Эффективные программы профилактики зависимости от психоактивных веществ
18.06.2021
профессор, доктор медицинских наук,
декан факультета клинической психологии
Московского государственного
медико-стоматологического университета
sirotan@mail.ru
Что происходит с профилактикой зависимости от психоактивных веществ сегодня?
- Проблема продолжает актуализироваться и усложняться
- В решение проблемы включаются государственные и негосударственные структуры
- Переход от декларативного признания проблемы к действиям
- Разработаны методологические основы профилактики, нормативные документы, регламентирующие данный вид деятельности; сформулированы основные задачи, направления профилактической деятельности и ее организационные основы
- Государственное, региональное и муниципальное финансирование
- Разработаны программы профилактики для разных возрастных групп молодежи и программы для подготовки педагогов, психологов, родителей, волонтеров, для здоровых школьников, контингентов риска и зависимых от психоактивных веществ Проводятся конкурсы программ, их экспертиза, совещания по обмену опытом, международное взаимодействие
- Подготовка специалистов из числа психологов, педагогов, врачей Социальных работников, сотрудников ИДН, волонтеров из молодежной среды
- Межведомственная активность
- Понимание необходимости комплексного подхода к решению проблемы
Стратегии профилактической работы
- Профилактика, основанная на школе (школьные программы)
- Профилактика, основанная на семье (семейные и родительские программы)
- Профилактика в организованных общественных группах населения
- Профилактика с помощью средств массовой информации
- Профилактика, направленная на группы риска детей, подростков и молодежи
- Систематическая подготовка специалистов в области профилактики
- Развитие сети волонтерского движения в области профилактики
- Мотивационная профилактическая работа в рамках программ первичной профилактики
- Мотивационная работа с группами риска и потребителями ПАВ
- Профилактика рецидивов у лиц ранее употреблявших ПАВ
- Включение в профилактическую деятельность работу с социальной средой
- Развитие альтернативной наркотизации деятельности
Многофакторная природа мотивации к изменению поведения
На основании многолетнего исследования подростков и юношей 12 –17 лет, были выделены три типа психосоциальной адаптации, связанные с аддиктивным поведением и формированием зависимости от ПАВ. Исследование базировалось на следующих теоретических концепциях:
- теория социального научения и самоэффективности,
- теория продвижения к здоровью;
- теория проблемного поведения;
- мотивационная теория постадийного изменения поведения;
- трансакциональная теория стресса и копинга;
- теория социальной поддержки.
Подростки и юноши, проявляющие адаптивное поведение и не склонные к употреблению ПАВ характеризовались
- высоким уровнем поведенческих стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки
- высоким уровнем развития личностно- средовых адаптационных ресурсов (Я- концепция, восприятие социальной поддержки, выраженный субъективный контроль поведения)
- развитыми коммуникативными ресурсами (эмпатия, социальная компетентность)
Подростки и юноши, проявляющие склонность к употреблению ПАВ, но не имеющие зависимости характеризовались (аддиктивное поведение):
- выраженной поведенческой стратегией поиска социальной поддержки
- низким уровнем выраженности стратегии разрешения проблем
- низким уровнем развития личностно- средовых ресурсов
- высоким уровнем развития эмпатии, стремлением к общению
- низким уровнем социальной компетентности
Подростки и юноши, зависимые от ПАВ характеризовались:
- низким уровнем поведенческих стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки
- низким уровнем развития личностно- средовых адаптационных ресурсов (Я- концепция, восприятие социальной поддержки, выраженный субъективный контроль поведения
- не развитыми коммуникативными ресурсами (эмпатия, социальная компетентность)
Это позволило определить цели, задачи и методы дифференцированных по возрасту мультикомпонентных программ профилактики
Программы профилактики
- Мультикомпонентные программы профилактики злоупотребления ПАВ и других форм рискованного поведения (Корабль, Поддержка, Точка Опоры)
- Духовно-ориентированые программы профилактики ВИЧ/СПИДА, злоупотребления ПАВ (Живая вода, Ладья, Ответственное родительство)
- Программы профилактики для подростков групп риска (Программа ФЖН); Программы подготовки волонтеров в области профилактики
Цель программ – формирование здоровой личности человека, способного строить свою жизнь согласно высоким духовным ценностям.
Задачи программ
- Формирование мотивации на достижение в своем развитии этических общечеловеческих и духовных ценностей
- Формирования здорового жизненного стиля
- Формирование психологической личностной компетентности
- Развитие протективные факторов – защищающих личность молодого человека от употребления наркотиков.
«Корабль»
Программа профилактики для детей младшего школьного возраста
Программа рассчитана на 16 занятий по 1,5 часа каждое, 1 раз в неделю.
Возраст участников: 7-11 лет.
Цель программы:
- Формирование нравственных ценностей
- Помощь в социальной адаптации.
