В дополнение к вышесказанному
13.08.2021
В дополнение к вышесказанномуГ.В.Зазулин: Мы все время говорим об одном и том же, но рассматриваем проблему с разных сторон. Думается, что необходимо при составлении концепции государственной антинаркотической политики указать роль религии в данной сфере, чтобы было полное понимание (в Швеции, например, в обществе долго отсутствовало верное понимание роли наркотиков в жизни общества), чтобы не было ошибкок в государственной политике, за которые обществу приходится дорого платить. А.В.Квасников: Несколько замечаний по существу вопроса. Первое. Согласно социологическим исследованиям, у православной церкви второе место по рейтингу доверия среди населения (первое – у президента). Если мы не возьмем православие в союзники в борьбе против наркотиков, мы упустим существенные возможности. Второе. Согласно данным «Антинарка», около 7% выпускников школ умеют и могут самостоятельно анализировать получаемую информацию. Еще семь процентов могли бы это делать, но не умеют. Их еще можно научить. А вот 86% выпускников школ не научились и не смогут научиться обращаться с получаемой информацией. Что с ними делать? Таким молодым людям нужна социально адаптированная одобренная модель поведения, следование которой стимулировалось и поощрялось бы обществом. Третье. В ходе обсуждений прозвучало, что кому-то приписывают принадлежность к определенной религии. Этого делать нельзя. Ни в коем случае нельзя увязывать вопросы антинаркотической деятельности с религиозными. Ни в коем случае нельзя приветствовать и даже обсуждать внедрение тех или иных религиозных проявлений в общеобразовательный процесс. Священники стоят в первых рядах при проведении различных официальных мероприятий. То и дело доходят известия об открытии на территории того или иного вуза церкви. А как должны чувствовать себя учащиеся, не принадлежащие к данной конфессии? Не о проникновении конфессий в вузы следует думать, а о пропаганде моральных норм. Чем меньше мы будем официально говорить о религии и чем больше – о морали и этике – тем лучше, тем спокойнее будет ситуация в обществе. И еще несколько слов А.В.Квасников сказал об эволюции. А именно об эволюции Георгия Васильевича Зазулина. Начинал он некогда с работы в наркологии, потом перешел работать во власть, сейчас занят подготовкой специалистов в области наркоконфликтологии. В связи с этим, видимо, произошло перерождение убеждений: замена территориально-целевого принципа управления на сетевой. На сегодняшний день мы имеем разрыв между практикой принятия решений и выделением финансирования и оценкой ситуации. Впрочем, такое положение вещей характерно для нашего государства, в котором экономические реформы разрабатываются и внедряются без участия ученых-экономистов, социальные преобразования проводятся без учета мнения социологов, узнающих о нововведениях из газет. Вполне логично было бы полагать, что и в духовно-нравственной сфере положение у нас точно такое же. К чему все это приведет, можно увидеть на французском примере. В одной из информационных программ проскочила такая фраза одного молодого французского гражданина арабского происхождения, сказанная им о властях Франции: «Они еще не понимают, что это наша страна». Нам тоже не стоит забывать о поколениях, которые придут нам на смену. Г.В.Зазулин: Если мы определяем в нашем государстве правила, мы должны и следить за их исполнением. Поэтому мы стараемся собирать на свои семинары людей, непосредственно работающих в сфере антинаркотической деятельности, в ущерб, возможно, ученым, ведущим фундаментальные исследования. Зато мы осветили вопросы совместной работы с православной епархией, содружество с вузами города. Продолжением разговора станет конференция российских городов ECAD, которая должна пройти в апреле. А в марте предметом обсуждения на нашем семинаре будет вопрос, кто и как в нашей стране занимается изучением и измерением «наркопирамиды». В.Д.Веселов: Может быть, стоит, пока не поздно, обратить внимание на обещанную нам реформу здравоохранения? Как бы нам не остаться в реабилитационной деятельности без помощи медиков-профессионалов, в результате предусматриваемых реформой объединений и перераспределений обязанностей на базе усиления страховой медицины. Г.В.Зазулин: Информация, которую удается получать через средства массовой информации, способна вселить только ужас. К тому же следует не забывать, насколько намерения расходятся в наших традициях с их воплощением. Остается только в личном плане уповать на известный факт, что здоровье индивида на 70% зависит от образа жизни, который индивид ведет. Ю.Е.Андрианова: Однако такая трезвая оценка ситуации характерна для людей с высшим образованием. Им по силам самостоятельно выбрать свой жизненный путь. А что делать людям со средним, скажем, уровнем развития? Куда им идти? Кто станет их пастырем? Кто возьмет на себя заботу о них? Г.В.Зазулин: Во все века в эпоху перемен помощь ближним в большей степени декларировалась, и в существенно меньшей – осуществлялась. Мы живем в лихие времена. С какой точки зрения ни посмотри, наркология должна быть эффективной. Но для этого необходимо обеспечить духовный рост основной массы населения. Вот задача, которую необходимо перед собой ставить, и выполнять в любых условиях. Во время перерывов на кофе участники семинара продолжали обсуждение не только высказанных в докладах положений, но и сложившихся в различных регионах и даже отдельных реабилитационных центрах ситуаций. Например, представитель Подмосковья отметил как положительную тенденцию приход в православную церковь пополнения молодых священнослужителей, занимающих более активную позицию, чем их старшие коллеги, более открытых миру, охотно идущих на прямой, открытый, «интерактивный» контакт с молодежью. Эти люди охотно откликаются на предложения выехать в колонию или интернат для участия в профилактической программе антинаркотической направленности, не уходят от острых вопросов современности.
Представительница Тюмени, наоборот, посетовала на пассивность представителей православной церкви в своем регионе. В условиях отсутствия государственных или общественных структур, призванных помогать прошедшим реабилитационную программу и отслеживать их в последующий период жизни, приходится направлять этих людей к «Свидетелям Иеговы», которые и помощь окажут, и своих возможностей не упустят. Активно работают с бывшими наркозависимыми и протестантские общины, исторически многочисленные в регионе. В итоге может оказаться так, что одна зависимость подмениться другой, но приходится с этим смиряться. Представители Северо-Западного региона активно обсуждали перспективы возможного привлечения церкви к решению социальных проблем. Каковы правовые основы работы светских государственных учреждений и учреждений церковных? Существует ли единая политика церкви по отношению к данным вопросам? Обсуждалось различие в позиции христианских церквей по вопросу служения. Если в православии служение является обязанностью только служителя церкви, а прихожане только исповедуют православие, то у других направлений христианства служение есть прямая обязанность каждого прихожанина, а следовательно, каждый прихожанин занимает активную позицию в деле распространения своих убеждений, то есть активно служит своему богу. Может быть, в этом причины «агрессивного миссионерства» представителей западных религиозных конфессий? |
|||
по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»» // выпуск № 3 (3692), 24 февраля 2006 года |