О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии
22.10.2021
О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации,
законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии
состоявшихся 19 февраля 2009 года
в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации.
Участники парламентских слушаний констатируют следующее.
В последние десятилетия незаконный оборот наркотиков стал для России серьезнейшей государственной проблемой.
Наркотизация населения оказывает мощное негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества и приобрела масштабы, угрожающие здоровью нации, социальной стабильности и безопасности государства.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, за период с 1996 г. по настоящее время уровень немедицинского потребления наркотиков вырос в 20 раз. Число лиц, состоящих под диспансерным наблюдением наркологических учреждений, составляет 538 тысяч человек. По официальным данным, ежегодно в России от приема наркотиков умирают порядка 10 000 человек.
На общем неблагоприятном фоне распространения наркотиков среди населения особенно острой является проблема детской и юношеской наркомании. Наркологическими учреждениями страны зарегистрировано 17 370 детей и 122 175 подростков, страдающих наркологическими расстройствами.
Несмотря на организационные, политико — дипломатические, экономические, медицинские и иные меры, предпринимаемые органами власти всех уровней, наркотизация населения страны имеет тенденцию к росту.
Особую тревогу вызывает значительный рост злоупотребления наркотическими средствами опийной группы. Суммарная доля лиц, употребляющих опиаты, составляет почти 90% от общего количества наркозависимых в России.
Основной причиной интенсивного расширения российского опийного наркорынка является увеличение объемов поступления наркотиков этой группы из Афганистана.
Наркобизнес, связанный с распространением опиатов, является одним из самых прибыльных. Сбыт афганского героина только в России ежегодно приносит наркодельцам около 16 млрд. долларов США.
В современном мире Афганистан является абсолютным лидером по производству наркотиков опийной группы (более 93% мирового уровня).
В Россию через страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан и Казахстан), по некоторым оценкам, может поступать до 35% от общего количества произведенных в Афганистане опиатов.
Стратегия борьбы с незаконным выращиванием опийного мака в мире, принятая десять лет назад на 20-й спецсессии Генассаблеи ООН, привела к противоположным результатам.
С момента введения в Афганистан военного контингента под эгидой ООН, объемы урожая опия увеличились почти в 3 раза, а производство опиатов по сравнению с 2001 г. выросло в 44 раза.
При этом 80% опийного мака выращивается в южных провинциях, граничащих с Пакистаном, в зоне действий войск НАТО против талибов.
Огромные масштабы производства героина и опия в Афганистане, существующая там военно-политическая нестабильность свидетельствуют о неэффективности национальной и международной антинаркотической стратегии в Афганистане, что является следствием недостаточной политической воли и попустительства со стороны представителей высших эшелонов власти этой страны и руководства военного контингента коалиционных сил НАТО в Афганистане.
Наркобизнес в России все отчетливее приобретает транснациональные черты: организованность, создание устойчивых наркотрафиков, налаженный механизм отмывания денег. Все очевиднее проявляется тенденция объединения участников транснационального наркобизнеса: производителей, перевозчиков, и сбытчиков — в единую глобальную сеть. Поэтому основой системы мер борьбы с афганской наркоагрессией должно стать практическое взаимодействие между ОДКБ и НАТО в деле целенаправленного уничтожения посевов опиумного мака и нарколабораторий на территории Афганистана, а также расширение сотрудничества с государствами Центральной Азии, оказание им помощи в противодействии афганскому наркотрафику.
Рост поступления в Россию наркотиков из Афганистана усугубляет проблему наркотизации общества, что становится серьезным фактором ухудшения демографической ситуации и разрушения генофонда нации.
Учитывая масштабы этой трагедии, назрела необходимость в новых подходах к формированию в России государственной антинаркотической политики, ключевым моментом которой должно стать содействие разрешению военно-политической ситуации в Афганистане, породившей масштабный экспорт афганских опиатов в нашу страну.
