизация здоровья. В пункте 10.2. говорится, что необходим дифференцированный поход к потребителям наркотиков «в зависимости от пола, возраста, формы потребления наркотиков (единичное, неоднократное, в том числе регулярное потребление лицами, у которых сформировалась зависимость от наркотиков), состояния здоровья и других признаков».
То есть авторы проекта считают возможным и необходимым направлять на длительную реабилитацию лиц, которые употребили наркотики один раз в жизни! В пункте 10.3. говорится: «При единичном потреблении наркотиков необходимо устранение психологических, микросоциальных, средовых факторов и условий, способствующих началу и возможному продолжению потребления наркотиков, восстановление социально приемлемого поведения с прекращением потребления наркотиков». Однако совершено не ясно как разработчики проекта собираются достигнуть этой амбициозной цели и причем тут реабилитация особенно в связи с тем, что самым распространенным мотивом первого употребления наркотиков является банальное человеческое любопытство. К тому же согласно научным данным большинство тех, кто пробовал или эпизодически употреблял наркотики, с возрастом отказываются от них без всякого лечения и реабилитации. От трети до половины общего числа знакомых с наркотическими средствами составляют те, чье знакомство с ними ограничено одним двумя случайными эпизодами. По данным опроса свыше семи тысяч представителей учащейся молодежи, проведенного осенью 1997 года в СанктПетербурге, примерно для половины (46,6%) всех имеющих опыт употребления каких-либо наркотических средств, приобщенность к миру наркотиков ограничена единственным эпизодом, то есть не имела никакого продолжения после первой пробы.
Гипотеза о том, что большинство людей однажды попробовав наркотическое средство обречено на неизбежную последующую наркозависимость давно была признана несостоятельной. Однако разработчики проекта об этом вероятно не знают или предпочитают игнорировать факты. В целом методология проекта «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» строится на ошибочном допущении, того что «потребители наркотиков» и «наркозависимые» тождественны друг другу. Согласно проекту предполагается пункт 4.2. «Комплексный подход, предусматривающий: … охват реабилитацией и ресоциализацией всех потребителей наркотиков;». То есть всех 8 миллионов человек, которые, по мнению ФСКН являются наркопотребителями (то есть в том числе и лицами без зависимости). Конечно ФСКН не медицинская организация, а силовая структура. На сайте ФСКН сообщается, что «ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств, противодействия их незаконному обороту». Однако представители данной организации активно высказывают суждения, не относящиеся к их основной деятельности, а относящиеся, например, к сфере медицины и здравоохранения.
Например, в Решении совещания председателя Государственного антинаркотического комитета от 29 марта 2013 года указано: «Сегодня наркозависимость — болезнь «удовольствия», и этим она отличается от других заболеваний. Поэтому далеко не всегда наркопотребители стремятся от нее избавиться. Это приводит к распространению наркоэпидемии по типу социального инфицирования, когда наркозависимый через коммуникативные связи пропагандирует свою поведенческую модель и вовлекает в потребление наркотиков окружающих». Разумеется, подобное «определение» являются научно необоснованным идеологическим штампом, которое не соответствует описанию, приводимому в МКБ — 10 или DSM–IV. Однако путаница в терминах и определениях, их сознательное по сути искажение может привести к неадекватным выводам, оценкам и прогнозам. Можно предположить что подобное «передергивание» по-видимому, сознательно используется представителями данного ведомства для манипуляции статистикой и лоббирования собственных интересов. В главе «Целевые показатели Государственной межведомственной программы» авторы программы предлагают в качестве инструмента мониторинга эффективности использовать показатель 5.1.: «Доля потребителей наркотиков, впервые употребивших наркотики в немедицинских целях, из числа опрошенных в ходе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, в динамике — ежегодное снижение на 1–4 процента».
