В последние годы отмечается рост наркомании и токсикомании в Российской Федерации, что оказывает крайне негативное влияние на социально — психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику, здоровье нации и затрагивает практически все сферы жизнедеятельности государства, общества и личности. Особенную угрозу обществу несет эффект «омоложения» наркопотребления. В рамках IV Международного форума «Антинарко-2005» были затронуты многие аспекты данной проблемы. В ходе обсуждения участниками форума было подготовлено обращение к органам государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательных механизмов в области противодействия распространению наркомании.
Заслушав и обсудив выступления руководителей федеральных и региональных органов власти, ведущих ученых и практиков, представителей религиозных и общественных организаций, участники форума предлагают:
- в пресечении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также в организации профилактической деятельности, в первую очередь, следует делать упор не на криминальной, а на поведенческой и медицинской модели наркотизма;
- четко определить понятия профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни и т. д;
- в связи с недостаточностью высокопрофессиональных специалистов в области профилактики наркомании, предлагаем поддержать инициативу Санкт-Петербургского Государственного Университета организовать подготовку кадров по специальности «Общественное здоровье»;
- создать при администрациях регионов Северо-Западного федерального округа (далее по тексту — СЗФО) комитеты или отделы по вопросам профилактики наркомании, которые бы отвечали перед руководством регионов за организацию работы в сфере противодействия распространению наркомании в регионе, осуществляли свою деятельность во взаимодействии с органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- осуществить разработку и внедрение модели системы управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов для социальной сферы антинаркотической политики;
- создать специализированные подростковые кризисные центры, подчиненные Муниципальным советам и находящихся под методическим руководством экспертных советов при региональных межведомственных антинаркотических комиссиях;
- организовать проведение мониторинга подростковой наркомании;
- разработать методику оценки рейтинга территорий по уровню наркотизма и эффективности работы органов власти по линии противодействия распространению незаконного оборота наркотиков.
Считая массовую физкультуру и спорт действенным средством пропаганды здорового образа жизни, участники форума выражают обеспокоенность тем, что:
- уровень и темп прироста основных показателей физической культуры и спорта в СЗФО, по данным Росстата, за последние два года являются недостаточными;
- количество людей, занимающихся физической культурой, составляет только 10,6% от численности населения, постоянно проживающего на территории федерального округа, что не позволяет рассчитывать на возможность достижения уровня (60%), определенного Концепцией развития физической культуры и спорта в РФ.
Участники форума определяют главной задачей на сегодняшний день — создание доступной широким слоям населения системы физкультурных услуг по месту жительства, которая должна стать одним из основных факторов первичной профилактики наркомании и асоциального поведения молодежи.
Также участники форума считают необходимым обратиться:
- к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также к руководителям органов законодательной власти СЗФО, с предложением о проведении парламентских слушаний, с привлечением общественности, по вопросам развития физической культуры и спорта в регионах России для совершенствования действующего законодательства РФ в области физической культуры и спорта;
- к полномочному представителю Президента РФ в СЗФО И.И. Клебанову — с предложением провести совещание руководителей субъектов РФ, находящихся в пределах СЗФО, по вопросу развития массового спорта как альтернативы потребления наркотиков;
- к руководителю ФСКН России В.В. Черкесову — с предложением о включении в Федеральную целевую программу Концепции координации деятельности правительственных учреждений, общественности, СМИ Северо-Запада России по первичной профилактике немедицинского потребления наркотиков средствами физической культуры и спорта;
- к руководителю Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму В.А. Фетисову — с предложением обратить особое внимание на развитие массового спорта в регионах России и оказать содействие межрегиональным общественным организациям в реализации программ и мероприятий по пропаганде и развитию массового спорта на территории СЗФО;
- к руководителю Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России В.Ю. Владимирову — с предложением сформировать постоянно действующий организационный комитет для ежегодного проведения Международного форума «Антинарко».
Участники форума уверены, что для успешного решения вышеназванных задач, необходимо совершенствовать законодательство Российской Федерации:
- ускорить принятие следующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
- Федерального закона «О правоохранительной службе в Российской Федерации»;
- Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы».
- внести дополнения и изменения в следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
- дополнить статью 1 Федерального закона от 08.01.98 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» следующими определениями:
«профилактика наркомании» — совокупность мероприятий политического, правового, социального, культурного и медицинского характера, направленных на предупреждение появления и распространения причин и условий, способствующих возникновению у граждан РФ заболевания, обусловленного зависимостью от наркотического средства и психотропного вещества; «антинаркотическая пропаганда» — распространение и разъяснение взглядов и знаний, направленных на формирование у граждан здорового образа жизни, и негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ.
- дополнить Федеральный закон от 08.01.98 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» статьей 54-1 следующего содержания:
«Статья 54-1. Основные принципы и направления деятельности по профилактике наркомании 1) Профилактика наркомании строиться на принципах комплексного подхода к проблеме неправомерного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постоянства и непрерывности в проведении профилактической деятельности, охвата всего населения профилактическими мероприятиями, дифференцированными в отношении различных контингентов и групп, при активном участии средств массовой информации. 2) Деятельность по профилактике наркомании включает в себя: — антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни; — антинаркотическое воспитание детей и молодежи, обучение их навыкам противодействия вовлечению в потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также навыкам здорового образа жизни; — профилактическую работу с различными организованными категориями граждан (семья, лица, работающие на производстве, военнослужащие и др.); — содействие занятости детей, подростков и молодежи и обеспечение условий по организации досуга, занятий физической культурой и спортом; — подготовку и переподготовку медицинских, педагогических, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов и иных специалистов по вопросам профилактики наркомании. 3) Деятельность по профилактике наркомании осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. 4) В целях недопущения пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, контроль за информацией о них в средствах массовой информации, компьютерных сетях, в книжной продукции, рассчитанной на массового читателя, возлагается на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств и в области противодействия их незаконному обороту, а также печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.».
- ввести в КоАП РФ статью о привлечении к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц организаций, оказывающих услуги населению в сфере досуга и отдыха, за попустительство распространению и потреблению наркотических средств и психотропных веществ.
- изложить подпункт 6 пункта 1 статьи 27.1. КоАП РФ «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении» в следующей редакции «медицинское освидетельствование на состояние алкогольного и наркотического опьянения».
- в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» пункт 2 статьи 26. 3 дополнить подпунктом 54 следующего содержания: «осуществления мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и о стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.».
- в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом 28 следующего содержания: «осуществление мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и о стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.».
- В настоящее время медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения проводится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.07.2003г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», определяющим порядок освидетельствования водителей, управляющих транспортным средством.
В связи с этим, необходимо Министерству здравоохранения и социального развития РФ разработать и принять приказ «О медицинском освидетельствовании лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения».
Участники форума г. Санкт-Петербург «24» июня 2005 г.
|