Права пациентов, ищущих профессиональной помощи и реабилитации
06.04.2021
Право на здоровье является одним из основных неотчуждаемых прав человека, закрепленных в ряде международных конвенций, в 41 статье Конституции РФ и законодательстве нашей страны. В 41 статье Конституции РФ прямо указанно: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». В законе № 323‑ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, как обеспечивается право граждан на охрану здоровья, как реализуется право на медицинскую помощь и установлены порядок предоставления медицинской помощи в гарантированном объеме. В статье 4 указаны основные принципы охраны здоровья. Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Статья 5 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «… гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний». Наркологическое заболевание не является исключением и дискриминация, обусловленной наличием у пациента синдрома зависимости недопустима и законодательно запрещена. Статья 6 указывает на безусловный приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуемый путем: «Соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации» и «организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его [пациента] времени».
Статья 10 указывает на доступность и качество медицинской помощи. Понятие «доступность и качество» — расшифровывается как территориальная близость медицинской помощи, наличие необходимого количества медицинских работников, их квалификацию и возможность выбора пациентом медицинской организации и врача. Статья 11 говорит о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи. Статья 13 указывает на соблюдение врачебной тайны. Ста‑ тья 19 постулирует право на медицинскую помощь. Статья 20 указывает на необходимость получения от пациента информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и защищает право пациента на отказ от такового. Медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается: «… в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами». Таким образом, пациенты страдающие зависимостями и не имеющие психотиче‑
ских нарушений должны давать свое добровольное согласие на медицинское вмешательство и имеют законное право на отказ от лечения. Статья 22 гарантирует право пациента получить информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. По закону пациент имеет право непосредственно ознакомиться с медицинской документацией, выписками, эпикризами и т. д.
Согласно Всеобщей декларации прав человека, «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст. 1); «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению» (ст. 5); «Каждый человек имеет право на обеспечение на случай болезни» (ст. 25).
Согласно Всемирной организации здравоохранения у каждого человека есть право на медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в параграфе 17 обязывает государство участника соглашения создавать условия, которые бы: «… обеспечивали равный и своевременный доступ к базовым профилактическим, лечебным и реабилитационным услугам здравоохранения». В преамбуле устава ВОЗ говориться: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения».
Целью лечебной помощи в наркологии является сотрудничество с пациентом в достижении по возможности полной (идеальная цель, наивысший стандарт) или неполной ремиссии (реалистичная цель, возможно промежуточная), повышение качества жизни и достижение максимально возможного уровня физического и психического здоровья. Пациент, обратившийся за помощью, имеет право:
1. На наивысший достижимый уровень здоровья и благополучия.
2. На то, чтобы лечение учитывало его интересы.
3. На то, чтобы лечение базировалось на принципах информированного согласия и правах пациента и человека.
Что касается содержания предоставляемой информации
Чтобы его согласие считалось информированным, сведения должны включать в себя информацию о:
• диагнозе;
• цели предлагаемого лечения;
• его возможных последствиях;
• риске лечебно-диагностического процесса;
• возможных разумных альтернативных методах лечения;
• прогнозе в случае отказа от предлагаемого лечения.
4. На то, чтобы терапия была своевременной и научно-обоснованной.
5. На то, чтобы терапия сопровождалась соблюдением этических и моральных норм, доброжелательностью, гуманным отношением, отказом от принуждения, насилия, наказания, стигматизации, морализаторства, «нулевой толерантности» и способствовала развитию «терапевтического контакта».
Конституция Российской Федерации, статья 21 гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может служить основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
6. На то, чтобы специалисты давали шанс и оказывали помощь пациенту, который сразу не может полностью отказаться от употребления алкоголя или наркотиков.
Лечение и реабилитация должны быть:
Доступными и низкопороговыми.
• Доступность лечения — территориальная доступность.
• Доступное по времени лечение.
• Доступность лечения — отсутствие множества предварительных требований и условий, усложняющих поступление на лечение.
• Доступность лечения — по финансовым условиям (бесплатное, по страховке и т. д.).
• Доступность лечения — анонимное лечение, без постановки на диспансерный или профилактический учет (наблюдение).
Система диспансерного учета (наблюдения) является одним из факторов нарушения прав пациентов, поскольку отталкивает их от обращения за лечением и создает предпосылки для нарушения конфиденциальности.
• В ряде случаев не требовали от пациента немедленного отказа от употребления алкоголя, так как отказ от употребления алкоголя является возможным результатом лечения (его целью).
Качественным.
• Качественное лечение — лечение на основе доказавших свою эффективность и рекомендованных ВОЗ методик.
Приемлемым.
• С культурной и этической точки зрения.
Адекватным.
• С научной и медицинской точки зрения.
Таким образом, с точки зрения Федерального закона № 323‑ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и прав человека, наркотическую (или алкогольную, игровую или табачную) зависимость следует рассматривать как любое другое состояние здоровья, требующее медицинской помощи. Пациент, страдающий от болезненного пристрастия, имеет право на свободу от стигматизации и дискриминации на основании своего диагноза, право на получение медицинской помощи в гарантированном объеме и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.