|
Автор проекта Директор Института валеологического образования, ведущий научный сотрудник Института образования взрослых РАО, доктор педагогических наук Г.К.ЗАЙЦЕВ
191180 Россия, С-Петербург., наб. р. Фонтанки, 78, Институт ВО post.telegraph.spb.ru/users/valeo |
|
тел. (812) 312-29-39 факс. (812) 314-89-36 E-mail: valeo@spbtlg.ru |
|
ОБОСНОВАНИЕ
В настоящее время наркомания, СПИД, другие болезни и отклонения в поведении подростков и молодежи приобретают характер эпидемии. К сожалению, справиться с этими проблемами с помощью здравоохранения и милиции практически невозможно. Это — задача большепедагогическая, чем медицинская или правоохранительная. И стратегическим направлением здесь может быть работа по воспитанию у подрастающего поколения устойчивой установки на здоровый образ жизни. С этой целью в программу школьного образования рекомендуется ввести новый предмет — валеологию. Разработанная образовательная программа по валеологии построена с учетом базовых потребностей детей и направлена на формирование у них мотивации здорового образа жизни (а не знаний, как это традиционно имеет место в школе). Программа валеологического образования школьников обеспечена учебными пособиями, которые прошли успешную апробацию. Проблема усугубляется тем, что в современной системе школьного образования практически не соблюдаются принципы сохранения, укрепления и формирования здоровья. Поэтому сегодня школа выступает в качестве патогенного фактора, вызывающего хроническую заболеваемость и психическое перенапряжение, деформацию мотивационной и смысловой сферы занимающихся, рост у них вредных привычек, самовредительства и вредительства здоровью других людей. С учетом этого разработан и предлагается для внедрения валеологический (здоровьесозидающий) подход к школьному образованию. В его основу положена концепция удовлетворения в процессе учения детей доминирующих у них базовых потребностей в саморазвитии, самопознании, самоопределении, самосовершенствовании.
КОНЦЕПЦИЯ «Здравосозидающая школа»
-
— Это школа, преподавание в которой строится на основе учета актуальных (доминирующих) потребностей занимающихся, что обеспечивает истинный интерес, подлинную активность, саморазвитие, самопознание, самосовершенствование, самоопределение, воспитание высших чувств, психологический комфорт и качество знаний.
-
— Это трехступенчатая школа, включающая в себя: • «Школу саморазвития» (1-4 классы), в которой учебные действия служат не целью (как это имеет место в традиционной школе), а средством достижения игровой цели или решения творческой задачи, благодаря чему происходит развитие способностей детей и непроизвольное овладения ими основными умениями (чтения, письма, счета, наблюдения, общения, ухода за своим телом и т.д.»; • «Школу самопознания» (5-8 классы), предназначенной для осознания подростками своей уникальности (особенности), преподавание в которой протекает не в форме решения частных (рутинных, навязанных учителем) задач (как это происходит в традиционной школе), а в форме свободного творческого поиска решения смысловых проблем, связанных с самопознанием и пониманием сущности как отдельных явлений и процессов, так и самой жизни. • «Школу самоопределения» (9-11 классы), главная задача которой состоит в том, чтобы помочь учащимся профессионально определиться и хорошо подготовиться (на основе качественных знаний) к продолжению обучения в других учебных заведениях.
-
— Это школа здорового образа жизни, в расписании которой имеется самостоятельный предмет (валеология), направленный на формирование у детей соответствующей установки (мотивации) и выработку у них индивидуального (валеологически обоснованного) способа жизнедеятельности (фактора общего благополучия и защиты от наркомании, СПИДа и других прогрессирующих болезней).
-
— Это школа восстановления здоровья с помощью психокоррекционных упражнений, фитопрепаратов, природных факторов и пр.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
|