Заслушав и обсудив выступления по теме парламентских слушаний, участники парламентских слушаний отмечают важность и актуальность обсуждаемых проблем и рекомендуют:
Президенту Российской Федерации:
инициировать проведение под эгидой ООН международной конферен-ции по Афганистану для обсуждения комплексного плана развития этой страны, дать указание подготовить проект такого плана с учетом стратегиче-ских интересов России и предложить его участникам конференции;
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительству Российской Федерации:
- Подготовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, касающиеся внесения изменений:
в Уголовный кодекс Российской Федерации в части выделения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в самостоятельный состав преступления; введения дополнительных квалифицирующих признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающих установление ответственности за совершение деяния в значительных размерах, за сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в исправительном учреждении, учебном заведении, или местах, используемых для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий, за сбыт несовершеннолетним наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов независимо от того, знало ли лицо заведомо о возрасте несовершеннолетнего или нет; усиления ответственности, включая конфискацию имущества, для должностных лиц, использующих свое служебное положение при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; установления уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не выехавших из Российской Федерации в установленный законодательством срок, в случае вынесения в отношении указанной категории граждан решений о депортации или административном выдворении;
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности в виде административного ареста за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в утрате документов, удостоверяющих личность и документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также превышение сроков пребывания на территории Российской Федерации; установления административной ответственности приглашающей стороны за соблюдением режима пребывания на территории страны иностранцев, прибывающих в порядке, требующем получения визы;
в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части допуска к сведениям, составляющим банковскую тайну, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
в законодательство Российской Федерации в части установления обязанности руководителей и иных должностных лиц организаций, специализирующихся на предоставлении различного рода услуг досуга, принимать меры по предупреждению незаконного распространения и потребления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ на подведомственных территориях (помещениях). - Разработать и принять федеральный закон о системе оказания наркологической помощи, реабилитации наркозависимых лиц и профилактики немедицинского потребления наркотиков.
- Поддержать принятие проектов федеральных законов № 155230-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ» и № 155184-5 «О внесении изменений в статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ», внесенных депутатами Государственной Думы.
- Ускорить процесс ратификации Соглашения об условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (2007 год) и Соглашения о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и спецслужб государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (2008 год).
- Провести под эгидой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Международный форум «Мир против наркотиков».
- По линии межпарламентских связей предпринять меры к налаживанию сотрудничества между Организацией Договора о коллективной безопасности и НАТО в сфере борьбы с «афганским наркотрафиком».
- По линии межпарламентских связей обсудить с законодателями Ирана, Пакистана, Индии, Китая, США, Афганистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана вопросы совершенствования законодательства в целях формирования общих принципов антинаркотической политики.
- Включить в План мероприятий Государственной Думы «правительственный час» по вопросу формирования и реализации внешней политики Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе и Афганистане с приглашением Министра иностранных дел Российской Федерации, Директора ФМС России и Руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
Правительству Российской Федерации:
- В сжатые сроки завершить разработку Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы», включая вопросы лечения и реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью, пропаганды здорового образа жизни.
- Рассмотреть вопрос о разработке программ международного сотрудничества с Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан, Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан в сфере контроля за оборотом наркотиков, включающих:
создание системы мониторинга грузо- и пассажиропотоков из Афганистана, первоочередной целью которой должно стать перекрытие каналов поставок наркотиков афганского происхождения на дальних подступах к странам их потребления и транзита;
оказание технической помощи государствам, находящимся на основных транзитных путях переброски наркотиков из Центрально-Азиатского региона в другие государства, а также правовой помощи в разработке необходимого национального законодательства, методических рекомендаций и нормативных актов в целях улучшения международного сотрудничества по противодействию афганской наркоугрозе;
выработку комплекса мер по перекрытию каналов доставки наркотиков из Афганистана по всем направлениям и маршрутам, в том числе по организации и проведению межведомственных и международных операций;
продолжение работы по подготовке и переподготовке кадров правоохранительных органов государств Центрально-Азиатского региона в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. - Рассмотреть вопрос о включении антинаркотической тематики в повестку дня переговоров на различных уровнях с партнерами из государств — участников СНГ.