Учитывая то, что такие исследования ранее не проводились и более того они даже не предусмотрены «Методикой и порядком осуществления мониторинга» — невозможно говорить о расчетном снижении или росте данного показателя. Отсутствие исходных цифр распространенности делает этот критерий оценки неадекватным. В пункте 6.4. утверждается: «Прогнозный ориентировочный объем финансирования мероприятий Государственной межведомственной программы (в ценах соответствующих лет) в 2014–2016 г. составит: общий объем 25.423,3 миллиона рублей. То есть только на начальном этапе потребуется почти 25,5 миллиардов рублей! Следует отметить тот факт, что общая стоимость реализации программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» просто астрономическая и составит: «общий объем — 179 707,9 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета — 132 723,8 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 29 985,6 млн. рублей; за счет внебюджетных источников — 16 998,5 млн. рублей». Для сравнения, общий размер расходов на Государственную межведомственную программу соответствует половине всех изначально заявленных затрат на проведение зимней олимпиады в Сочи в 2014 году.
В пункте 7.1. говорится о «формировании многоканальной системы выявления потребителей наркотиков и их мотивировании к участию в программах комплексной реабилитации и ресоциализации». Это «мотивирование» предполагается осуществлять в том числе: «медицинскими работниками медицинских организаций вне зависимости от организационно-правовой формы в соответствии с законодательством Российской Федерации» (пункт 7.2.). Речь идет, видимо, в том числе и о коммерческих и частных медицинских организациях. Предполагается «внесение информации о потребителе наркотиков в единую информационно-аналитическую систему персонального учёта» (пункт 7.3.). Согласно проекту пункт 7.10.: «С целью повышения эффективности деятельности по выявлению, мотивированию и включению потребителей наркотиков в программы…: — создание информационно-аналитической системы персонального учёта и сопровождения потребителей наркотиков, состоящей из двух баз данных:
1) потребителей наркотиков, совершивших административное правонарушение или преступление;
2) потребителей наркотиков, вовлеченных в программы комплексной реабилитации и ресоциализации».
Таким образом, разработчиками проекта предполагается создание банка персональных данных альтернативного и, по-видимому, параллельного медицинскому (диспансерному) учету (наблюдению). Данная система учета может вступить в противоречие с Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185‑I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В статье 9 «Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи» указано, что «Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечения в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом». А так же ФЗ от № 323 — «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 13 указывает на необходимость соблюдения врачебной тайны.
Предполагаемые действия по реализации ряда положений проекта «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» противоречат Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152‑ФЗ «О персональных данных», так как целью «Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». А также могут подпадать под статью УК РФ № 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни».
Между тем диагноз «наркомания» является основанием для существенного поражения гражданина РФ в правах, включая ограничения возможности заниматься трудовой деятельностью, владеть оружием, управлять автотранспортом, опекать и усыновлять детей. Статья 69 Семейного Кодекса РФ допускает лишение родительских прав лиц с диагнозом «наркомания», а статья 30 Гражданского Кодекса дает основание суду законную возможность «ограничить дееспособность лица, злоупотребляющего наркотическими средствам». Настораживает тот факт, что в проекте «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребите‑лей наркотических средств и психотропных веществ» даже не предусмотрен механизм снятия с персонифицированного учета. То есть авторами разработчиками концепции подразумевается пожизненное поражение в правах любого человека, попавшего в базу данных «информационно-аналитической системы персонального учёта».
В пункте 11.4. указано: «Ресоциализация потребителей наркотиков может считаться завершенной в случае устойчивого, на протяжении не менее двух лет после прекращения потребления наркотиков, восстановления, поддержания и развития социальных отношений, в том числе семейных и трудовых, наличия социально приемлемых источников постоянных доходов, обеспечивающих финансовую независимость». Однако последней части перечня критериев не соответствует почти половина трудоспособного населения Российской Федерации, которые ни разу в своей жизни не употребляли наркотики.