- Профилактика аддитивного поведения.
- Профилактика употребления психоактивых веществ.
- Укрепление психического и физического здоровья младших школьников.
Названия занятий:
|
«Поддержка»
Программа для подростков 11-13 лет
Программа рассчитана на 19 тренинговых занятий по 1,5 часа каждое
Программа состоит из четырех разделов
- Информационный раздел;
- Развитие личностных ресурсов, основанных на нравственных ценностных ориентациях;
- Развитие навыков и стратегий адаптивного поведения и поведения направленного на здоровье.
- Формирование антинаркотических установок.
Темы занятий:
- Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть?
- Чувства. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.
- Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.
- Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости.
- Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.
- Человек как сексуальное существо. Проблемы межполового общения.
- Семья как единый организм. Какой я вижу свою будущую семью.
- Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы.
- Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить “Нет”
«Точка опоры»
программа формирования здорового жизненного стиля,
профилактики злоупотребления психоактивным и ВИЧ\СПИДа у подростков 14-16 лет
Программа рассчитана на 24 тренинга. Каждый тренинг проводится 1,5 часа, 1 или 2 раза в неделю.
Цель программы — Формирование здорового жизненного стиля, нравственных ценностных ориентаций, личностных ресурсов и стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими ПАВ и ВИЧ-инфицированию у подростков.
Блоки и темы
Профилактика злоупотребления ПАВ
- Профилактика курение
- Профилактика злоупотребления алкоголем
- Профилактика употребления наркотиков.
Цель: Осознание собственной мотивации к курению употреблению ПАВ. Информирование о воздействии ПАВ на организм и психику. Создание условий для формирования собственного отношения к проблеме.
Профилактика ВИЧ\СПИДа
- Межполовые отношения и гендерные особенности.
Цель: Фокусировка на особенностях личности, связанных с полом. Осознание сложностей взаимоотношения между полами. - Любовь и сексуальные отношения.
Цель: Формирование сознательного представление о любви и сексуальных отношениях. - Профилактика ВИЧ-инфицирования, СПИДа и ИППП.
Цель: Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД, ИППП. Создание условий для формирования собственного осознанного отношения к проблеме. Мотивирование к дальнейшему самостоятельному поиску информации.
Формирование эффективных взаимоотношений в семье
- Семья. Функции семьи.
Цель: Осознание роли семьи в развитии личности человека. Определение функций семьи, способствующих развитию здоровой личности. - Семья как система. Родительская семья.
Цель: Осознание установок, правил в родительской семье. - Эффективное взаимодействие в семье.
Цель: Формирование навыков эффективного взаимоотношения в семье.
Работа в школах г. Москва | |
«ЛАД ь Я» (В ладу с собой)
Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана, которые так или иначе связаны с проблематикой зависимости от ПАВ: свобода, любовь, жизнь, смерть, семья, дружба, ценности, цели и смысл, добро – зло, терпимость – толерантность – стигматизация, выбор, одиночество, здоровье – болезнь, счастье – несчастье.
Работа в школах г. Москва | |
«Живая вода»
Программа первичной профилактики рискованного поведения для детей младшего подросткового возраста
Фабула сказочного действия заключается в спасении Человечества, для чего необходимо собрать команду отважных спасателей, Высокая Миссия которых – собрать по всему Белу Свету 26 фрагментов ключа. Фрагменты представляют собой нравственно-ценностные категории, постижению которых посвящены 26 занятий.
Пример занятия «Поддержка»
- Подготовка команды к отправлению: конструирование средства передвижения и прогнозирование возможных сложностей.
- Разыгрывание сюжета: Северный полюс, Ледяной остров, Замороженные истуканы, потерявшие способность чувствовать, любить и поддерживать друг друга.
- Основная часть: Задача участников с помощью специальных упражнений вернуть «истуканам» утраченные способности и научить их любит и оказывать поддержку.
- Окончание занятие: Обсуждение духовно-нравственных категорий, их связь с жизнью человека и его здоровьем. А так же вручение Даров, Фрагмента Ключа и исполнение Гимна.
Почему волонтерство является эффективной стратегией в профилактике?
- Охват большего количество населения профилактической деятельностью.
- Реализация подхода «равный – равному».
- Участие в волонтерских программах значительно развивает самих молодых тренеров и преподавателей, оказывая таким образом двойной профилактический эффект.
- Экономическая выгода.
«Равный- равному»
Принцип осуществления профилактической деятельности, основанный на взаимодействии людей, обладающих рядом одинаковых признаков (возраст, социальное положение, опыт), которые способствуют установления между ними взаимопонимания и доверия.
Многолетний отечественный и международный опыт свидетельствует о высокой эффективности формы профилактической работы с вовлечение молодежи в качестве волонтеров.