- Ускорить работу по согласованию и подписанию межправительственных антинаркотических соглашений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, а также между Российской Федерацией и Республикой Туркменистан.
- Рассмотреть вопрос о внесении изменений в соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительствами Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан, направленных на изменение перечня документов, удостоверяющих личность, дающих право пересечения границы, а также усиление контроля за перевозкой грузов автотранспортом через Государственную границу Российской Федерации.
- Настойчиво побуждать западных партнеров к изменению своей антинаркотической стратегии и тактики в Афганистане в пользу принятия решительных мер по пресечению «афганского наркотрафика». Обусловить дальнейшую транспортировку невоенных грузов для США и НАТО через территорию Российской Федерации в Афганистан принятием ими соответствующих официальных документов о переходе к политике искоренения наркобизнеса в этой стране и практических эффективных действий в обеспечение указанных решений.
- Предпринять практические шаги к налаживанию эффективного сотрудничества между ОДКБ и НАТО в целях искоренения наркобизнеса в Афганистане и пресечения «афганского наркотрафика», а также максимально использовать возможности ШОС в противодействии наркоугрозе со стороны Афганистана.
- Подготовить законодательные предложения по внесению изменений:
в таможенное и иное законодательство Российской Федерации в части введения ограничений для ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров без заключения внешнеторгового контракта, обязательного отражения в контрактах или сопроводительных документах к контракту сведений о грузоотправителе и грузополучателе, о местах производства товаров и местах формирования товарных партий;
в статью 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в части возложения на пограничные органы обязанностей по фиксации персональных данных граждан иностранных государств и лиц без гражданства, пересекающих границу Российской Федерации), а также проработать вопрос совершенствования порядка передачи таких сведений в органы ФМС России; - В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации» принять дополнительные меры по усилению охраны Государственной границы Российской Федерации, в числе приоритетов определить обустройство пунктов пропуска через границу, расположенных на российско-казахстанском участке, в том числе оборудованием автоматизированной передачи данных иностранных граждан от органов пограничного контроля ФСБ России в Центральную базу данных учета иностранных граждан (ЦБД УИГ) ФМС России.
- Создать на базе ФСКН России единый межведомственный банк данных лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, сопряженную с Государственной информационной системой миграционного учета (ГИСМУ).
- Совершенствовать систему статистического учета лиц, страдающих наркотической зависимостью и умерших от употребления наркотиков, организовать мониторинг угроз поступления наркотиков на территорию России (с использованием различных источников).
- Совершенствовать систему контроля за оборотом продуктов питания, поставляемых из государств Центральной Азии представителями российского малого бизнеса.
- Определить порядок осуществления контроля за товарами, перемещаемыми жителями приграничных территорий (районов) в местах пересечения границы, предусматривающий информирование таможенных органов о транспортных средствах и товарах, перемещаемыми жителями приграничных территорий (районов).
- Внести изменения в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части введения аналитической диагностики наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов, а также установления диагноза «наркомания» как противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности.
- Создать специализированное высшее учебное заведение по подготовке кадрового состава органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также научно-исследовательский центр для научно-методологического обеспечения деятельности ФСКН и методического сопровождения реализации антинаркотической политики.
- Принять меры по оснащению экспертных подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ современным оборудованием и техникой.
- Принять меры по повышению материально-финансового обеспечения сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
- Обеспечить финансирование мероприятий по разработке и внедрению новых эффективных методов лечения, социально-психологической реабилитации наркозависимых лиц, а также по оснащению наркологических диспансеров, военно-медицинских учреждений Минобороны России и лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы необходимым медицинским оборудованием.