По словам вице-премьера Ольги Голодец 38 миллионов граждан трудоспособного возраста работают в непрозрачных условиях. То есть, по определению ФСКН они не «ресоциализированы». Так как не представляется возможным выносить суждения о «социальной приемлемости» и размере реальных уровнях доходов, их постоянстве, наличию или отсутствию «финансовой независимости» по крайней мере, у 38 миллионов человек — трудоспособных граждан РФ. Более того проект, представленный ФСКН строится на допущении того, что все «потребители наркотиков» по определению десоциализированы. Так согласно описанию, указанному в пункте 11.4. Государственной межведомственной программы, «потребители наркотиков» имеют: Неразвитые социальные отношения, в том числе семейные и трудовые; У них отсутствуют социально приемлемые источники постоянных доходов, обеспечивающие их финансовую независимость. На этом допущении основано намерение «реабилитировать» и «реинтегрировать». Приставка «ре» — означает возврат к исходному состоянию, которое было до употребления. Однако это допущение что все потребители наркотиков по определению десоциализированы является неверным. Нет никаких научных данных подтверждающих это предположение. В Российской Федерации в последние годы подобные исследования, по-видимому, вообще не проводились.
По данным Национального обследования о потреблении наркотиков и здравоохранения в 2011 году в США большинство потребителей запрещенных наркотиков в возрасте 18 лет и старше, которые употребляли нелегальные наркотики хотя бы раз месяц, были трудоустроены. Из 19.9 миллионов человек 13,1 миллиона (65.7%) были трудоустроены на полный или неполный рабочий день 51. А что если гражданин, эпизодически употребляющий наркотики трудоустроен, имеет приемлемые источники постоянных доходов и социально адаптирован? В этом случае можно ожидать возникновение выраженной социальной десоциализации у тех людей, которые будучи социализированы, будут вынуждены проходить не нужную им «реабилитацию» и «ресоциализацию» с возможным отрывом от семьи, учебы и работы, при реализации проек‑ та ФСКН «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».
Согласно пункту 12.4. и 13.1. осуществлять руководство Государственной межведомственной программой будет Государственный антинаркотический комитет. Вызывает сомнение, декларируемое разработчиками «межведомственное взаимодействие», которое в представлении ФСКН может быть сведено к тому, что Минздрав, Минтруд, ФСИН, МВД России, органы исполнительной власти субъектов РФ должны выступить в роли «поставщика» потребителей наркотиков (клиентов) для подконтрольных ФСКН реабилитационных центров.
Проект ФСКН «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» противоречит Национальному стандарту Российской Федерации «Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Более того, разработчики проекта, по-видимому, не знают о существовании Национального стандарта Российской Федерации «Реабилитационные услуги зависимым от наркотических средств…», так как в пункте 12.1. указывают: «В рамках научно-методического обеспечения Националь‑ной системы предусматривается разработка: рекомендаций по разработке в субъектах Российской Федерации стандартов в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков».
В пункте 12.4. также говорится о необходимости «разработки стандартов в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков». Таким образом, проект представленный ФСКН создает предпосылки для невыполнения требований действующего Национального стандарта Российской Федерации и этим способствует разрушению существующей нормативной базы.
Проект, представленный ФСКН, строится на допущении того, что с помощью мер принуждения можно достичь улучшения качества наркологической помощи и снизить спрос на наркотики. Проект, представленный ФСКН предполагает идеологическую монополизацию реабилитационного пространства под эгидой силового ведомства. Проект, представленный ФСКН, означает исключение профессионального научного, медицинского сообщества из дискуссий о реабилитации.
Проект, представленный ФСКН оторван от действительности и носит идеалистический характер. Анализ финансово‑экономического обоснования Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» требует отдельной работы. Однако следует отметить, что разработчики проекта отнюдь не скрывают тот факт, что расчет проводился «аналого-сопоставительным методом исчисления затрат» и «ориентировочно». Средняя расчетная продолжительность реабилитации составляет 9 месяцев. Размер выплат организации за месячное пребывание потребителя наркотиков в реабилитационном центре равен 20 тыс. рублей.
Из них на питание реабилитанта в месяц предусмотрено тратить 6600рублей, на отдых и досуг 70 рублей. Медицинские расходы оценены в 260 рублей. Образование и профессиональная подготовка (с целью ресоциализации) предусмотрена по специальности «Оператор котельной» расчетная стоимость обучения составляет 13 тыс. руб.
Ольга Мишина руководитель Департамента обеспечения межведомственного взаимодействия ФСКН России на заседании Государственного антинаркотического комитета 28 июня 2013 года представила модель Реабилитационного Центра, в котором расчетная продолжительность пребывания гражданина России равна 18 месяцам.
