Тестирование. Осмотры на наркотики

17.12.2021

В школе, институте или на работе не имеют права тестировать на наркотики.

Тестирование – столь же незаконный способ поставить человека на учет, как и рейды. Прямое или косвенное принуждение к тестированию противоречит основополагающим положениям Конституции России: статье 21, охраняющей достоинство личности и запрещающей обращение, унижающее человеческое достоинство, статье 22, гарантирующей личную (т.е., в том числе, физическую) неприкосновенность, статье 23, защищающей неприкосновенность частной жизни, статье 24, не допускающей сбор информации о частной жизни человека без его согласия, статье 41, согласно которой обращение за медицинской помощью — право, а не обязанность.

Конституция РФ не налагает на граждан обязанности заботиться о своем здоровье (см. в приложении сохраняющее силу Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 года № 8). «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в статье 34 определяют закрытый перечень допустимых оснований медицинского вмешательства без согласия граждан (эти положения рассмотрены нами выше). Получение образования не является поводом для недобровольного медицинского освидетельствования.

Вопреки заявлениям представителей ФСКН обязательное тестирование не может быть закреплено в уставе вуза, т.к. устав не может противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству. Невозможно проведение обязательного (или псевдо-добровольного) тестирования и на основании закона или иного нормативного акта регионального уровня: регулирование прав и свобод человека находится в исключительном ведении федерального законодателя. Законы и другие правовые акты субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, а принимаемые по предмету ведения Российской Федерации должны соответствовать федеральному законодательству (статьи 71, 76 Конституции РФ).

Недопустимость легализации тестирования на уровне субъектов РФ подтвердил и Верховный Суд РФ. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 года было отказано в удовлетворении жалобы губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Губернатор обжаловал решение Пермского краевого суда от 21 февраля 2007 года о признании недействующими ряда положений Указа губернатора от 2 марта 2006 года № 27 «О неотложных мерах по профилактике потребления психоактивных веществ на территории Пермского края».

По мнению Верховного Суда, проведение «диагностических исследований» (тестирования на наркотики) в ходе предварительных медосмотров учащихся старших классов школ и профессиональных училищ не соответствует федеральному законодательству.

Суд указал, что возложение на граждан новых обязанностей, в том числе по прохождению освидетельствования, не может быть установлено на уровне нормативного документа, изданного исполнительной властью субъекта РФ, так как регулирование прав и свобод относится к исключительному федеральному ведению.

Кроме того, Верховный Суд признал недопустимым возложение на педагогических работников обязанности по выявлению потребителей психоактивных веществ среди учащихся. По мнению суда, диагностика заболеваний – часть медицинского обслуживания, которым занимаются органы здравоохранения, а не образования.

В итоге Верховный Суд пришел к выводу, что «обязательное диагностирование наличия наркотических веществ в организме тех лиц, в отношении которых полностью отсутствуют основания полагать, что они употребляют такие вещества, нельзя рассматривать как меры профилактики наркомании, возложение на таких граждан обязанности по прохождению диагностического исследования не отвечает целям и задачам законодательства, направленного на предотвращение наркомании».

Играют роль в расширении наркоучета и медицинские осмотры работников, в том числе необоснованные. По сути, это то же тестирование.

Согласно статье 76 Трудового кодекса РФ (далее – ТК) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Аналогичным образом регулирует права работодателя ФЗ о наркотиках (статья 45): работодатель отстраняет работника, находящегося в состоянии наркотического опьянения, от выполнения любых видов профессиональной деятельности. При этом работодатель не входит в число лиц, правомочных направлять граждан на медицинское освидетельствование на предмет выявления употребления ими наркотиков (перечень должностных лиц, имеющих на это право, содержится в статье 44 закона).

При отсутствии у работодателя права направления работника на освидетельствование, отстранение работника от работы возможно лишь на основании очевидных признаков опьянения или одурманивания, без направления на освидетельствование. Конечно, такое дискреционное право работодателя не исключает злоупотреблений. Отстраненный работник, если он считает отстранение от работы безосновательным, вправе пройти медицинское освидетельствование в медицинском учреждении и восстановить свои права путем обращения в профсоюзный орган, трудовую инспекцию или в суд.

По статье 76 ТК медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование (один из видов которого является наркологическое освидетельствование) обязательны только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Как общее правило такие действия не предусмотрены законом и представляют собой произвол со стороны работодателя.

Внеочередные медицинские осмотры в соответствии с медицинскими рекомендациями (а не по инициативе работодателя) допускаются только в отношении работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Кроме того, дополнительные условия и основания для проведения обязательных осмотров могут устанавливаться решениями органов местного самоуправления, но не работодателем.

На работах, связанных с движением транспорта, проводятся предрейсовые осмотры.

Эти правила регламентированы Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 года № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 года № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)». Минздравом и Минтрансом России 29 января 2002 года утверждены Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)».

За исключением случаев, указанных выше, никаких оснований для наркологических осмотров (освидетельствований) работников не существует.