Сотрудничество и координация. Наркотики и наркомания — стоп!
06.01.2022
Для эффективного предотвращения распространения болезни необходимо достижение общегосударственного консенсуса и взаимно признаваемых задач, согласованных по всем секторам лицами, работающими с потребителями инъекционных наркотиков. Лица, занятые в секторах, связанных с контролем за инфекционными заболеваниями, наркологией, психиатрией, социальными услугами, правоохранительной деятельностью, органами юстиции, а также службами борьбы с наркотиками, равно как и тюремными службами, имеют государственное значение и должны быть вовлечены в этот процесс и активно в нем участвовать. Кроме того, уместно включить в координацию местные органы власти, группы граждан,
ассоциации наркозависимых, а также многие другие неправительственные или гражданские организации. Употребление наркотиков остается преступлением или правонарушением в большинстве стран Европы. Поэтому при разработке программ следует учитывать не только вопросы здравоохранения, но необходимо принимать в расчет и вопросы правопорядка.
Аналогичным образом, на лицах, употребляющих инъекционные наркотики, часто отражаются социальные проблемы и психические заболевания, что усиливает проблему координации ответной реакции на воздействие. Поскольку некоторые услуги придется оказывать посредством выдачи направлений, необходимо будет установить и поддерживать связи со службами здравоохранения и социальными службами. Для достижения действенных результатов профилактики необходима поддержка от каждого из лиц, участвующих в программе. Например, необходимо установить сотрудничество со службами правопорядка для того, чтобы разъяснить, что обеспечение оборудования для инъекций наркотиков является мероприятием, имеющим отношение к общественному здравоохранению, а также для того, чтобы обеспечить невмешательство органов правопорядка в операции, проходящие в рамках программ по обеспечению/обмену шприцев, или в работу аутрич-сотрудников. Рейды органов правопорядка, проводимые вблизи пунктов услуг, по сути дела, подрывают любой шанс достижения задач профилактических услуг, отпугивая потенциальных получателей таких услуг. Стратегия охраны правопорядка, как правило, определяется централизованно, и строгий иерархический стиль подчинения, общепринятый во многих странах, препятствует какому-либо отклонению от местных установок. Это необходимо учесть, и соглашения о сотрудничестве, заключенные на высшем уровне, в большинстве ситуаций могут способствовать сотрудничеству на местном уровне.
Поэтому необходимо заручиться поддержкой в осуществлении профилактической деятельности не только от местных участников программы и административных органов здравоохранения, но и от всех соответствующих ведомств исполнительной власти, включая органы правопорядка. Это часто требует заключения соглашений на высшем уровне, или, по меньшей мере, уважения тех целей, которые преследуют данные услуги, о чем также четко сообщается ниже — на уровень участников программы или поставщиков услуг.
Важно также сотрудничество с местными органами власти. Местные жители, боясь негативного воздействия на местную окружающую среду и руководствуясь принципом «хорошо, но только не у нас», часто выступают против организации объектов обслуживания в своих районах. Поэтому местным участникам программы необходимо сильное лидерство и контакт с местной общественностью в комбинации с четким обоснованием задокументированных преимуществ для местного сообщества – таких, как уменьшение количества выброшенного инъекционного оборудования.