Обновленное соглашение ТРИПС является хорошо известным инструментом расширения доступа к лечению — IPMA
13.02.2017
Обновленное соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) для решения социальных задач не является ежедневной практикой и не должно влиять на бизнес фармацевтических компаний, считают в Ассоциации индийских фармпроизводителей (IPMA).
«Протокол о внесении изменений в соглашение ТРИПС используется правительствами разных стран для решения целей здравоохранения, но только в исключительных случаях, так как он предполагает применение запатентованного оригинального препарата без согласия собственника патента. В некотором смысле, применение этого механизма — это ограничение прав собственника распоряжаться объектом интеллектуальной собственности по своему усмотрению. Поэтому, такое ограничение не должно быть ежедневной практикой, а может быть применено в исключительных случаях для решения социальных задач в области здравоохранения», — сообщили агентству «Интерфакс-Украина» в IPMA.
В ассоциации подчеркивают, что «особое применение правил не может служить целям бизнеса, т.е. извлечению прибыли, а должно быть направлено на решение определенных задач в экстраординарных случаях – эпидемии, экономические нерешаемые кризисы и т.п».
В IPMA отмечают, что имплементация данного протокола в национальное законодательство, дает право правительству Украины применить механизм принудительного лицензирования на своей территории для фармацевтических препаратов, производимых в других странах, но исключительно для решения социальных задач.
«На практике это будет означать, что должны появиться более дешевые, а значит и более доступные генерики – аналоги запатентованных оригинальных препаратов. Но это не может быть массовым обыденным производством, а может являться только исключительной мерой, поэтому, в целом на рынок это не должно повлиять, механизм не имеет такой цели, потому что не является рыночным, т.е. конкурентным механизмом», — подчеркнули в ассоциации.
«Принудительное лицензирование просто поможет правительству решить определенную проблему с обеспечением определенным препаратом определенной группы пациентов», — считают в IPMA.
Кроме того, в IPMA отмечают, что «действующее законодательство Украины не до конца подробно расписывает порядок и процедуру реализации такого лицензирования, поэтому с применением этого порядка могут возникнуть сложности», — подчеркнули в ассоциации.
В ассоциации отмечают, что механизм принудительного лицензирования не предполагает увеличения импорта генерических препаратов и не имеет такой цели. При этом по опыту других стран, этот механизм применяется в странах, оказавшихся в тяжелой экономической ситуации либо в странах, где есть какая-то эпидемия или чрезвычайная угроза общественному здоровью. В частности, данный инструмент мог бы быть применен для обеспечения препаратами для лечения туберкулеза, гепатита, СПИДа и др., однако решение о его применении остается прерогативой правительства Украины.
«В целом на рынок и на цены принудительное лицензирование не должно повлиять, так как рынок – это конкуренция, а этот предлагаемый механизм — исключительный. Но для решения проблем по обеспечению медикаментами в определенных проблемных ситуациях для определенных групп населения этот механизм и интересен именно тем, что предлагаются аналогичные по качеству, с проверенной биоэквивалентностью, но более доступные по цене медикаменты. Но в долгосрочной перспективе принудительное лицензирование не решает общие проблемы рынка», — считают в IPMA.
В качестве попытки применения механизма принудительного лицензирования в IPMA называют предоставление американской компанией GileadSciencesInc («ГилеадСайенсиз, Инк») семи индийским фармкомпаниям права производить и продавать аналоги препаратов для лечения гепатита С, что привело к резкому падению цен та такие препараты и в выигрыше оказались пациенты. «Тем не менее, это не было до конца принудительным лицензированием — в основу легло лицензионное соглашение. Именно такие рыночные механизмы, прежде всего, влияют на рынок», — подчеркивают в IPMA.
При этом в IPMA напоминают, что в случае, если правительство Украины примет решение применить механизм принудительного лицензирования в рамках соглашения ТРИПС, то все случаи применения этого механизма необходимо будет объяснять согласно процедурам ВТО, так как в этой организации существуют разные механизмы компенсации потерь от неконкурентного поведения.
Как сообщалось, обновленное соглашение ТРИПС было принято 2/3 членов ВТО и вступило в силу 23 января 2017 года. Оно внедряет постоянный механизм принудительного лицензирования запатентованной фармацевтической продукции.