ЧТО СИЛЬНЕЕ НАРКОТИКОВ? ВЕРА, ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

08.06.2022

ЧТО СИЛЬНЕЕ НАРКОТИКОВ?
ВЕРА, ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

Как спасти детей от наркотиков? Этот вопрос стал названием книги для родителей, которую написали московские авторы Александр и Ирина Данилины. Книга уже давно продается в магазинах и выдержала не одно переиздание — тема, сами понимаете, актуальная. С наркологом Александром Данилиным беседует редактор газеты «Родительское собрание — Parents’club» Мария Басина.

    — Александр Геннадьевич, об опасности наркотиков уже столько сказано, что трудно, мне кажется, добавить к этому что-то еще… 
    — Так ведь и говорить стоит не о наркотиках, а об устройстве человека. Если человек имеет стержень личности, собственное «Я», тогда алкоголизация или наркотизация для него — это временное блуждание в трех соснах. Он из них выберется! У него есть собственные ресурсы для опоры. Такому подростку лишь нужна помощь специалистов, которые помогут ему разобраться с его проблемами. Но, к сожалению, имеют такой нравственный стержень, являются действительно «заблудшими» лишь 10-15 процентов. И хотя они тоже бросают наркотики лишь при помощи медиков, они легче расстаются с ними, чем те молодые люди, чья душа абсолютно пуста. Я глубоко убежден, что главная борьба с наркотиками должна начинаться тогда, когда ребенок рождается, когда родители либо вкладывают в него веру, духовность, нравственность, либо нет. Но как же трудно определить, что такое человек нравственный! Мне для того, чтобы всерьез разобраться с тем, как можно избавить от наркозависимости человека, приходится над этим задумываться. 

    -И к чему вы пришли в своих рассуждениях ? 
    — С моей точки зрения, человек нравственный — это человек, умеющий отвечать за себя и за свои поступки во всем — в любви, в работе, в отношениях с людьми. Этому, кстати, учит православие. 

    — Но вы ведь вряд ли можете, столкнувшись с конкретным подростком, заниматься воспитанием его нравственности. Медики пользуются лекарственными средствами… 
    — …и эти средства лечения, увы, тоже подавляют личность! Пациент становится зависимым от врача, от лекарства, от способа лечения. Получается, вместо зависимости от наркотика врач вырабатывает у пациента зависимость от него, нарколога. Это переключение собственной ответственности на внешнюю среду — там кто-то что-то сделает за меня, с моей точки зрения, очень опасно. Христианское воспитание не дает возможности участвовать в этом процессе. Суть лечения — возвращение пациенту понимания, что он из себя представляет как человек. 

    — Как вы это делаете? 
    — В книге я привожу тест Джулиана Ротора, который использовал его для выяснения качеств нанимающихся на работу. Это чисто психологический прием, никак конкретно не связанный с лечением наркомании. Но я им тоже пользуюсь. Тест позволяет выяснить, к какой из двух категорий относится человек: к одной категории относятся люди, которые ответственность за свои поступки размещают внутри себя, к другой — те, кто стремится перенести ответственность на окружающую внешнюю сферу. Традиционно «хорошими» мы называем людей первого типа. А между тем вся культура сегодняшняя ориентирована на воспитание людей второго типа: реклама и другие способы воздействия говорят об одном: сделай то-то, и все будет хорошо, купи то-то, и решишь все проблемы. А между тем, механизм любой зависимости, не только от наркотиков — это попытка переложить свою ответственность на какой-то внешний фактор. Так что вся наша реальность подталкивает к этому не только взрослого, но и ребенка, ребенка, конечно, в большей степени, ведь у него тот самый стержень личности еще только формируется. 

    — Но нельзя же оградить ребенка, да и любого человека от действительности, в которой множество соблазнов. Неужели любой из этих соблазнов может стать опасной зависимостью? 
    — Нет, оградить нельзя. Есть только один путь — формировать такое мировоззрение, которое позволяет человеку не впадать в. тоску и депрессию от каждой проблемы и ошибки, а думать, анализировать, искать самостоятельный выход из положения. Научиться этому нужно, прежде всего, самим родителям. Разве мало среди взрослых, как будто бы вполне состоявшихся людей тех, кто постоянно сетует на окружающую жизнь (мало получает, плохая жена, квартира маленькая и т.д.), обвиняет звезды, колдовство соседки, маму, которая не оставила наследства? 

    — Неужели все эти взрослые люди имеют шанс вырастить наркомана? 
    — Я бы не был так категоричен, но, действительно, воспитывать ребенка в таком же ключе просто недопустимо, нельзя создавать вокруг ребенка такую атмосферу, при которой он будет искать причину своих маленьких и больших неприятностей во внешней среде. Кроме того, в воспитании детей родители обращаются к своему опыту, но современные подростки совершенно другие! Это мы росли в среде, когда было более или менее ясно, что хорошо, а что плохо. Но сейчас, когда нет идеологии, нет веры, нет строгой системы ценностей, все окружающее ребенка существует для него равнозначно. Для него наркотики — это такое же равнозначное явление как кино, дискотека, реклама. В этом и ужас наркотиков: для детей они — абсолютно нормальный предмет их окружения. Они не воспринимают наркотики как грех, как порок. В нашей взрослой иерархии это отвратительно, а в детской — это один предмет из многих. И чтобы этот самый «предмет» не был выбран ребенком, есть только один путь — воспитание в вере, духовности, любви, заботе о других, ответственности за свои поступки.

ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
  • дать знания о причинах потребления психоактивных веществ (никотин, алкоголь, наркотики)
  • обратить внимание родителей на опасность распространения наркомании
  • дать знания о признаках потребления психоактивных веществ у детей и подростков
  • дать советы и рекомендации по профилактике первого потребления наркотиков
  • известить родителей о том, куда обратиться в различных ситуациях, возникающих в семьях (конфликты, аддиктивное поведение подростков).

Так что постарайтесь сберечь детей, постарайтесь хотя бы вовремя прийти с работы домой, уделить своему чаду немного больше внимания, заботы, проявить больше живого человеческого интереса к его (ее) проблемам, ибо как аукнется, так и откликнется. А так хочется, чтобы родительские и детские души звучали в унисон.