Первый этап реабилитации длится до 6‑го месяца пребывания наркопотребителя в Центре. Второй этап — социальная реабилитация и трудовая интеграция на производстве, который длится с 6‑го по 12‑й месяцы пребывания в Центре.
В качестве места работы (трудовой интеграции) потребителей наркотиков выбран «Совхоз имени Тимирязева» (федеральное государственное унитарное предприятие). Оплата за труд не предусмотрена. Однако следует напомнить, что даже во времена СССР работа в ЛТП оплачивалась в соответствии с трудовым законодательством (с учетом вычета ряда издержек). Таким образом «трудовая интеграция» — это эвфемизм, означающий рабский труд в совхозе без оплаты. Предварительная проработка экономических аспектов создания такого государственного центра комплексной реабилитации и ресоциализации оценена в 430–450 млн. рублей. Также было заявлено что: «Обсуждение проекта с представителями Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» выявило заинтересованность предпринимательского сообщества в его реализации». Что, собственно совсем не удивительно, учитывая предполагаемый масштаб финансовых вливаний и возможность сэкономить на зарплате низведенных до положения крепостных крестьян «потребителей наркотиков».
Таким образом, реализация проекта «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ», не обоснованная этически, научно и юридически, приведет к:
1. Значительным финансовым издержкам.
2. Ошибочному отождествлению потребителей наркотиков с наркозависимыми.
3. Созданию круга «своих» реабилитационных центров.
4. Созданию предпосылок для коррупции.
5. Нарушению неприкосновенности частной жизни.
6. Нарушению врачебной тайны.
7. Дальнейшему снижению мотивации на добровольное обращение в наркологические и реабилитационные учреждения.
8. Расширению практики наркологического учета (наблюдения)
9. Репрессивным мерам по отношению к гражданам.
10. Созданию дополнительного основания для существенного поражения граждан РФ в правах.
11. Расширению круга лиц и организаций, имеющих доступ к персональным данным.
12. Десоциализации потребителей наркотиков.
13. Еще большему недоверию к наркологической службе и реабилитации, и как следствие — снижению выявляемости наркомании.
14. Дискредитации реабилитационных центров и самой идеи «реабилитации» в глазах населения.
Заключение. Проект документа Государственная межведомственная программа «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» по ряду пунктов входит в противоречие с действующим законодательством. Проект необоснованно дорог, содержит грубые фактические и методологические ошибки, противоречит общепризнанным международным стандартам, принципам медицинской этики, деонтологии и доказательности. В проекте заложены значительные коррупционные риски. Ряд центральных положений проекта основаны на произвольных допущениях, неверных толкованиях и подмене понятий.
Проект предполагает более чем семикратное наращивание реабилитационных ресурсов (с исходных 20 до 150 тысяч), без научно-обоснованной оценки потребности в этих ресурсах. Данный проект Государственной межведомственной программы не может быть отредактирован и должен быть подготовлен заново, с участием группы авторитетных экспертов (в первую очередь юристов, врачей, психологов, специалистов по социальной работе и представителей гражданского общества), с последующей экспертизой специалистами ведущих профильных научных институтов.
Рекомендации. Необходимо включение в план мероприятий проведение эпидемиологического мониторингас соответствующим ресурсным обеспечением. В первую очередь следует провести тщательную научно-обоснованную, репрезентативную оценку числа потребителей наркотиков, с разбивкой по видам употребляемых ПАВ, возрастам, полу, занятости, частоте употребления наркотиков. Выделение среди потребителей лиц, которые соответствуют критериям пагубного употребления, и отделения их от лиц, которые соответствуют критериям зависимости от наркотиков. Отсутствие подобных исходных данных не позволяет оценить потребность в реабилитационных ресурсах, а также осуществить планирование ожидаемых показателей. В виду большой социальной значимости проблемы при проведении оценки, помимо экспертных заключений и обсуждения в профессиональных кругах следует привлечь широкий круг заинтересованных лиц и представителей гражданского общества, занимающихся правозащитной деятельностью.