Заведующему отделом безопасности администрации города Ставрополя Федько И.Ю.
Уважаемый Игорь Юрьевич!
В соответствии с Вашим обращением проведена ЭКСПЕРТИЗА проекта Ставропольской городской целевой комплексной программы «НЕзависимость» на 2007 — 2009 годы (паспорт программы и перечень мероприятий получены нами 15 августа 2006 года) и ниже следующий текст является нашим официальным заключением о ее соответствии действующим антинаркотическим программам в субъектах и крупных городах Российской Федерации. Сам факт разработки данного проекта программы и организации Вами его внешней экспертной оценки характеризует самым положительным образом подход администрации Ставрополя к защите своей молодежи от наркотиков. Сегодня целевое и комплексное планирование борьбы с наркоугрозой в крупных городах России выходит на новый этап и фактически становиться неотъемлемым элементом стратегического плана социально-экономического развития регионов. Мы убедились, что в тех городах России, где в администрациях понимают, что бороться с наркотиками необходимо с помощью профессионального антинаркотического управления из одного центра и путем использования программно-целевого планирования антинаркотической деятельности население и власть начинают действовать солидарно, добиваясь в рамках своих административно-территориальных образований минимизации наркоугрозы. Поэтому мы рекомендуем рассматривать данную Программу как необходимый инструмент целевого воздействия на наркоситуацию позволяющий администрации постепенно сократить количество активных наркоманов и уменьшить наркопреступность на территории города Ставрополя. И это важно прямо обозначить в Паспорте программы (раздел «Цель и задачи программы»), потому что именно такую цель в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами провозгласило на нормативно-правовом уровне наше государство (статья 4 ФЗ №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Сильным моментом в проекте Программы является механизм ее реализации (Паспорт, раздел V), согласно которому администрации районов г. Ставрополя признаются исполнителями Программы. Фактически это новый российский положительный опыт, так как в ряде субъектов РФ ошибочно ограничивают круг исполнителей в таких Программах только отраслевыми органами исполнительной власти. Мы убеждены в том, что территориальные органы исполнительной власти должны быть самыми активными участниками Программы и администрации районов г. Ставрополя должны постоянно сравниваться по эффективности использования заложенных в Программу бюджетных средств на основе сведений о наркоситуации на их территориях, регулярно собираемых по единой форме Отделом по межведомственной координации антинаркотической деятельности администрации г. Ставрополя. Еще более удачным решением в механизме реализации данной Программы (Паспорт, раздел V), является ставка на недавно созданный Отдел по межведомственной координации антинаркотической деятельности администрации г. Ставрополя (использование положительного опыта администрации г. Перми). Структурно мероприятия в проекте Программы объединены в семь групп (Паспорт, «Основные направления»). На наш взгляд это сделано интуитивно (произвольно), а должно являться результатом применения программно-целевого подхода к анализу основной проблемы (например, такой «Как добиться того чтобы молодежь Ставрополя стала негативно относиться к вредным привычкам, а нормы здорового образа жизни вошли у нее в моду?») и построения на основе этого теоретического анализа «дерева целей», необходимого для формирования соответствующего ему перечня мероприятий. Бесспорно за интуитивным решением стоит здравый смысл и совершенно очевидно, что мероприятия Программы сконцентрированы на важнейших направлениях работы с молодежью и организациями, оказывающими на нее огромное влияние (СМИ, учреждения образования, общественные организации и др.). Справедливости ради надо отметить, что этот недостаток пока присущ практически всем известным нам антинаркотическим программам субъектов РФ, и даже утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 561 от 13 сентября 2005 г. федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы». Однако это обстоятельство лишает нас объективных критериев для экспертизы ПЕРЕЧНЯ мероприятий по реализации городской комплексной целевой профилактической программы «НЕзависимость» на 2007 — 2009 годы изложенных в Приложении №1. Поэтому наш вывод о качестве направленного на экспертизу проекта Программы мы вынуждены ограничить анализом только ее Паспорта. В этом нет ничего страшного, так как если Программа будет принята, то это можно будет сделать в рабочем порядке на основе субъективных критериев научного консультанта. В порядке рекомендации и в соответствии с логикой, которой идет администрация г. Ставрополя, необходимо в раздел II Перечня мероприятий (приложение №1) включить финансирование целевого обучения в Санкт-Петербургском государственном университете по 2-х летней магистерской программе «наркоконфликтология» нескольких сотрудников администраций (Ставрополя или его районов) для последующей работы на контрактной основе в Отделе по межведомственной координации антинаркотической деятельности администрации г. Ставрополя (стоимость обучения за один год — 76 тысяч рублей).
ВЫВОДЫ:
- Проект Ставропольской городской целевой комплексной программы «НЕзависимость» на 2007 — 2009 годы соответствует уровню реализуемых в Российской Федерации региональных и муниципальных целевых комплексных антинаркотических программ.
- В проект Ставропольской городской целевой комплексной программы «НЕзависимость» заложен новый, более совершенный механизм ее реализации, чем это сегодня имеет место в аналогичных документах субъектов РФ, однако его логика требует и нового подхода к подготовке кадров в области антинаркотического управления и антинаркотической политики.
С уважением,Представитель ECAD в России, координатор Центра антинаркотической политики ECAD/СПбГУ, кандидат юридических наук Георгий Зазулин E-mail: zazulin@ecad.ru
Филиал в России: Россия, 191186 Санкт-Петербург Университетская наб., 7/9, флигель «0», Международный центр антинаркотической политики ECAD/CПбГУ, тел/факс.: +7-812-328 96 66,
Штаб-квартира ECAD: City Hall, S-105 35 Stockholm, Sweden тел.: +46-8-5082 93 63, факс: +46-8-5082 94 66
|