- Рассмотреть вопрос о выделении ФТС России дополнительных штатных единиц для создания и организационно-штатного укрепления специализированных подразделений таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- Обеспечить финансирование и принятие дополнительных мер по организационному обеспечению региональных комплексных программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
- Рекомендации парламентских слушаний рассмотреть на заседаниях антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации.
Предложить антинаркотическим комиссиям в субъектах Российской Федерации в срок до 30 апреля представить в Государственный антинаркотический комитет предложения по реализации Рекомендаций парламентских слушаний. - Рекомендации парламентских слушаний рассмотреть на заседаниях органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность выступления с законодательными инициативами по совершенствованию мер по защите общества от наркоагрессии.
Федеральным органам исполнительной власти:
ФСКН России:
продолжить организацию и проведение международных комплексных оперативно-профилактических операций («Канал» и т.п.);
ускорить внесение на рассмотрение Совета глав правительств государств — участников СНГ проекта соглашения о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
подготовить законодательные предложения по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления порядка направления на медицинское освидетельствование лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения, а также установления ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования;
МВД России:
подготовить законодательные предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» в части установления необходимости дактилоскопирования всех иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения на территории Российской Федерации;
МИД России:
продолжить активные усилия в интересах укрепления международного антинаркотического сотрудничества при ведущей роли Российской Федерации, прежде всего, в целях пресечения наркотической и связанной с нею террористической угроз, исходящих с территории Афганистана;
принять необходимые меры по внесению в повестку дня заседания Совета безопасности ООН в период председательства Российской Федерации вопроса о причинах происхождения и производства опиатов на территории Афганистана и их наркотрафика в Российскую Федерацию;
Минобрнауки России:
изучить возможность включения в государственные образовательные стандарты нового поколения высшего и среднего профессионального образования учебной дисциплины «Профилактика наркомании и других социально значимых заболеваний среди молодёжи» в качестве обязательной для изучения в среднеспециальных и высших учебных заведениях Российской Федерации;
разработать совместно с Минздравсоцразвития России Концепцию профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных и психоактивных веществ в образовательных учреждениях Российской Федерации;
Минздравсоцразвития России:
ускорить доработку и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 1, 44, 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в части совершенствования порядка медицинского освидетельствования и реабилитации больных наркоманией);
подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 56 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях приведения ее в соответствие с действующим законодательством в области охраны здоровья граждан;
в целях раннего выявления потребителей наркотиков, а также профилактики наркомании подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части введения лабораторного исследования, проводимого с целью обнаружения наркотиков в организме человека как основания для правовых последствий и ограничения отдельных прав граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ФСБ России:
принять меры по обеспечению пограничными органами проверки правильности и полноты заполнения иностранными гражданами и лицами без гражданства, пересекающими границу Российской Федерации, миграционных карт, а также соответствия сведений в миграционных картах сведениям в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства, с привлечением к дисциплинарной ответственности руководителей и должностных лиц, ненадлежаще исполняющих соответствующие требования;
ФТС России:
ускорить создание в системе таможенных органов России специализированных структурных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению и пресечению контрабанды наркотиков, непосредственно в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
ФМС России:
проработать вопрос о целесообразности изменения международного соглашения и законодательства Российской Федерации об упрощенной схеме выдачи гражданства Российской Федерации гражданам стран СНГ (для лиц, прибывающих в страны СНГ из других государств);
МИД России, Миздравсоцразвития России, ФСКН России, Роспотребнадзор:
выработать научно обоснованную консолидированную позицию по отношению Российской Федерации к опиоидной заместительной терапии для дальнейшего ее представления в работе международных организаций, межгосударственных форумов, объединений.
Средствам массовой информации:
целенаправленно и последовательно публиковать материалы, создавать теле- и радиопрограммы, направленные на отказ от потребления алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ и пропагандирующие здоровый образ жизни.
Комитета по безопасности
В.А. Васильев