О повестке дня семинара
Выстроенная организаторами семинара программа отличалась сбалансированностью и внутренней логикой развития. Действительно, за кратким вступительным словом Г.В.Зазулина должно было прозвучать познавательное сообщение шведского журналиста и архитектора Алана Рубина об истоках и дальнейшем развитии практики потребления галлюциногенов на Западе, а также о происходящих с течением времени изменениях во взглядах и привычках этой общности людей. Одним словом, нечто вроде обзорной экскурсии в данный вопрос. Затем планировался рассказ о практическом противодействии наркокультуре на примере отдельно взятого мероприятия – спектакля «Когда часы бьют 12». И заканчиваться «официальная часть» должна была проблемным докладом А.Е. Радеева о фундаментальном подходе к вопросу наркокультуры, о ее теоретическом изучении и научном обосновании контркультуры, которую мы должны создать. На поле теоретизирования всегда есть о чем поспорить, так что предполагалось и наличие горячей дискуссии с активным участием регионов.
|
|
Перерыв на кофе: «Позвольте с вами на согласиться…» Слева направо: А.Радеев, к.ф.н., СПбГУ; Г.Иванов, переводчик; М.И.Архипов; А.Рубин, Швеция. |
|
Однако в дело вмешался случай, и все пошло не так. Портативный компьютер отказался работать как надо, на его «уговоры» нужно было время, а доклад шведского эксперта был построен на основе видеоряда, без которого нельзя было обойтись. Организаторам пришлось перестраиваться на ходу, и первым докладчиком стал А.Е.Радеев. Как и предполагалось, его видение ситуации и тактики борьбы с ней вызвало бурную реакцию собравшихся в виде вопросов, возражений, попыток предложения других подходов. Пришлось Г.В.Зазулину неоднократно просить собравшихся не переходить от вопросов строго по теме доклада к открытой дискуссии, а сперва дать возможность выступить с докладами по повестке дня. После перерыва на кофе, во время которого участники семинара, собираясь в группы «по интересам», активно высказывали свои точки зрения на поднятые вопросы, свое сообщение о истории наркокультуры сделал Алан Рубин. Обилие иллюстративного материала придавало сообщению наглядность и привлекало внимание собравшихся, в большинстве своем не сталкивавшихся ранее в полном объеме со всей историей развития наркокультуры на Западе. Хотя, конечно, все сообщаемые факты широко освещались и в периодической печати, их можно найти на книжных полках магазинов, а теперь можно даже просто съездить в Христианию самому и все увидеть своими глазами. Про российскую действительность, более близкую нам, шведский гость по вполне понятным причинам не говорил. Третий выступающий, директор театра «Куклы и Люди» подмосковного города Лобня О.Г.Кириллова, рассказала о практике работы по противодействию вышеупомянутой наркокультуре силами одного отдельно взятого театра. Опыт работы уникальный, все выступавшие, знакомые с работой этого театра, говорили о безусловной удаче этого опыта. Единодушие выступавших вкупе с увиденными фрагментами спектакля и другими материалами красноречиво убеждало в справедливости такой оценки. Значит, можно что-то реально сделать красиво и эффективно в области наркопрофилактики! Конечно, возможным все это стало только при поддержке местной администрации, потому что мало суметь подготовить мероприятие, надо еще довести его до «потребителя», а такой объем работы не под силу группе энтузиастов. Это также неоднократно прозвучало в ходе семинара. Однако воодушевление при виде успешно реализованного проекта, охватившее присутствующих и даже неким образом сплотившее их, помешало развитию творческой дискуссии, неизменно становящейся самым интересным моментом в ходе предыдущих семинаров. Оппонентов у докладчицы не оказалось. Предъявить собравшимся аналогичный или сколько-нибудь близкий по значимости пример действенной успешной профилактической работы в сфере культуры не смог никто из собравшихся, хотя попытки организации таких мероприятий предпринимались, и это прозвучало за столом во время обсуждения доклада. Завершили программу семинара выступления представителей различных регионов.
Ольга Корепанова
|